Руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляется:
– Правительством РФ – обеспечивает общее руководство;
– Системой таможенных органов РФ – обеспечивает непосредственное выполнение задач в таможенном деле, единообразие применяемого таможенного законодательства;
– Министерством финансов РФ – обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере таможенных платежей и таможенной стоимости товаров.
Хотя Правительство РФ осуществляет общее руководство, а Министерство финансов регулирует систему платежей, основные функции по регулированию таможенных отношений выполняют таможенные органы.
В систему таможенных органов РФ входят:
– Федеральная таможенная служба РФ – осуществляет руководство на федеральном уровне;
– региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам);
– таможни (в основном соответствуют субъектам РФ);
– таможенные посты.
ФТС имеет право создавать специализированные таможенные органы или подразделения (таможня аэропорта, Центральная акцизная торговля и т.д.), которые также входят в структуру федеральных таможенных органов.
В своей деятельности таможенные органы руководствуются нормативно-правовыми актами РФ и законодательством Таможенного союза:
– Конституция РФ;
– Таможенный кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана от 1 июля 2010 года;
– Договора между странами-участницами ТС;
– Решения Комиссии ТС;
– Налоговый кодекс РФ от 16 июля 1998 года;
– Закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года;
– другими законами, международными договорами и постановлениями.
Федеральная таможенная служба выполняет функции таможенного регулирования на федеральном уровне и осуществляет свою деятельность через региональные таможенные управления. В процессе выполнения поставленных задач взаимодействует с другими федеральными органами, органами местного самоуправления, Центробанком РФ.
В своей деятельности региональные таможенные управления подчиняются ФТС, но порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяет Правительство РФ.
Деятельность всех таможенных органов РФ направлена на реализацию ряда задач, которые после вхождения в ТС можно условно разделить на две группы: задачи, направленные на достижение экономических целей РФ в составе ТС и задачи, направленные на достижение стратегических целей РФ. Поскольку ТС образовали страны с похожими стратегиями социально-экономического развития, то эти две группы задач очень близки по смыслу, а иногда и повторяются.
Задачи, направленные на достижение экономических целей РФ в составе ТС:
– реализация единой политики ТС в сфере торговли;
– обеспечение полного выполнения законодательства ТС и законодательства стран-участниц ТС;
– оказание административной помощи странам-участницам;
– взимание пошлин и платежей в пределах своей компетенции;
– обеспечение мер таможенного регулирования;
– создание условий для ускорения товарооборота через границу;
– борьба с контрабандой и легализацией доходов, полученных незаконным путем;
– контроль за валютными операциями в пределах компетенции;
– выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений;
– защита прав на интеллектуальную собственность;
– ведение статистики.
Задачи, направленные на достижение стратегических целей РФ:
– повышение уровня соблюдения законодательства РФ в сфере таможенных отношений;
– обеспечение своевременной и полной уплаты таможенных сборов, пошлин и налогов;
– повышение уровня функционирования таможенных органов, улучшение качества предоставляемых услуг;
– борьба с контрабандой товаров, запрещенных к ввозу на территорию или вывозу с территории РФ.
Выполнение данных задач таможенными органами способствует достижению стратегических целей социально-экономического развития России в составе ТС.
Для выполнения поставленных задач, таможенные органы выполняют следующие функции:
– проведение и повышение уровня таможенного контроля;
– содействие ускорению товарооборота;
– ведение статистики в таможенной сфере;
– взимание таможенных пошлин и сборов, контроль их точности;
– контроль международных перевозок по территории РФ;
– обеспечение действия ограничений и запретов на ввоз или вывоз товаров;
– обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность в пределах компетенции;
– обеспечение мер по предотвращению или выявлению правонарушений: следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, производство по административным делам;
– контроль, в пределах компетенции, за осуществлением валютных операций;
– защита интересов отечественных производителей;
– противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем;
– сотрудничество с иностранными таможенными органами;
– проведение информирования и предоставление консультации;
– проведение научных исследований в области таможенного дела.
Таможенные органы имеют свой флаг, эмблему и вымпел. Использование таможенной символики или схожей с ней строго регламентировано, а в личных целях – запрещено.
Обязательным местонахождением таможенных органов являются пункты пропуска через Государственную границу РФ. Другие места расположения региональных таможенных органов определяет ФТС.
В своей деятельности таможенные органы РФ руководствуются принципами законности, гласности, равенства перед законом, единства системы таможенных органов, ясности и профессионализма.
Стоит отметить, что вся деятельность государственных органов и их должностных лиц четко прописана в нормативно-правовых актах. Если частным или юридическим лицам позволено делать всё, что прямо не запрещено в законе, то органы таможни – наоборот – могут действовать лишь в пределах прямо прописанных в законе полномочий.
При использовании материалов публикации активная гиперссылка на customsexpert.ru обязательна.