Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В городском округе Домодедово, вдеревне Шахово, появился инновационный склад с невероятно удобной транспортной логистикой. Склад спроектирован и построен в духе времени, когда каждый квадратный метр должен быть не нагрузкой, а максимально минимизирующим затраты на хранение.

Как автоматизация управления перевозками позволила повысить эффективность логистических процессов и решить поставленные бизнесом задачи?

В течение 20 лет Координационный совет по логистике разрабатывает и проводит профессиональные образовательные бизнес-программы для специалистов по логистике и руководителей компании.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении в России системы tax free. Это позволит гражданам иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз, возмещать суммы НДС, уплаченные при покупке товаров в России, при их вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС.

14 ноября президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

9 ноября парламент КиргизииВ  в третьем и окончательном чтении принял законопроект о денонсации соглашения с Казахстаном о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.

/ Статьи

Везде интеграция, а в это время…

Сегодня речь пойдет об интеграции и о развитии взаимного сотрудничества между государствами - членами Таможенного союза (ТС) и о том, что мешает их сотрудничеству в рамках данного межгосударственного объединения. Возможно, это прозвучит странно, но, на мой взгляд, на данный момент одним из проблемных моментов в интеграции по всем направлениям развития взаимного сотрудничества являются очень сжатые сроки формирования Таможенного союза.

Посудите сами: ТС начал функционировать с 1 января 2010 года, при этом мы располагали пакетом всего из пары десятков документов, образующих наднациональную надстройку. Затем один за другим начали действовать новые основополагающие для таможенного дела законы: с 1 июля 2010 года вступил в силу так называемый верхний кодекс – Таможенный кодекс ТС, в декабре заработал компромиссный вариант закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», сменивший Таможенный кодекс РФ, который просуществовал с 2004 года.

В августе согласно закону от 03.11.2010 № 279-ФЗ наша страна присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, больше известной как Киотская конвенция, которая была разработана в целях устранения расхождений в таможенных процедурах стран - участниц международного акта. Ее нормы направлены на ускоренное прохождение таможенных формальностей при эффективном таможенном контроле.

процедуры интеграцииВ соответствии с законом № 279-ФЗ Россия приняла на себя обязательства содействовать упрощению таможенных процедур и практическому применению положений международного акта в национальном законодательстве. В эти декабрьские дни произошло еще одно очень важное событие – после 17 лет переговоров наша страна наконец-то вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сегодня на повестке дня стоит вопрос о приведении нашего законодательства в соответствие Рамочным стандартам безопасности, а с января 2012 года нас уже ждет Единое экономическое пространство.

Выше перечислены лишь основные вехи. При этом нужно понимать, что в условиях регулярного принятия большого количества новых регламентирующих актов Таможенного союза мы фактически оказались перед огромной правовой кучей мусора, которая раньше называлась российское национальное законодательство в области таможенного регулирования. На нее можно водрузить пояснительную табличку с надписью: «Действует в части, не противоречащей ТК ТС». Сегодня участники ВЭД по сути вынуждены ежедневно копаться в этом ворохе фактически бесполезных бумаг, чтобы отыскать оставшиеся крупицы, которые могут быть применены на практике.

Тем временем все силы законодателя брошены на приведение в соответствие уже непонятно какого (то ли национального, то ли наднационального) законодательства к новым международным обязательствам нашего государства. При этом на память приходит данный еще в 2004 году ответ уважаемой всеми нами Галины Владимировны Баландиной на вопрос о возможности присоединения Российской Федерации к Киотской конвенции. Она тогда сказала, что на данный момент отсутствует компромисс между фискальными функциями таможенных органов и упрощением таможенных процедур. Судя по всему, за прошедшие с того момента 7 лет его удалось найти.

Тысячу раз была права заместитель председателя Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмила Александровна Баталова, которая с горечью заметила, что «на наших глазах драматически меняется таможенное законодательство». Апофеозом этого процесса можно считать вступление в силу в конце прошлого года закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По мнению авторов, он привел российское законодательство в соответствие с нормативно-правовыми актами Таможенного союза. При этом 32 федеральных закона затронуты по «унификации терминологии». Опубликованный в окончательном варианте лишь 9 декабря 2011 года, он практически сразу вступил в силу.

Поскольку мы затронули проблемы интеграции, нам следует больше внимания уделить вопросам эффективности правоприменения. Имею в виду прежде всего практику и принятие полезных, своевременных и целесообразных подзаконных актов национального законодательства. Убеждена, что качественные наднациональные нормы никогда не заработают в условиях отсутствия эффективных механизмов их реализации на национальном уровне.

Причем для интеграции, о которой мы сегодня говорим, недостаточно, чтобы, например, казахи привели свое законодательство в соответствие с общепринятыми нормами. Они, предположим, это сделали, но вот реализовать свое право на использование единого гарантийного сертификата для транзита через Россию не смогут. Дело в том, что ни одна российская таможня его не примет до тех пор, пока не получит соответствующей инструкции от ФТС России.

На мой взгляд, имеющая место сегодня правовая неопределенность является главной системной проблемой интеграции. Если раньше (до Таможенного союза) мы, практики, совместно с экспертами в области законотворчества на различных общественных площадках обсуждали в основном одни и те же законопроекты, что позволяло в той или иной степени учесть наработанную практику и повысить полезность нормативно-правовых и подзаконных актов, то сегодня законотворчество от правоприменения ушло далеко за горизонт. Конечно, интереснее обсудить приведение закона о таможенном регулировании в соответствие требованиям Киотской конвенции, чем безуспешно на уровне Минтранса и ФТС России мусолить вопрос, ставить или не ставить штамп «вывоз разрешен» на портовую разнарядку. К слову, таможенная служба этот подзаконный акт отменила, видимо посчитав, что ей сегодня не с руки заниматься такого рода ерундой – впереди работа в условиях ВТО.

Не складывается пока и со свободным перемещением товаров по единой таможенной территории. Происходит это по той же причине – из-за форсированного объединения. Оно практически не оставило трем странам времени на унификацию технических требований по безопасности продукции, на выработку общей системы стандартизации. Сюда следует добавить и тот факт, что нашу страну вхождение в Таможенный союз фактически застало в самый разгар реформирования своей системы технического регулирования, которое предполагало осуществление перехода от государственных стандартов к техническим регламентам.

Как известно, в Таможенном союзе сейчас тоже переходный период до ввода в действие технических регламентов по всем товарам Единого перечня, то есть наряду с уже принятыми регламентами действуют согласованные по ряду товаров национальные стандарты (либо Казахстана, либо Беларуси), а также нормы и требования национального законодательства.

В нашем случае – это национальные техрегламенты, а в части, где они еще не были приняты, – государственные стандарты. Возможно, здесь делалась ставка на ускоренную интеграцию в надежде на единые стандарты СССР в государствах, бывших некогда единой системой. Однако на деле оказалось, что за двадцать лет, произошедших с момента распада Советского Союза, системы стандартизации во всех государствах-участниках были подвергнуты ревизии и кардинальному реформированию.

На одной из конференций, посвященных проблемам интеграции, была озвучена ситуация, в которой оказалась одна казахстанская строительная организация. Она получила подряд на строительство дороги, которая должна была пройти по территории Казахстана и России. Строители жаловались, что из-за существенного различия нормативов и стандартов, применяющихся в обеих странах при проектировании, строительстве и сдаче объекта эксплуатационникам, они фактически не могли использовать на укладке казахстанского и российского участка один и тот же асфальт. Это произошло потому, что, несмотря на соответствие унифицированным требованиям по безопасности, используемые строителями в переходный период материалы обязательно должны соответствовать национальным стандартам и требованиям, а также иметь разрешительные документы, необходимые для предъявления контролирующим органам двух стран.

Безусловно, в Таможенном союзе сегодня уделяется большое внимание созданию технических регламентов в области технического регулирования. Однако данные техрегламенты не могут быть своего рода панацеей, поскольку регулируют только требования по безопасности. При этом они не заменят унифицированной стандартизации, приводящий к развитию оборота внутри Таможенного союза не только товаров, производимых в государствах-участниках, но и импортных.

На одном из форумов был приведен такой пример: скоростной поезд «Сапсан» был изготовлен в Германии и полностью соответствует требованиям безопасности Таможенного союза. Под него были проложены японские рельсы, которые сами по себе тоже соответствуют требованиям безопасности. Однако обследование колес на пробеге в 40 тыс. километров показало наличие у них следов необратимой деформации. Причиной ее возникновения стало несоответствие профилей колесная пара – рельсы. Оказалось, что по действующим нормам соответствующий ГОСТ, содержащий требования к связке колесная пара – рельс по совместимости профилей, уже не применялся. Вот такой у нас сейчас затянувшийся двойной переходный период, который вызывает тревогу за безопасность жизни и здоровья граждан трех государств - участников Таможенного союза.

Президент Беларуси Александр Лукашенко недавно высказался о необходимости перехода к практическим действиям в рамках Таможенного союза. Как он сказал, интеграция – не самоцель, а инструмент достижения роста и качества жизни наших людей. При этом глава Беларуси не уточнил, чье качество жизни должно улучшиться, а вот то, что в свете интенсификации процессов объединения интеграция не просто не самоцель, а вообще не цель, мы начинаем потихоньку догадываться.

Как известно, с 1 января 2012 года на смену Комиссии Таможенного союза придет Евразийская экономическая комиссия с расширенными полномочиями. То есть к вопросам по таможенно-тарифному регулированию, таможенному администрированию и техрегулированию на нашей законодательной свалке дополнительно прибавятся валютная и конкурентная политика, регулирование госмонополий, промышленные и государственные субсидии, госзакупки, транспорт, миграция, финансовые рынки и иные сферы. При этом впереди нас всех еще ждет далеко не простое вступление в ВТО.

Анастасия ЧУРСИНА

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 6 февраля 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Логистический комплекс «Шахово»: верный выбор и теория хранения

В городском округе Домодедово, вдеревне Шахово, появился инновационный склад с невероятно удобной транспортной логистикой. Склад спроектирован и построен в духе времени, когда каждый квадратный метр должен быть не нагрузкой, а максимально минимизирующим затраты на хранение.

 16 ноября 2017 / Логистика

Компания «СВЕЗА»: новые решения для разумного управления логистикой

Как автоматизация управления перевозками позволила повысить эффективность логистических процессов и решить поставленные бизнесом задачи?

 15 ноября 2017 / Логистика

Стажировка и обучение логистике в Германии

В течение 20 лет Координационный совет по логистике разрабатывает и проводит профессиональные образовательные бизнес-программы для специалистов по логистике и руководителей компании.

 14 ноября 2017 / Логистика

3Д в логистике, и не только...

Прошу извинения у поклонников анимационного жанра за омонимическую В«ловушкуВ», но речь в статье пойдет о трех китах Дезинфектологии, — науке о необходимости и мерах борьбы с микроорганизмами — возбудителями инфекций человека ( Дезинфекция), их активными и пассивными переносчиками — насекомыми (Дезинсекция) и грызунами ( Дератизация) (ДДД).

 13 ноября 2017 / Логистика

Успех достигается лишь сообща

Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документы или сведения, если сведения о таких документах или данные из них таможенники могут получить из информационных систем таможенных органов (ИСТО), а также в рамках информационного взаимодействия из аналогичных систем государственных органов.

 9 ноября 2017 / Таможня

Успех достигается лишь сообща

Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документы или сведения, если сведения о таких документах или данные из них таможенники могут получить из информационных систем таможенных органов (ИСТО), а также в рамках информационного взаимодействия из аналогичных систем государственных органов.

 9 ноября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Кодекс дополнят решениями

Одновременно с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) с 1 января 2018 года должен вступить в силу комплекс решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сразу по двадцати пяти вопросам. Часть из них уже принята. Это решения Коллегии ЕЭК:

 8 ноября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Получено в электронном виде

Использование электронного поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении таможенными органами дополнительных проверок дает участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ряд существенных преимуществ.

 7 ноября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Пользователей становится больше

В сервисе В«Личный кабинет участника ВЭДВ» через официальный сайт ФТС России 27 сентября 2017 года зарегистрировался своего рода юбилейный пользователь - под номером 124 000. Об этом сообщила таможенная служба, по мнению которой, этот факт свидетельствует о неуклонном росте популярности среди участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) данного онлайн-ресурса, который появился на интернет-ресурсе ФТС России в декабре 2015 года.

 6 ноября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Сервисы новые, болячки старые

В последнее время ФТС России и региональные таможенные управления стараются активнее продвигать информационный сервис В«Лицевой счетВ», который, как поясняют в ведомстве, В«позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) оптимизировать их работу с таможенными органами, сделав ее более удобной и эффективнойВ».

 2 ноября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog