Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Выражаясь дипломатическим языком, новая встреча руководства ФТС России с уполномоченными экономическими операторами (УЭО), которая состоялась 20 августа, прошла в конструктивном ключе, но, как и предсказывали многие эксперты, не принесла заметных результатов. Проще говоря, стороны остались при своем.

Из-за своих профессиональных интересов постоянно отслеживаю новости, изменения и тенденции, происходящие в сфере технического регулировании. Поэтому вижу, как оно меняется.

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения.

С 16 сентября в России будет запущен эксперимент по маркировке велосипедов и велосипедных рам.

Белорусско-российские документы по интеграции планируется подписать в установленные сроки, к 8 декабря, несмотря на некоторые сохраняющиеся спорные вопросы. Об этом заявил глава Минэкономики Белоруссии Дмитрий Крутой.

Соглашение о свободной торговле между Сербией и ЕАЭС может быть подписано 25 октября, сообщил посол России в стране Александр Боцан-Харченко.

/ Статьи

ВТО, пришла пора объясниться

Последним шагом по выполнению обязательств, взятых 7 лет назад при присоединении ко Всемирной торговой организации (ВТО), для России станет снижение ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили до 15%, а на самолеты - до 12,5%, на 2% и 1,5% соответственно. Это произойдет 10 сентября сего года, и забрезжит свет в конце тоннеля.

«В части тарифных обязательств России предстоит выполнить еще одно условие - заменить с 1 января 2020 года тарифную квоту на свинину на плоский тариф на уровне 25%. Сейчас у нас действует нулевая внутриквотная ставка и 65-процентная внеквотная, - пояснила директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова. - В части либерализации импортного тарифа это будет последний шаг, больше по тарифным обязательствам мы ВТО ничего не должны».

Изменение пошлин на легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания не коснется электромобилей. Оно также затронет лишь легковые автомобили. На грузовики переходные периоды завершились в 2017 году. Сейчас в отношении их установлены пошлины в диапазоне от 0% до 15%. Из расчета за один кубический сантиметр объема двигателя снижение пошлин будет минимальным: в среднем на 0,05 евро для новых авто и 0,06 евро - для подержанных. На момент вступления в ВТО иномарки ввозили по ставке 25%.

Больше всех выиграют продавцы новых авто и перекупщики, торгующие редкими подержанными иномарками. Можно ожидать, что в 2019 году усилится начавшийся рост импорта автомобилей. При этом в правительстве не прогнозируют наплыв подержанных машин.

Напомним, что именно снижение таможенных барьеров было для России одним из главных условий вступления в ВТО, которое произошло 22 августа 2012 года после 17 лет переговоров. Среди прочего стороны согласовали, что максимальные переходные сроки для сокращения пошлин на импорт несельскохозяйственной техники, автомобилей и гражданской авиатехники составят 7 лет, они истекают 10 сентября.

Однако даже после этого в отношении иномарок действуют серьезные таможенные барьеры. При их ввозе, кроме таможенного сбора, юридические лица платят акциз и НДС, а с 2012 года независимо от возраста и пробега машин и юридические, и физические лица обязаны уплатить утилизационный сбор. Его существенно проиндексировали в 2017 году.

Например, на новые автомобили с объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 куб. см он вырос вдвое: с 44,2 до 84 тыс. рублей; с объемом от 2000 до 3000 куб. см — на 50%: с 84 до 126 тыс. рублей. Кроме того, при оформлении на границе автовладелец обязан предъявить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Сам автомобиль должен быть оснащен датчиками российской системы экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия (ДТП) «ЭРА-ГЛОНАСС». По оценке экспертов, расходы на датчик, получение СБКТС, плюс прочие платежи в среднем обходятся физлицу в 2,5 тыс. евро.

Верили в лучшее

Как уточнили эксперты, вступив в ВТО, Россия серьезно опустила заградительные таможенные барьеры, введенные в период кризиса в 2009 году для защиты своих автопроизводителей: с 30% до 25% — на авто в возрасте до 7 лет; с 35% до 25% — на подержанные. Пошлины снижали в 2017-м и 2018 году. Тогда в продажах автомобилей доля импорта составляла 48%, сейчас - не превышает 15%.

Как известно, ВТО создавали именно для устранения избыточных таможенных барьеров между странами. Это будет способствовать формированию конкурентных производств и вытеснению малоэффективных. Вступить в ВТО, не уменьшив ставки, мы не могли. Дискуссия о том, как и насколько это следует сделать, шла 17 лет.

По случаю 7-летия членства в ВТО есть смысл поговорить о том, что Россия от него приобрела и чего лишилась. Понятно, что желание войти в нее было обоснованным. Ведь ВТО объединяет практически все страны, суммарно их доля в мировом торговом обороте превышает 95%. Платой за членство для нас стало почти двукратное снижение средневзвешенного импортного тарифа - до 4,8%. На начало 2018 года в США этот показатель был 3,4%, в Китае – 8,5%.

За 7 лет на продовольственные товары импортные пошлины снизили примерно на 4,5 процентных пункта; на текстиль, текстильные изделия, обувь и на кожевенное сырье, пушнину, изделия из них – почти на 6. Считается, что более низкие пошлины повышают конкуренцию среди внутренних производителей.

Торг был уместен

Ожидалось, что от присоединения к ВТО в торговле с другими странами Россия сможет устранить имевшиеся на тот момент избыточные таможенные барьеры, тем самым создаст условия для формирования конкурентных и вытеснения малоэффективных производств. Сейчас внешнеторговый оборот со странами ВТО составляет около 90%.

Уже понятно, что мы поступали правильно, когда столь долго торговались с ВТО. В итоге удалось вступить в нее на относительно гибких условиях. В некоторых отраслях даже смогли защитить отечественное производство. В вопросах снижения тарифных пошлин по ряду товаров, например по иномаркам, добились переходного периода. По наиболее чувствительным для нас товарам он составил 5-7 лет. Правда, не обошлось и без уступок, на которые пришлось пойти ради ускоренной интеграции в мировую экономику.

Наиболее важным плюсом от членства специалисты считают получение возможности использовать ее процедуру по разрешению международных торговых споров. Для снятия действующих в отношении нас тарифных ограничений Россия стала подавать в ВТО иски против других стран, в основном европейских. Так, в ВТО мы спорим с Евросоюзом по Третьему энергетическому пакету, с Украиной - по вагонам и железнодорожному оборудованию. Замахнулись даже на «святую корову» - США – и пытаемся заставить их отменить пошлины на сталь и алюминий.

Правда, возможность спорить не гарантирует получение желаемого результата. При этом споры могут длиться годами, и все это время, например, из-за закрытия для них того или иного внешнего рынка сбыта наши компании будут нести убытки. Правда, в ряде случаев сам факт вступления в ВТО сразу заставил ряд стран убрать часть протекционистских мер в отношении российских компаний.

Так, 21 ноября 2012 года Конгресс США официально отменил печально известную поправку Джексона–Вэника. Она прилагалась к Закону о торговле и ограничивала торговлю со странами, которые, по мнению США, препятствуют эмиграции и нарушают другие права человека. В отношении СССР/России она действовала… 38 лет.

Поправка запрещает предоставлять государствам-изгоям режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии. Она также допускает применение дискриминационных тарифов и сборов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой.

Однако санкции, которые США и ряд других стран ввели в отношении России после событий на Украине и присоединения Крыма, наглядно показали, что любую полученную с боями преференцию можно одномоментно потерять. Уже понятно, что добиться через ВТО справедливости в данном вопросе невозможно. Создавшие ВТО крупные игроки, особенно США, нарушая ими же написанные правила, активно используют доминирование на мировых рынках, навязывают свои правила игры, даже если те противоречат нормам ВТО.

Надежды улетучились

Отметим, что с недавних пор критика в адрес ВТО звучит все чаще, причем отовсюду. Под сомнение ставят на только ее механизмы, но и само существование организации. Этому во многом способствовали экономические кризисы, сотрясавшие мир в последние годы. Чтобы выйти из них и помочь своим экономикам, Запад повсеместно вводил протекционистские меры и ограничения, направленные на устранение конкурентов. Самый яркий пример – действия США в отношении Китая.

Когда статья готовилась к печати, американский президент Дональд Трамп сообщил в Twitter, что с 1 сентября пошлины на товары из КНР объемом 300 млрд долларов будут повышены не на 10%, как планировалось, а на 15%. На другую группу товаров объемом 250 млрд долларов с 1 октября пошлины составят не 25%, а 30%. Дональд Трамп пояснил, что это ответ на введение Пекином дополнительных пошлин на ввоз американских товаров. Ранее Пекин объявил о введении пошлины на импорт товаров из США на 75 млрд долларов как ответную меру на действия Вашингтона, который повысил тарифы. Рынки негативно отреагировали на ситуацию.

В целом членство в ВТО оказалось для РФ не столь радужным, как хотели. Ожидалось, что наша продукция хлынет на мировые рынки без какой-либо дискриминации. Однако санкции и односторонние ограничения со стороны так называемых партнеров быстро опустили наш бизнес с небес на землю.

Выяснилось, что в мире право на исключительность могут иметь лишь США. Так считает Дональд Трамп. Не получив желаемого, он уже в открытую грозит выйти из ВТО и поставить свою страну выше ее. Если ему удастся заключить с Китаем сделку, о возможности которой сейчас активно говорят, то, по мнению экспертов, так и произойдет. В этом случае ВТО станет неким дискуссионным клубом, участники которого не будут ничего решать в мировой экономике и не смогут влиять на процесс.

Возвращаясь к России, уточним, что первый год членства в ВТО дал отрицательный эффект. Снижение пошлин на импортные товары повысило конкуренцию внутри страны, отечественные производители оказались к ней не готовы. В 2013 году импорт превысил экспорт, а сальдо внешнеторгового оборота снизилось на 10%. Сильнее всего и по импорту, и по экспорту торговля просела со странами СНГ, сразу на 7–8%. Правда, с дальним зарубежьем она прибавила менее 2%.

Начала меняться структура внешней торговли: экспорт топливно-энергетических товаров упал, а машин и оборудования, металла и химической продукции - вырос. Больше других потеряли сельское хозяйство и легкая промышленность. Нашим переговорщикам с ВТО не удалось отстоять для них заградительные пошлины, а господдержку из-за норм ВТО они получить не смогли. От открытия нашего рынка и принятия новых правил в минусе оказалась обрабатывающая промышленность.

Во многом ситуацию спасло произошедшее в 2014 году обвальное падение цены на нефть – со 100–110 до 50–60 долларов за баррель. Также «подсобили» девальвация рубля и начатая против Рф санкционная война. Ее развязали, опираясь на положенное в основу ВТО Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ). Его статья дает право для обеспечения национальной безопасности вводить ограничения в отношении других стран.

Всему виной санкции

Напомним, что, как утверждали эксперты, положительный эффект от членства в ВТО должен был наступить через несколько лет. Эти ожидания рухнули из-за событий 2014 года. Уже понятно, что желаемого результата не будет. В 2016 году экспорт России сократился почти на треть. В деньгах особенно просел экспорт топлива. Правда, прибавил вывоз техники и продукции сельского хозяйства, но ВТО здесь ни при чем.

Рост сельского хозяйства произошел из-за введения ответных продуктовых санкций против стран ЕС и господдержки. По правилам ВТО, это протекционистские меры, за них обычно наказывают. В новых условиях сельское хозяйство стало неким драйвером российской экономики: в 2016-2017 годах его рост составил 4,8% и 3%, в первом полугодии 2019 года оно прибавило 1,2%.

Отметим, что правительство сумело компенсировать потери от упомянутого ранее снижения пошлин на автомобили за счет введения для всех автопроизводителей утилизационных сборов. Эта мера не только не нарушила правил ВТО, нивелировала снижение импортных пошлин, но и подтолкнула иностранные автоконцерны на локализацию своих производств в России.

Сохранение импортных пошлин позволило удержать на плаву отечественную авиапромышленность. Впервые со времен СССР был выпущен гражданский авиалайнер - Sukhoi Superjet 100. Сейчас в работе еще два типа самолетов – собственный среднемагистральный лайнер МС-21 и широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 (создается вместе с КНР). Их появление обеспечит Россию собственным парком самолетов всех типов. Возможность такой перспективы и последующей конкуренции с этими машинами заставила США ввести против них адресные санкции.

При этом невыполненной остается главная цель вступления в ВТО – облегчение доступа российского экспорта на международные рынки. Из-за санкций они, наоборот, оказались фактически под замком, особенно европейские. Не сбылась еще одна надежда от членства в ВТО - получение новых передовых технологий, особенно по авиационному и нефтегазовому оборудованию. Оно нужно для добычи наших труднодоступных углеводородов. Ведь именно ради этого Россия пошла на серьезные уступки по сельскому хозяйству и легкой промышленности. Кроме того, санкции закрыли доступ к дешевым иностранным финансовым кредитам, обрушили западные инвестиции.

Получается, что в целом членство в ВТО не защитило нас от ограничений со стороны зарубежных партнеров. При этом, снизив ввозные пошлины ради теоретических выгод, мы реально открыли свои рынки для их продукции. Только из-за этого за последние 5 лет бюджет потерял около 800 млрд рублей. Сегодня со всей определенностью можно сказать, что в сложившихся условиях членство в ВТО в целом не дало ожидаемого эффекта.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 сентября 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

УЭО: позови меня в даль светлую

Выражаясь дипломатическим языком, новая встреча руководства ФТС России с уполномоченными экономическими операторами (УЭО), которая состоялась 20 августа, прошла в конструктивном ключе, но, как и предсказывали многие эксперты, не принесла заметных результатов. Проще говоря, стороны остались при своем.

 23 сентября 2019 / Таможня

Подтверждение соответствия касается всех

Из-за своих профессиональных интересов постоянно отслеживаю новости, изменения и тенденции, происходящие в сфере технического регулировании. Поэтому вижу, как оно меняется.

 19 сентября 2019 / Таможня

Таможенные платежи: новое в порядке уплаты и возврата

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения.

 18 сентября 2019 / Таможня

В ЕАЭС стали маркировать обувь

На Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), состоявшемся в середине августа в Чолпон-Ате (Кыргызстан), в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) приняли решение о введении маркировки обуви средствами идентификации.

 17 сентября 2019 / Таможня

Уничтожать продукты все-таки не стоит

Правительство РФ своим постановлением продлило до конца 2020 года действие правил по уничтожению В«санкционкиВ». Они вступили в силу в августе 2015 года, через год после введения Россией в ответ на западные санкции продуктового эмбарго. Оно применяется 5 лет.

 16 сентября 2019 / Таможня

УЭО: позови меня в даль светлую

Выражаясь дипломатическим языком, новая встреча руководства ФТС России с уполномоченными экономическими операторами (УЭО), которая состоялась 20 августа, прошла в конструктивном ключе, но, как и предсказывали многие эксперты, не принесла заметных результатов. Проще говоря, стороны остались при своем.

 23 сентября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Подтверждение соответствия касается всех

Из-за своих профессиональных интересов постоянно отслеживаю новости, изменения и тенденции, происходящие в сфере технического регулировании. Поэтому вижу, как оно меняется.

 19 сентября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные платежи: новое в порядке уплаты и возврата

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения.

 18 сентября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

В ЕАЭС стали маркировать обувь

На Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), состоявшемся в середине августа в Чолпон-Ате (Кыргызстан), в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) приняли решение о введении маркировки обуви средствами идентификации.

 17 сентября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Уничтожать продукты все-таки не стоит

Правительство РФ своим постановлением продлило до конца 2020 года действие правил по уничтожению В«санкционкиВ». Они вступили в силу в августе 2015 года, через год после введения Россией в ответ на западные санкции продуктового эмбарго. Оно применяется 5 лет.

 16 сентября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog