Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума

Соглашение о свободной торговле между Сербией и ЕАЭС может быть подписано 25 октября, сообщил посол России в стране Александр Боцан-Харченко.

Российские таможенники на некоторых пунктах пропуска через госграницу начнут проверять наличие цветов и фруктов в багаже и ручной клади граждан.

C 1 сентября ввозные таможенные пошлины на импортные автомобили будут снижены в соответствии с обязательствами, которые дала Россия при вступлении в ВТО.

/ Для юридических лиц

Нетарифное регулирование. Меры прямого ограничения: квотирование, лицензирование, специальные защитные меры

Нетарифное регулирование

Под нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.

В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц ТС.

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза.

Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Мы остановимся на основных из них.

В соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные группы:

 1. Меры прямого ограничения:
-        Квотирование;
-        Лицензирование;
-        Специальные защитные меры.
2. Таможенные и административные формальности:
-        Сертификация;
-        Санитарно-эпидемологический контроль;
-        Ветеринарный надзор;
-        Карантинный фитосанитарный контроль.
3. Прочие нетарифные методы:
-        Валютный контроль.

 

Квотирование

Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).

Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз ограниченного объема. В России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.

Различают следующие виды квот:

-        Глобальные квоты - определяют размер общего ввоза определенного товара, не распределенный между поставщиками;
-        Индивидуальные квоты - распределяют пропорционально доле каждого поставщика за базовый период путем двустороннего согласования;
-        Сезонные квоты - устанавливают в строго отведенный период календарного года и чаще всего распространяются  на определенные виды сельскохозяйственной продукции.
-        Тарифные квоты - предусматривают преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами.

К преимуществам квотирования можно отнести:

-        Гарантии ограничения ввоза товаров до определенной величины.
-        Поддержку определенных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством.

В качестве недостатков квоты можно выделить ее способствование монополизации экономики, ограничивая ценовую конкуренцию, а также малоэффективное и произвольное распределение лицензий.

В соответствии с положениями ст. 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, принятого 25 января 2008 года, экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:

1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
-         сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
-        сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром,  в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
-        снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
-        снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
-        ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит
от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

 

Лицензирование

Под лицензированием принято понимать государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров.

В соответствии с положениями ст. 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, лицензирование осуществляется в случаях:

-        Введения временных количественных ограничений на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
-        Реализации разрешительного порядка ввоза или вывоза отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
-        Предоставления исключительного права на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
-        Выполнения международных обязательств.

В соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" выдача лицензий осуществляется для товаров перечисленных в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132.

Выдача лицензий осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Для России, Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р, установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи соответствующих лицензий.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Различают 3 вида лицензий:

-        Разовые лицензии  - выдаются на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, дают право на экспорт или импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии – не более 1 года.
-        Генеральные лицензии - выдаются участнику ВЭД на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или вывозимого товара с указанием его количества. Период действия лицензии – не более 1 года.
-        Исключительные лицензии - предоставляют заявителю исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия лицензии устанавливается индивидуально.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.

Для получения лицензии участнику ВЭД необходимо подготовить следующий комплект документов, в соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".

-        заявление о выдаче лицензии, по утвержденной форме;
-        электронная копия заявления;
-        копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
-        копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
-        копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
-        иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Скачать форму заявления о выдаче лицензии и образец бланка лиценции

Следует учитывать, что лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД, независимо от количества наименований товаров по договору. Перечень лицензируемых товаров приведен в Письме ФТС РФ от 16.07.2008г. № 01-11/28567 "О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения"

Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии предоставляет оригинал лицензии в таможенный орган по месту регистрации.

 

Специальные защитные меры

Целью применения специальных защитных мер является защита экономических интересов производителей товаров государств-членов Таможенного союза в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию ТС. В эту группу защитных мер входят:

Специальные пошлины - применяются в исключительных случаях, и устанавливаются только по результатам проведенного расследования. Применение такой меры, обусловлено угрозой причинения серьезного ущерба определенной отрасли экономики в случаях ввоза товаров на таможенную территорию ТС в возросших количествах. Срок действия специальных пошлин устанавливается компетентным органом государства, до момента полного устранения ущерба экономики, и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения.

Антидемпинговые пошлины - применяются к товарам, являющимся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что ввоз таких товаров на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики государства. Антидемпинговые пошлины применяется только по решению компетентного органа в размерах и в течение сроков, необходимых для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта. Максимальный срок действия антидемпинговой меры не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

Компенсационные пошлины - применяются к ввозимым товарам, при производстве, вывозе или транспортировке которых использовалась специфическая субсидия иностранного государства, в случае, если по результатам расследования было установлено, что ввоз такого товара на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики стран-членов Таможенного союза. Срок действия компенсационных пошлин устанавливается компетентным органом до момента полного устранения возникшего ущерба отрасли экономики, и не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

Порядок проведения расследования и и применения специальных защитных мер установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам". Полномочия по проведению расследования в России возложены на Минэкономразвития РФ.

Следует отметить, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.

 

Дополнительно по теме:

Общие сведения о таможенном регулировании. Основные используемые термины. Таможенно-тарифное регулирование

Сертификация как мера нетарифного регулирования

Санитарно-эпидемиологический контроль как мера нетарифного регулирования

Ветеринарный контроль и карантинный фитосанитарный контроль как меры нетарифного регулирования

Валютный контроль как мера нетарифного регулирования

Нуждаетесь в консультации?

Готовое решение для вашего бизнеса от CustomsExpert Консалтинг

При использовании материалов публикации активная гиперссылка на http://customsexpert.ru обязательна.

Система комментирования Disqus
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog