Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил новые критерии, которые придется учитывать при формировании новых особых экономических зон (ОЭЗ). Теперь для принятия решения об их создании необходимо будет утверждать объем окупаемости, бюджетную рентабельность и доходность, а также сроки окупаемости всего проекта.

В III квартале 2016 г. максимальная ставка аренды на основных торговых улицах Москвы осталась неизменной, составив 250 тыс. руб./м2/год.

Группа ГАЗ в рамках выставки «ЭкспоСитиТранс» представила электробус нового поколения на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Заказчиком создания электробуса выступил Мосгортранс. Документы о передаче машины в тестовую эксплуатацию заказчику подписали президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

26 мая в Казани состоятся заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправсовета. На заседании Совета глав правительств СНГ планируют обсудить вопросы развития взаимодействия в рамках содружества, включая международные договоры в сферах использования атомной энергии в мирных целях, в сфере геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли и в сфере противодействия производству и распространения контрафактной продукции, защиты интеллектуальной собственности.

С 1 июня распределением терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" займутся официальные таможенные представители. "Сумотори-Авто" - один из уполномоченных агентов АО "ГЛОНАСС" в Приморье - В прекращает продажу физлицам.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в саммите стран-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Стамбуле.

/ Статьи

Юридически значимый электронный документооборот в авиационной отрасли

Галина Круглая

ГАЛИНА КРУГЛАЯ

ООО «Эскорт»,

исполнительный директор

Современные глобальные задачи, стоящие перед страной, интеграция России в мировую экономическую систему выдвигают новые требования к гражданской авиации. национальные авиатранспортные комплексы должны обеспечить новое качество работы авиационного транспорта, соответствующее мировым отраслевым стандартам. Это не только привлечение дополнительных пассажирских и грузовых потоков и увеличение бюджетных поступлений, но и позиционирование России в мире как крупнейшей транспортной державы.

Наряду с количественным наращиванием пропускных и провозных возможностей от авиатранспортной системы требуется реализация инноваций, основанных на интеграции технологических преимуществ авиационного транспорта и комплексной информатизации авиатранспортных логистических процессов. внедрение современных стандартов юридически значимого электронного документооборота.

Наряду с количественным наращиванием пропускных и провозных возможностей от авиатранспортной системы требуется реализация инноваций, основанных на интеграции технологических преимуществ авиационного транспорта и комплексной информатизации авиатранспортных логистических процессов. Внедрение современных стандартов юридически значимого электронного документооборота в бизнес-процессы гражданской авиации является одним из наиболее значимых аспектов такой интеграции.

Неоспоримый факт — не существует бизнеса без документов. Их создание, передача и обработка составляют основу как внутреннего документооборота предприятия, так и процессов взаимодействия с партнерами. и чем незаметнее для бизнеса выполняются операции с документами, тем он эффективнее и, следовательно, инвестиционно привлекательнее. Именно поэтому в настоящее время мы все чаще слышим о внедрении технологий юридически значимого электронного документооборота между контрагентами (далее — внешний электронный документооборот). сегодня отказ от бумажных документов в пользу электронных — это тренд, который дает возможность компаниям сократить издержки, свести к минимуму производственные простои, значительно увеличить оборачиваемость средств.

В лидерах перехода на внешний электронный документооборот оказались предприятия с большим объемом документов, функционирующие в сферах коммунального хозяйства и телекоммуникаций, сетевые предприятия торговли. внешний электронный документооборот органично вписался в бизнес, позволяя практически мгновенно выполнять рутинные операции по работе с заявками, отчетами, актами и прочими документами. Поэтому и для современной авиационной отрасли с ее жесткими информационными стандартами внешний электронный документооборот — насущная необходимость, элемент конкурентной борьбы, одно из условий самого существования на мировом рынке авиаперевозок. К тому же предпосылки к его внедрению появились уже несколько лет назад, когда предприятия авиационной отрасли перешли на обмен информацией в простой электронной форме. Двигателем прогресса здесь выступили крупные игроки: международная ассоциация воздушного транспорта IATA, российский консолидатор ТКП и ряд авиакомпаний перевели в электронный вид обмен информацией о продаже перевозок и взаимных обязательствах.

Однако обмен юридически значимыми документами до сих пор производится в бумажном виде. Или, что еще хуже, нередко компания, внедрив какую-либо систему электронного документооборота, продолжает создавать, передавать и хранить в традиционном бумажном виде множество документов, требуемых для формирования той или иной электронной формы. В этом случае налицо ситуация двойного документооборота, причем электронный вариант документа заведомо будет иметь потенциальные ошибки ручного ввода информации. Говорить об эффективности процесса, о снижении затрат, об оптимизации бизнеса и других преимуществах здесь можно лишь с изрядной долей условности.

Попробуем разобраться в причинах. Для этого важно помнить, что отношения между авиапредприятиями построены по схеме «многие ко многим». Они носят, как правило, долгосрочный характер. Так, например, одна авиакомпания выполняет рейсы во многие аэропорты и один аэропорт принимает рейсы многих авиакомпаний, или же одна авиакомпания заключает агентский договор со многими агентствами и одно агентство оформляет авиаперевозки на бланках многих авиакомпаний. Работа по каждому заключенному договору может продолжаться десятилетиями, и, однажды наладив документооборот, компании не считают нужным что-либо менять, а наоборот, относятся к любым изменениям крайне консервативно.

Другая особенность, сдерживающая распространение внешнего электронного документооборота в авиации — огромное количество учетных документов, подлежащих выверке и своевременной обработке. Авиапредприятия боятся нарушить привычный процесс и охватить весь объем учетной документации, стремятся минимизировать риски и в итоге ограничиваются только обменом электронными счетами-фактуры. Как уже было отмечено выше, такой электронный документооборот ведет к большим непроизводительным затратам и, как минимум, двойному процессу формирования и обработки документов.

К причинам недостаточно эффективного внедрения внешнего электронного документооборота в отечественной гражданской авиации можно отнести использование компаниями очень большого числа разноплановых информационных систем: системы учетные, Кадровые, ресурсные, системы управления продажами, логистические системы, системы управленческого документооборота и управления взаимоотношениями с клиентами и др.

Автоматизация получения и обработки документов из транспортной системы электронного документооборота требует тщательной проработки маршрутов и интеграции ее со всеми информационными компонентами предприятия, а этого довольно сложно достичь на первом этапе внедрения. И конечно, нельзя сбрасывать со счетов присущие отрасли проблемы психологического характера в плане отношения к информационным технологиям именно в юридическом сегменте.

Как же добиться того, чтобы авиапредприятия, получившие от своих контрагентов предложение перейти на внешний электронный документооборот, избежали типовых ошибок его внедрения? Для этого нужно ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с сутью процесса.

Внешний электронный документооборот отличается от обычного обмена документами в электронном виде тем, что каждый документ сопровождается дополнением — файлом электронной подписи. Электронная подпись и средства ее применения позволяют со 100-процентной уверенностью утверждать, что она принадлежит человеку, паспорт которого был проверен, что она действительна на момент подписания и что документ после его подписания не был изменен. Такая гарантия обеспечивается законом РФ «Об электронной подписи» № 63-Фз от 06.04.2011.

Начиная с 2013 года, в соответствии с законодательством, вместо простой подписи повсеместно используется усиленная квалифицированная электронная подпись. Пункт 1 статьи 6 данного Фз говорит о том, что документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, приравниваются к подписанным собственноручно, если иное прямо не оговорено в законах и принимаемых подзаконных актах (далее под электронной подписью понимается усиленная квалифицированная электронная подпись). Юридически значимые электронные документы могут быть предъявлены в суде в качестве доказательств исполнения сделки, и доказывать подлинность подписи при этом не придется — при выдаче она подтверждается специализированной организацией — Удостоверяющим центром.

В качестве юридически значимых электронных документов могут выступать акты, накладные, счета-фактуры, договорные формы, а также любые другие документы, предусмотренные соглашениями между контрагентами. Создать юридически значимый электронный документ сегодня очень просто. На рынке существует множество компаний, оказывающих услуги по их созданию и доставке, — операторы электронного документооборота.

Оператор оказывает услуги через специальную программу, бесплатно устанавливаемую на компьютер пользователя. Программа, несмотря на свое громкое название — система электронного документооборота (СЭД), обычно решает достаточно ограниченное число задач. для более четкого понимания назовем такую программу транспортной СЭД. Основные ее функции — загрузить документ, подписать его, отправить контрагенту или получить его. Оператор электронного документооборота выдает аналог почтового уведомления о доставке документа, заверенный собственной электронной подписью, а на подписываемых документах ставится штамп времени. Это позволит определить подлинность электронного документа даже в том случае, когда срок действия сертификата электронной подписи истечет, что гарантирует предприятиям полную защищенность с точки зрения законодательства и объективную оценку в случае судебных разбирательств.

Стоит отметить, что передача электронных документов через оператора электронного документооборота обязательна при обмене электронными счетами-фактурами между контрагентами. в налоговые органы юридически значимые электронные документы, в соответствии с Приказом ФНС № ММв-7-6/465@ от 29.06.2012, можно предоставлять в электронном виде. В приказе содержится перечень из 14 типов электронных документов, которые по способу создания условно можно разделить на оригиналы и копии. Оригиналы создаются в соответствии с приказами Фнс РФ «Об утверждении форматов первичных учетных документов» (№ ММв-7-6/172@ от 21.03.2012) и «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде» (№ ММв-7-6/138@ от 05.03.2012). Оригиналы предоставляются в налоговый орган вместе с файлом электронной подписи, а копии — в отсканированном (графическом) виде. Если предоставлена копия, налоговый орган имеет право запросить документ на бумажном носителе. к копиям, кстати, относятся и электронные документы, подписанные электронной подписью, созданные в не утвержденных ФНС форматах.

Как видите, законодательство уже в достаточной степени проработано, чтобы снять юридические вопросы применения внешнего электронного документооборота. И сейчас на первый план выходит проблема организационного характера: как в условиях многочисленных взаимосвязей между предприятиями авиационной отрасли избежать проблем двойного документооборота и добиться юридически значимого электронного взаимодействия с партнерами.

Необходимо принять тот факт, что преодоление трудностей при переходе на внешний электронный документооборот требует подключения административного ресурса. Именно руководство предприятий должно понять, что вести хозяйственную деятельность по-старому невыгодно, должно почувствовать, как с полноценным внедрением внешнего электронного документооборота растет эффективность бизнеса.

Поэтому ведение такого масштабного проекта на предприятии необходимо поручать лицам, обладающим достаточным административным весом и непосредственно вовлеченным в процесс обмена документами с контрагентами компании. Только в этом случае можно успешно решить главную задачу процесса перехода — создать внутренний регламент самого бизнес-процесса внешнего электронного документооборота и организовать архив электронных документов. Регламент призван обеспечить процедуры создания и обработки электронных документов таким образом, чтобы реализовать защиту от ошибок и избежать дублирования операций. А организация архива требуется для корректного накопления электронных документов и защиты их от уничтожения, дабы иметь их в целости для последующих аудита, контроля и подбора документов с целью предоставления в контрольные и судебные инстанции.

Положительный эффект от перехода на внешний электронный документооборот нельзя измерить в форме материальных затрат на передачу документа. При сравнении расходов на отправку юридически значимых электронных документов с почтовыми расходами на доставку обычных документов вряд ли получится существенная разница. основная выгода заключается в повышении качества, достоверности, своевременности учета бизнеса, существенном снижении трудозатрат, комфортном взаимодействии с контролирующими организациями. чтобы полноценно перейти на внешний электронный документооборот, нужно задуматься не только о приобретении сертификатов электронной подписи и подключении к оператору (или операторам) электронного документооборота, но и продумать технологическую интеграцию бизнес-процессов как внутри предприятия, так и во взаимодействии с партнерами.

Ускорить переход на внешний электронный документооборот, сделать его более комфортным и безболезненным можно, если применять единое отраслевое решение для авиационного рынка. Важно осознать, что процесс перехода на внешний электронный документооборот носит отраслевой характер, и нет резона изобретать велосипед в каждой отдельно взятой организации.

Эта задача должна быть решена централизованно квалифицированными специалистами консалтинговых компаний, работающих в тесном сотрудничестве с предприятиями и регуляторами отрасли, которые способны сложить в единую цепочку бизнес-процессы предприятий различных видов деятельности и адаптировать типовые формы регламентирующих документов под индивидуальные потребности каждой компании.

Другими словами, необходимо применить метод тиражирования технологии, доступный каждому участнику авиарынка — и крупной, и малой компании, ведь для бизнес-процесса не имеет значения, какое программное обеспечение будет применяться. Бизнес-процесс — это среда и правила игры, которые в условиях авиационной отрасли с ее типом взаимоотношений «многие ко многим» должны быть едины и всем понятны, чтобы удалось достичь желаемого синергетического эффекта. Только такой подход даст отечественным авиапредприятиям возможность успешно реализовать современные стандарты юридически значимого электронного отраслевого документооборота. именно в гражданской авиации с ее огромной внутренней ресурсной кооперацией и скоростями технологические решения безбумажной обработки информационных потоков позволят обеспечить максимально возможный логистический эффект.

Библиографический список

1. Закон РФ «Об электронной подписи» № 63-Фз от 06.04.2011; электронный ресурс: http://www.consultant.ru/.

2. Приказ ФнС № ММв-7-6/465 от 29.06.2012; приказ ФнС РФ от 21.03.2012 № ММв-7-6/172@ «Об утверждении форматов первичных учетных документов»; приказ ФнС России от 05.03.2012 № ММв-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде»; электронный ресурс: http://www.consultant.ru.

3. Сток дж., Яамберт д.М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. — М: Инфра-М, 2005. — 797 с.

4. www.logistics.ru.

5. О’Яири д. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. выбор, внедрение, эксплуатация / Пер. с англ. Ю.И. водяновой. — М.: Вершина, 2004. — 272 с.

6. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник/Под ред. в.в. Трофимова. — М.: высшее образование, 2006. — 480 с.

7. Руководство IATA Financial Exchange E-Invoicing; http://www.iata.org.

8. Руководство IATA Simplified Interline Settlement; http://www.iata.org.

9. Материалы Европейской экономической комиссии ООн. Рекомендации ЕЭк ООн. Рекомендация № 33: «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «Единого окна»; http://www.tsouz.ru.

10. Логинова А.Ю. Правда об электронном документообороте. - М.: Книга по требованию, 2002. — 220 с.

11. Чернов В. Системы электронного документооборота: Учебное пособие. — М.: РАГС, 2009. — 84 с.

12. http://ecm-journal.ru.

13. http://www.alta.ru.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 14 апреля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Зона находится в зоне особого внимания

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил новые критерии, которые придется учитывать при формировании новых особых экономических зон (ОЭЗ). Теперь для принятия решения об их создании необходимо будет утверждать объем окупаемости, бюджетную рентабельность и доходность, а также сроки окупаемости всего проекта.

 30 мая 2017 / Таможня

Рынок торговых коридоров Москвы

В III квартале 2016 г. максимальная ставка аренды на основных торговых улицах Москвы осталась неизменной, составив 250 тыс. руб./м2/год.

 25 мая 2017 / Логистика

Группа ГАЗ представила электробус нового поколения

Группа ГАЗ в рамках выставки В«ЭкспоСитиТрансВ» представила электробус нового поколения на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Заказчиком создания электробуса выступил Мосгортранс. Документы о передаче машины в тестовую эксплуатацию заказчику подписали президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и генеральный директор ГУП В«МосгортрансВ» Евгений Михайлов.

 24 мая 2017 / Логистика

Особенности рынка встроенных помещений около станций метро в спальных районах Санкт-Петербурга

"Комендантский проспект" лидирует по обеспеченности объектами стритритейла, "Проспект Просвещения" - по их количеству

 23 мая 2017 / Логистика

Спрос малого бизнеса на стрит-ритейл за год вырос на 18%

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Классическое для сегмента распределение спроса в пользу инвесторов, а не владельцев бизнеса изменилось в пользу последних: доля покупок для собственного бизнеса выросла с 10 до 20% от общего числа сделок, а на инвестиции приходится теперь не 90%, а 80%. При этом покупательские предпочтения в стрит-ритейле сместились в сторону спальных районов с новой застройкой.

 22 мая 2017 / Логистика

Рынок торговых коридоров Москвы

В III квартале 2016 г. максимальная ставка аренды на основных торговых улицах Москвы осталась неизменной, составив 250 тыс. руб./м2/год.

 25 мая 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Группа ГАЗ представила электробус нового поколения

Группа ГАЗ в рамках выставки В«ЭкспоСитиТрансВ» представила электробус нового поколения на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Заказчиком создания электробуса выступил Мосгортранс. Документы о передаче машины в тестовую эксплуатацию заказчику подписали президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и генеральный директор ГУП В«МосгортрансВ» Евгений Михайлов.

 24 мая 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Особенности рынка встроенных помещений около станций метро в спальных районах Санкт-Петербурга

"Комендантский проспект" лидирует по обеспеченности объектами стритритейла, "Проспект Просвещения" - по их количеству

 23 мая 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Спрос малого бизнеса на стрит-ритейл за год вырос на 18%

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Классическое для сегмента распределение спроса в пользу инвесторов, а не владельцев бизнеса изменилось в пользу последних: доля покупок для собственного бизнеса выросла с 10 до 20% от общего числа сделок, а на инвестиции приходится теперь не 90%, а 80%. При этом покупательские предпочтения в стрит-ритейле сместились в сторону спальных районов с новой застройкой.

 22 мая 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Андрей Майоров: «В2С – это серьезная история роста»

– Андрей Валерьевич, расскажите, как компании удается быстро улавливать тенденции рынка и на протяжении последних лет показывать впечатляющие результаты?

 24 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog