РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРЕВОЗОК В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ РФ
В условиях перехода экономики на инновационный путь развития транспорт рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста России. Транспорт обеспечивает единство экономического пространства страны, совершенствование межрегиональных и международных транспортно-экономических связей, рационализацию размещения производительных сил, повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала регионов страны, развитие предпринимательства и расширение международного сотрудничества, вхождение нашей страны в мировую экономику в качестве равноправного партнера.
Решение проблемы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, обеспечения координации и взаимодействия в работе различных видов транспорта, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам (МТК), реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК требует применения принципиально новых подходов. В их основе должны лежать принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность развития транспортно-логистической инфраструктуры и формирования интегрированных транспортно-логистических систем на региональном, межрегиональном и международном уровнях.
Внедрение логистического подхода к реализации Транспортной стратегии России обеспечит: • ускорение и непрерывность продвижения сквозных товаро-материальных потоков; Маркировка • снижение на 30—40% затрат в дистрибуции, связанных с продвижением товароматериальных потоков от мест производства до потребления; • развитие контейнерных перевозок грузов в интер- и муль-тимодальном сообщении; • внедрение логистического сервиса на уровне международных стандартов; • развитие экспорта транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала России.
Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года в качестве одной из целевых установок провозгласила интеграцию в мировое транспортное пространство, развитие экспорта транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала страны в системе МТК. Одной из основных задач, направленных на достижение поставленной цели, является развитие логистической инфраструктуры в мультимодальных транспортных узлах и морских портах, расположенных в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам, создание опорной сети терминальных комплексов и логистических центров на территории страны.
Располагая системой морских портов в Балтийском, Северном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями железных дорог и внутренних судоходных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и меридиональном направлениях, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, способным реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей в глобальной системе МТК.
В ряде европейских стран (Польша, Германия, Венгрия, Австрия, Нидерланды и др.) транзит превращен в доходные статьи бюджетов. Так, в Нидерландах доля доходов от транзита составляет более 40% от общего объема доходов от экспорта услуг.
Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно обеспечивает кратчайшие наземные транзитные связи на этом направлении. Однако мощный транзитный потенциал России пока используется слабо — транзитные перевозки контейнеров в настоящее время составляют лишь около 1 % от их общей величины.
У России есть значительные возможности кардинально изменить расстановку сил. Для этого прежде всего необходимо обеспечить ускоренную модернизацию и развитие логистической инфраструктуры МТК, проходящих по территории нашей страны.
Международный транзит в широтном направлении по Транссибу как составной части евроазиатского МТК «Запад-Восток» не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но и будет способствовать развитию богатейших территорий Сибири и Дальнего Востока. Это стимулирует развитие транспортной инфраструктуры в зоне перспективных месторождений топливно-сырьевых ресурсов и станет условием обеспечения экономической безопасности страны. Кроме того, с развитием транспортных путей повысится промышленное производство на обширных слабоосвоенных территориях, активизируется социально-экономическая сфера Сибири и Дальнего Востока, будут созданы условия для демографического оздоровления региона. Рост населения и укрепление экономического потенциала малозаселенных приграничных областей снизит угрозу территориальной целостности государства на его восточных рубежах.
Второй глобальный евроазиатский МТК меридионального направления «Север-Юг» обеспечит транзитную связь через Россию Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией.
На усиление транзитной независимости России в зоне Балтики было направлено создание паромной переправы «Усть-Луга—Балтийск—порты Германии (Мукран, Засниц и Киль)», которая позволяет также разрешить проблему транспортно-экономических связей с обособленной российской территорией — Калининградской областью. МТК сыграют значительную роль и в повышении эффективности внешней торговли России.
В мировой практике прослеживается неуклонная тенденция совершенствования технологии грузовых перевозок, связанная с концентрацией транспортных потоков и ростом контейнерных перевозок по интермодальным транспортным коридорам, которые должны стать основой единой глобальной транспортной сети XXI века.
Создание и функционирование последней — основные задачи евроазиатской транспортной политики. В Западной и Центральной Европе, где коммуникации более развиты по сравнению со странами Восточной Азии, формирование базовой системы транспортных коридоров в основном уже завершилось.
Для принятия и переработки грузов, следующих в интермодальном сообщении по российской части МТК, и обеспечения соответствующего уровня сервисного обслуживания первостепенное значение наряду с развитием транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством имеет создание в крупных транспортных узлах вдоль трассы МТК мультимодальных терминальных комплексов и транспортно-логистических центров, функционирующих на основе передовых логистических технологий и обеспечивающих интеграцию товароматериальных, информационных, сервисных и финансовых потоков.
Основополагающими элементами логистической инфраструктуры МТК являются мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ), функционирующие на коммерческой корпоративной основе и координирующие все виды транспорта и других участников транспортно-логистического процесса. МТЛЦ рассматриваются как стратегические точки роста экономики России.
По оценке западных экспертов, к 2010—2015 годам в крупнейших транспортных узлах мира будет функционировать порядка 60—70 МТЛЦ международного уровня, которые будут связаны между собой интермодальными транспортными коридорами с подключением к ним региональных логистических систем, через экспедиторов и других логистических операторов обеспечивающих выход к каждому грузоотправителю и грузополучателю.
Такая схема организации доставки грузов повысит эффективность транспортно-распределительного процесса более чем на 30—40%.
Учитывая огромную протяженность Российской Федерации, ее административно-территориальное устройство, разветвленную сеть транспортных коммуникаций, необходимость обеспечения крупных объемов перевозок грузов и грузопереработки, а также транспортно-логистического сервиса, соответствующего международным стандартам, в первой четверти XXI века на территории россии потребуется сформировать, по предварительной оценке, 10 МТЛЦ федерального уровня, порядка 20 МТЛЦ регионального и свыше 50 МТЛЦ территориального ранга.
В крупных мультимодальных узлах федерального уровня, таких как Московский, Ленинградский, Новосибирский, Горьковский, Калининградский, Краснодарский, Свердловский, Красноярский, Иркутский и Хабаровский транспортные узлы, целесообразно создание опорной сети терминалов и логистических центров, объединенных в региональные транспортно-логистические системы (РТЛС) на основе формирования единого организационно-экономического, информационного, научно-технического, кадрового и нормативно-правового обеспечения управления системой грузо- и товародвижения.
Создание опорной сети МТЛЦ в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам и формирование на их основе интегрированных транспортно-логистических систем (ТЛС) является фактором роста региональной экономики, обеспечения конкурентоспособности транспортного комплекса России в глобальной системе МТК и должно стать составной частью государственной (региональной) транспортной политики, играть ведущую роль в развитии транспортной инфраструктуры, рационализации транспортно-экономических связей и всей системы грузо- и товародвижения.
Проект логистического развития РФ
В условиях глобализации мировой экономики первостепенное геополитическое и социально-экономическое значение приобретает развитие транспортно-логистической инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока для обеспечения надежных связей со всеми регионами страны, вовлечения в эксплуатацию богатейших природных ресурсов и притока в эти районы трудоспособного населения, устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока в составе единого геополитического и социально-экономического пространства Российской Федерации.
Развитие в азиатской части россии в зонах тяготения к российской части МТК опорной сети ТЛЦ и формирование на их основе РТЛС обеспечит реализацию транзитного потенциала России в глобальной системе евроазиатских МТК и будет сопровождаться значительным мультипликативным эффектом, который будет проявляться в других отраслях экономики, развитии региональных рынков товаров и услуг и, в конечном итоге, в увеличении валового регионального продукта (ВРП) и валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
В таблице 1 представлен проект основных направлений и задач развития логистической инфраструктуры и логистических технологий транспортировки в транспортном комплексе РФ на период до 2030 года, который мог бы войти в скорректированную Транспортную стратегию России на период до 2030 года.
Библиографический список:
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
2. Клименко В.В. Целевые ориентиры развития логистической инфраструктуры в разрезе Транспортной стратегии РФ до 2030 года //Логистика. — 2012. — № 7.
3. Клименко В.В. Развитие рынка транспортно-логистического сервиса РФ в разрезе формирования логистической инфраструктуры //Логистика. — 2012. — № 5.
4. Клименко В.В. Развитие логистической инфраструктуры морского порта // Логистика. — 2011. — № 12.
ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ
Целеполагающие документы
1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% — к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й — в 2015 году и до 20-й — в 2018 году
2. Задачи НИР «Корректировка Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
Для достижения цели НИР необходимо решить следующие задачи:
a) проанализировать современное состояние транспортного комплекса России и выделить основные проблемы его развития с учетом стоящих перед ним глобальных вызовов;
b) рассчитать значения индикаторов Транспортной стратегии за период 2008—2011 годов, обеспеченных существующей статистической базой;
c) разработать сценарные варианты развития транспортного комплекса России до 2030 года в увязке с тенденциями и ориентирами развития экономики и социальной сферы страны и с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
d) разработать прогнозные количественные и качественные параметры развития транспортного комплекса России на период до 2030 года;
e) разработать целевую модель стратегии и основные направления государственной транспортной политики, откорректировать приоритеты и индикаторы развития транспортного комплекса на долгосрочную перспективу с учетом развития новых направлений деятельности в транспортном комплексе (интеллектуальные транспортные системы, новые логистические технологии, повышение энергоэффективности и экологич-ности транспортной отрасли и др.) и поддержки инновационной деятельности;
f) откорректировать систему задач и мероприятий Транспортной стратегии с учетом ее увязки со стратегиями развития (генеральными схемами, долгосрочными программами и т.п.) отраслей экономики, федеральных округов и субъектов Российской Федерации;
g) откорректировать сроки и содержание этапов реализации Транспортной стратегии;
h) дать оценку ожидаемых результатов от реализации стратегии;
i) разработать оценку необходимого ресурсного обеспечения развития транспортного комплекса России на период до 2030 года по сценарным вариантам и с учетом ГЧП;
j) разработать план мероприятий по реализации стратегии на среднесрочный период.
Материал предоставлен журналом Логистика Подписной индекс 47778 по каталогу агентства Роспечать