СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В свете быстрого развития процессов международного разделения труда и экономической интеграции мировое сообщество, как и мировые хозяйствующие субъекты, все больше внимания уделяет вопросам сохранения окружающей среды. Деятельность мировых хозяйствующих субъектов невозможно представить без логистических процессов, организованных на глобальном уровне. Комплексность и географическая обширность последних влекут постоянное появление новых экологических задач и проблем и непрерывный поиск их решений. Повышенное внимание компаний к «зеленому» аспекту их логистических операций обусловлено и такими тенденциями, как повышение информированности потребителей посредством экологической маркировки, повышение спроса на специалистов по вопросам защиты окружающей среды [2], рост важности экономических факторов поддержания окружающей среды, а также растущее политическое воздействие и регулирование в этом направлении. Как упоминалось ранее в работе «”Зеленая” логистика: теоретическое осмысление через призму зарубежного опыта» [5], в ближайшие годы большинство потребителей предпочтет компанию, которая использует «зеленый» транспорт и логистические решения, более дешевым решениям. Как следствие, согласно опросу «”Зеленые” тренды» (The Green Trends Survey) в исследовании «Towards Sustainable Logistics» [1], 59% бизнес-структур подсчитали, что «зеленая» перевозка их продукции будет решающим фактором в завоевании клиентов в будущем. Таким образом, «зеленая» логистика является одним из самых актуальных на сегодняшний день аспектов функционирования мировых хозяйствующих субъектов, влияющих на сохранение окружающей среды. В настоящее время, как известно, основными субъектами мирохозяйственных отношений процессов товарообмена выступают транснациональные компании (ТНК). В постоянно меняющихся условиях мирового хозяйства инструменты, используемые ТНК в своей деятельности, не всегда применяются уместно и должным образом. Умение ориентироваться во множестве этих инструментов и соответствующем их использовании является весомым преимуществом компании на мировом рынке. Один из наиболее актуальных инструментов в деятельности ТНК на сегодняшний день — логистика. Уделяя больше внимания инновациям, стимулируя их развитие и появление у сотрудников компаний и у торговых партнеров и ученых (например, компания DHL учредила награду DHL Awards), ТНК стремятся к непрерывному процессу улучшения результативности своей деятельности на основе использования принципов логистики [6]. В условиях современного мирового товарообмена и глобализации развитие и совершенствование такого актуального инструмента, как «зеленая» логистика, в деятельности ТНК непременно оказывает значительное положительное влияние на рационализацию и совершенствование их операций в мировом хозяйстве для сохранения экологии планеты (табл. 1).
Компания экспресс-доставки DHL запустила сервис GoGreen, суть которого в том, что DHL подсчитывает количество выбросов со2 при транспортировке каждого груза с момента его приема и до времени доставки получателю. клиент может заплатить на 3% больше, чем следует из стандартных тарифов, и DHL инвестирует собранные деньги в программы защиты климата по всему миру. Японская судоходная компания K Line установила на отдельных судах компьютерную систему, которая на основе постоянного мониторинга погодных и гидрографических условий оптимизирует работу двигателя, что, в свою очередь, приводит к уменьшению объемов вредных выбросов в атмосферу на 1%. Оператор экспресс-доставки UPS недавно приобрел 130 машин с гибридными двигателями, которые в год будут потреблять на 66 тыс. галлонов топлива (на 35%) меньше, чем транспорт с двигателем внутреннего сгорания. выбросов со2 также станет на 671 тонну меньше. размер «сэкономленных» выбросов эквивалентен объему выхлопов, который приходится в год на 128 легковых автомобилей. Немецкий перевозчик Deutsche Bahn Schenker Rail впервые в европейской железнодорожной отрасли предложил способ переправки грузов, полностью исключающий выброс углекислого газа. в рамках проекта Eco Plus компания получает электричество для своих электровозов из возобновляемых источников энергии, причем за счет дополнительных сборов с клиента, чьи машины перевозит, например, автоконцерна Audi. всего же Deutsche Bahn в рамках своей программы по защите климата к 2020 году намерен сократить выхлоп углекислого газа от своих операций по всему миру на 20% по сравнению с 2006-м [8]. Компания Green Cargo, поставщик услуг логистики, тоже осознала знамения времени. в течение ряда лет компания вкладывала капитал в локомотивы с низким потреблением энергии [9]. Порядка 60 млн евро было сэкономлено во время строительства «северного потока» благодаря разработанной концепции «зеленой» логистики. об этом сообщил руководитель департамента экологического менеджмента компании Nord Stream AG Бруно Хельг. «северный поток» стал наиболее безопасным и экологичным способом транспортировки газа в мире. по оценкам экспертов, сокращение выбросов CO2 в атмосферу в течение 50 лет эксплуатации газопровода составит 200 млн тонн [3]. В логистическом центре «Тойота» в бельгийском городе Эеебрюгге в начале 2013 года появятся две ветряные турбины. каждая из них будет вырабатывать 3 Мвт электроэнергии, а их ежегодная производительность составит 17,1 Мвт/ч. кроме того, на заводах «Тойота» в великобритании и Франции установлены солнечные панели для выработки электроэнергии [4]. В то время как мировое сообщество все еще пытается договориться о согласованных действиях и комплексном подходе к борьбе с изменением климата в глобальном масштабе (табл. 2), во всем мире активно внедряются многочисленные нормативные акты, направленные на ограничение выбросов углекислого газа транспортом.
Регулирование стало важным фактором и будет оставаться основным двигателем для продвижения «зеленой» логистики. различные меры регулирования будут способствовать декарбонизации транспорта и логистики в будущем, о некоторых из них мы уже упоминали в статье «Тенденции развития современной логистики в системе Тнк: взгляд в будущее» [6]. Более важны, однако, экономические стимулы, заслуживающие особого упоминания. они могут стать эффективными инструментами поощрения необходимых изменений в транспортно-логистическом бизнесе. Это верно не только для финансовых стимулов, поощряющих меры по сокращению выбросов углерода или финансирование ниокр для низкоуглеродистых транспортных решений, это относится и к ценовым схемам на углерод, так как они являются важнейшим инструментом представления последствий выбросов углекислого газа в процессе принятия бизнес-решений. Стандарты по углероду и поощрение «углеродной прозрачности», безусловно, станут ключевыми сферами будущих направлений деятельности в различных отраслях промышленности. кроме того, подавляющее большинство пользователей транспортно-логистических услуг согласны с утверждением, что должны существовать четкие стандарты для компенсаций, связанных с выбросом транспортом углекислого газа, а также оценки независимых организаций. Это, безусловно, та область, где политическая поддержка со стороны государства может многое изменить и внести вклад в развитие «зеленого» транспорта. Аналогично подавляющее большинство конечных потребителей отмечает, что в будущем они будут обращать внимание на меры по информированию об углеродном следе, в частности на этикетки с указанием выбросов со2. в соответствии с опросом The Green Trends Survey, конечные потребители, а также бизнес-структуры ожидают, что будущее регулирование будет происходить скорее на национальном, а не на международном уровне. регулирование на международном уровне осложняет деятельность компаний из-за регламентов, перекрывающих друг друга. Большинство потребителей тем не менее считает, что политические действия со стороны государства будут иметь значительный эффект в борьбе с изменением климата. Правительства, которые намерены активно решать проблемы изменения климата, используют различные политические инструменты для достижения своих целей по сокращению выбросов. основное внимание будет уделяться тем политическим мерам, которые влияют на углеродный след транспорта и логистики. на самом общем уровне, согласно исследованию доктора Кристофа Ерхарта [1], различают три категории: традиционные инструменты регулирования, рыночные экономические инструменты и инструменты инфраструктуры. охарактеризуем вышеназванные инструменты.
ТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Такие инструменты охватывают все ограничительные меры, которые лимитируют различные виды деятельности или запрещают производство/использование определенных продуктов. Они включают: — эмиссионные стандарты и стандарты топливной эффективности — наиболее яркие примеры традиционных инструментов регулирования; — метод «топ раннер» (1ор runner) фокусируется на наиболее имеющихся эффективных моделях и устанавливает их характеристики в качестве будущего минимального стандарта. Такие правила даже могут быть нацелены на отдельные компоненты транспортного средства (например, самые энергоэффективные кондиционеры, освещение, смазочные материалы или наиболее эффективные шины и становятся основой для минимального стандарта). Япония является, вероятно, страной с самым большим опытом работы с программой «топ раннер» (top runner) на широком ассортименте продуктов, перемещаемых пассажирскими и грузовыми транспортными средствами. производители сталкиваются с санкциями, если производимая ими продукция или услуги не соответствуют этим стандартам; — ограничение доступа транспортных средств предполагает полное закрытие некоторых географических участков для определенных категорий транспортных средств, в то время как в зонах с низким уровнем выбросов устанавливаются свои критерии, которые должны быть выполнены, чтобы иметь возможность войти в зону. оба эти требования осуществляются на локальном уровне, что позволяет избежать выбросов в концентрированных городских районах и поощрять использование транспортных альтернатив с низким уровнем выбросов, уменьшив эмиссию от автомобильного движения. Этот метод уже находит применение во многих российских городах, например, в Москве, санкт-петербурге, краснодаре и других. кроме того, ограничение скорости в настоящее время все больше рассматривается как инструмент политики в области климата, а не просто рычаг влияния на безопасность дорожного движения. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В отличие от традиционных, экономические (рыночные) инструменты не являются запрещающими в сфере влияния на окружающую среду, но вместо этого стремятся установить правильные стимулы. Участвующим сторонам предлагается сократить выбросы посредством денежных стимулов; они гарантируют, что производители и потребители учитывают цель сдерживания углерода во всех своих решениях. Экономические инструменты включают: — эмиссионные торговые программы, которые устанавливают лимит выбросов, параллельно выдавая соответствующее количество разрешений на загрязнение. промышленные фирмы могут реагировать либо снижением собственных выбросов, либо покупкой излишних разрешений у фирм, которые успешно сократили свою эмиссию. Ярким примером может послужить киотский протокол, ставший первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. страны, подписавшие протокол, в том числе россия, определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Также одной из крупнейших мировых эмиссионных торговых схем, охватывающей многие страны и различные сектора, является Эмиссионная торговая система европейского союза (EU ETS — the European Union Emissions Trading System). начиная с января 2012 года авиационная промышленность стала первой связанной с транспортом смежной отраслью в EU ETS; — углеродные налоги — это налоги, взимаемые за сжигание ископаемого топлива. они препятствуют использованию выбросов углеродоемкого топлива. в отличие от ограничений и торговли квотами их реализация снижает волатильность всех связанных цен, но не может гарантировать определенное количество сокращения выбросов углерода; — продвижение низкоуглеродных технологий за счет финансовой поддержки награждает взносами за сокращение эмиссии и стимулирует инвестиции в развитие эффективности использования угля. некоторые правительства влияют на спрос, поддерживая закупки гибридных, электрических или других низкоэмиссионных транспортных средств. например, стимулирующий законопроект сША включал несколько миллиардов долларов в фонды, ориентированные на поддержку энергоэффективных мероприятий, связанных с логистической отраслью: разработка и производство электрических транспортных средств, а также $800 млн на поддержку исследований и разработку биотоплива и проектов биоочистительных заводов промышленного масштаба. ИНСТРУМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКА Эффективное хранение, использование и администрирование транспортно-логистической инфраструктуры значительно влияет на эффективность перевозок. Указанные инструменты предполагают: — достаточное инвестирование в физическую инфраструктуру транспорта и логистики: автомобильные, железные дороги, подъездные пути, порты и аэропорты, пулы, хабы, грузовые терминалы и высококлассные склады, а это не только стимулирующий фактор для транспорта, но и необходимое условие, чтобы помочь транспортным и логистическим провайдерам достичь оптимального уровня операционной эффективности; — рыночные барьеры, ограничивающие транспортные мощности от полного использования в различных сегментах перевозок. законы, мешающие перевозчикам свободно осуществлять операции в других странах (например, каботажные ограничения), отсутствие или недостаточная либерализация или обеспечение соблюдения действий по либерализации и отсутствие трансграничных функционально совместимых инфраструктур — все это выражается в потере ценных транспортных ресурсов. например, полное снятие дорожных каботажных ограничений в ЕО позволит заметно снизить количество пустых грузовиков, в то время как полная либерализация железнодорожных систем и улучшенные взаимосвязи национальных железнодорожных инфраструктур улучшили бы не только национальное, но и трансграничное использование грузовых железнодорожных перевозок; — субоптимальное управление инфраструктурой также оптимизирует некоторые виды транспорта для раскрытия всего потенциала. В последние десятилетия, например, фрагментированный контроль воздушного пространства в Европе, вызванный национальными границами, способствовал созданию воздушных «пробок» и дорогостоящих задержек. К примеру, улучшения, предусмотренные в пакете «Единое европейское небо II» (Single European Sky II) Европейского союза, в 2008 году смогли оптимизировать организацию европейского воздушного пространства и достичь уровня экономии выбросов до 12%. Кроме того, Соединенные Штаты управляют воздушным движением посредством системы NextGen (Next Generation Air Transportation System — Воздушная транспортная система следующего поколения). О помощью спутниковых технологий она призвана значительно повысить эффективность контроля американского воздушного движения, что способствует заметному сокращению выбросов углекислого газа. Таким образом, учитывая все ключевые заинтересованные группы, такие как производители-потребители (клиенты) продукции, участники финансовых рынков, государство и общество, и при их всестороннем рассмотрении становится очевидна необходимость более экологичных методов ведения бизнеса. На основе вышесказанного можно сделать ряд выводов. 1. Потребительский спрос растет, и участники экономических отношений проявляют определенную готовность платить больше за «зеленые» логистические решения. Однако даже если потребители все больше осознают, что в их руках стратегическая власть за счет их покупательских решений, было бы чрезмерно оптимистичным считать, что только лишь поведение потребителей вызовет массовый переход к экологически чистому предложению. 2. Потребители должны иметь возможность сделать осознанный выбор. Ооздание прозрачности в отношении выбросов от различных видов транспорта и продуктов является ключевым. Оовместная выработка общих стандартов измерений и учета углерода — это ответственность как политиков, так и компаний (промышленных, торговых и др.). 3. Поскольку репутация компании становится все более важным фактором для клиентов при выборе провайдера, предложение авангардных решений с точки зрения экологичности может быть двигателем продаж само по себе, к тому же это повышает привлекательность компании для хорошо образованных кандидатов на работу. Оледовательно, в контексте развития мирохозяйственных связей в условиях глобализации и вступления России в ВТО огромное значение приобретают современные подходы к обслуживанию процессов товарообмена, одним из которых выступает такой инновационный подход, как «зеленая» логистика.
Библиографический список:
1. Christof Dr., Ehrhart E. Delivering Tomorrow: Towards Sustainable Logistics. — 2012; http://www.delivering-tomorrow. com.
2. GradView, Environmental Awareness Movement Inspires Green MBA Courses. — 2010; http://www.gradview.com/ news/article/environmental-awareness-movement-inspires-green-mba-courses-499. 3. Александрова К. «Зеленая» логистика позволила сэкономить 60 млн евро. — 2011; http://www.lenoblin-form.ru/apps/news/2011/11/08/zelenaya-logistika-pozvolila-sekonomit-okolo-mln-e/?cat_ids=3. 4. «Зеленая» логистика «Тойоты». — 2011; http://www.st-slogistics.net/press/4080.html. 5. Кизим А.А., Кабертай Д.А. «Зеленая» логистика: теоретическое осмысление через призму зарубежного опыта //Вестник Южного федерального округа. — 2012. — № 8. 6. Кизим А.А., Кабертай Д.А. Тенденции развития современной логистики в системе ТНК: взгляд в будущее. Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы (коллективная монография). — Краснодар: Изд-во НИИ экономики ЮФО РФ, 2012. — 62 с. 7. Кизим А.А., Задорожняя В.В. Составляющие безопасности территории в развитии интернационализированных предприятий (производств): региональный аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 4 (145). 8. Кириллов И. Экология в приказном порядке // Коммерсантъ. Секрет Фирмы. — 2011. — № 3 (307); http://www.kommersant.ru/doc/1592409. 9. Спрингер Ю. Зеленый свет «зеленой» логистике. — 2009; http://ru.sap.info/зеленый-свет-зеленой-логистике/15650.
Материал предоставлен журналом Логистика Подписной индекс 47778 по каталогу агентства Роспечать