Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Закон пока не вызывает оптимизма

Применительно к современной тенденции в таможенном деле в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) можно сказать, что все течет, но, к сожалению, пока мало что изменяется. Ярким и наглядным доказательством тому предложенный чиновниками текст Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС, который, как известно, сейчас проходит процедуру ратификации.

Сколько по этому документу было ожиданий и надежд, сколько сломано копий в дискуссиях на различных площадках, однако результат получился предсказуемым. В очередной раз приходится констатировать, что в погоне за геополитикой, стремлением представить руководству стран Союза некий революционный документ, равного которому до сих пор не было, забыли о самом главном, а может, и не хотели помнить, – о тех, кому придется не на словах, а на деле в своей работе руководствоваться указанным Кодексом. Имею в виду несколько десятков тысяч таможенников и сотни тысяч простых участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), чьи нужды и чаяния ушли на второй план.

При этом с самых высоких трибун постоянно декларируется, что чуть ли не ради них и затевались все глобальные проекты в области экономической интеграции, которые в последнее время происходят на значительной части постсоветского пространства. На самом деле именно успехи бизнеса, а не деяния чиновников должны складывать по кирпичику новое здание нашей государственности. Правда, сначала для него следует заложить надежный фундамент, которого пока нет и, что самое печальное, даже нет намеков та то, что он вскоре появится.

В ходе подготовки проекта ТК ЕАЭС разработчики инициировали некое подобие активного обсуждения его положений. Сколько по этому поводу было проведено дискуссий и не счесть. Вот только итог получился предсказуемо обескураживающим. В финальном варианте Кодекса изменения, на появление которых так надеялся добропорядочный бизнес, фактически не были зафиксированы, а большая часть поставленных в ходе обсуждения вопросов вообще не была услышана. К сожалению, все то рациональное, что изначально имело место, утонуло в бурном водовороте споров в рамках межгосударственного согласования и в представленный на утверждение текст документа не вошло.

Хотя ради справедливости стоит признать, что в ТК ЕАЭС включен ряд реально революционных подходов, позволяющих ощутить веяние новой информационной эры и почувствовать себя в центре применения передовых электронных технологий. Теперь уже ясно, что по многим позициям Кодекс писался по устаревшим лекалам ранее действовавших документов, а значит, в принципе не развивает, а сужает применение передовых подходов, призванных увеличить и ускорить внешнеторговый оборот в странах Союза.

Происходит это на фоне столкновения уже изживших себя схем администрирования и технологий контроля с новой информационной реальностью. При этом искреннее желание вписать уже использовавшиеся технологии, базирующиеся на архаичных методах работы, в современный электронный формат, не меняя при этом их сути, как показывает первое прочтение Кодекса, на поверку оказалось явно проигрышной и бесперспективной затеей.

В этой ситуации бизнес настораживает и печалит другое. Как показывает даже самый поверхностный анализ появляющихся в последнее время в публичном пространстве вариантов проекта новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в нем уже изначально не решается ни одна из наболевших проблем в сфере внешней торговли и таможенного дела в стране.

По мнению знакомых с предварительным текстом документа экспертов (один из его вариантов есть в распоряжении редакции), авторы не сумели или не захотели четко определить механизмы снятия противоречий, неизменно возникающих между устаревшей системой таможенного администрирования и анонсированными подходами по гармонизации таможенного оформления вкупе с ускорением.

Возьмем одну из наиболее революционных идей автоматического выпуска товаров. В проекте закона определено, что его применение будет доступно только для «белых» участников ВЭД, что должно быть реализовано через систему анализа и управления рисками (СУР). В то же время описание данной системы ограничено декларативными нормами и является полностью непубличной не только с точки зрения ее применения, но и с позиции выбора критериев ее формирования и функционирования.

Не споря с правом контролирующих органов на сохранение в тайне секретных оперативных сегментов системы, согласиться с тем, что система категорирования участников ВЭД будет использоваться бесконтрольно, невозможно. При этом четко регламентированный ТК ЕАЭС публичный институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), развитие которого также является одной из передовых идей Кодекса, в качестве критерия допуска к системе автовыпуска в законе проигнорирован.

Вместе с тем развитие института УЭО во всем мире служит именно целям категорирования участников ВЭД. Однако в проекте закона становление низкого уровня риска при оценке в СУР поставок данного оператора, а в перспективе и возможность оценки безопасности всей цепи поставок УЭО как низко рискованных не принимается, даже несмотря на заложенный в Кодексе принцип. Наоборот, в последнее время у нас этот институт всячески дискредитируется в глазах общественности и подменяется мифическими «белыми списками». Естественным ответом бизнеса на складывающуюся ситуацию является крайне малое по сравнению с иными экономически развитыми странами число действующих у нас УЭО.

Эксперты убеждены в опасности и порочности использования предлагаемого таможенными органами подхода на основе применения непубличных критериев оценки. В итоге это неизменно приведет к созданию дискриминационных условий для компаний, выведенных из разряда «белых», и их фактическому устранению с рынка путем создания неравных условий конкуренции.

Кроме того, в предлагаемом проекте не исправлена ситуация с расширением возможностей применения таможенных процедур переработки, позволяющих использовать экономический потенциал стран – участниц Союза в системе международной трудовой и производственной кооперации.

Также, как уточняют эксперты, пока остаются неурегулированными вопросы необходимости и порядка идентификации товаров в продуктах переработки, включая получение заключений о нормах выработки. На уровне таможенного и налогового законодательства пока никак не урегулированы проблемы, возникающие при взимании налога на добавленную стоимость (НДС) при переработке товаров на таможенной территории.

К сожалению, в предлагаемом варианте за скобками остались принципы, позволяющие изменить нынешние подходы к экспресс-перевозкам и вопросам таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках международного почтового обмена. Не сделаны шаги к развитию и использованию огромного транзитного потенциала Союза. На низком уровне остается организация регулирования принципиальных вопросов, связанных с взиманием сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, нет решений относительно внесения и использования обеспечения по реестровой деятельности.

По результатам первичного анализа текста проекта закона пока можно сделать нерадужные выводы. Приходится констатировать, что в его основу положены реакционные принципы, которые практически нивелируют прогрессивные шаги, продекларированные в ТК ЕАЭС. Остается надеяться, что гуляющие по публичному пространству якобы проекты документа не являются его реальной версией, и на то, что в рамках процедур согласования и принятия закона участникам ВЭД и их профессиональным объединениям удастся не просто вынести наиболее болезненные позиции на общественное обсуждение, но и в итоге скорректировать их.

Для экспертов один вывод уже бесспорен – предлагаемый таможней вариант закона несет реальные угрозы для малого и среднего бизнеса, на который в сфере ВЭД приходится основная масса игроков. В данном случае мы получаем объективно очень вескую причину для консолидации усилий этого сегмента бизнеса с целью совместной защиты своих деловых интересов.

Анатолий ИЛЬИН,

эксперт в сфере ВЭД,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 10 мая 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog