Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Верховный суд вступился за декларантов

Пленум Верховного суда (ВС) обсудил и отправил на доработку проект постановления о применении судами таможенного законодательства. В нем предлагается обязать ФТС России, прежде чем прибегать к санкциям в отношении бизнеса, изначально вступать в диалог с декларантом, которого заподозрили в представлении недостоверных сведений, чтобы дать ему возможность исправить ошибку.

При этом ВС, как говорят юристы, презюмировал достоверность договорной цены и ограничил возможность таможни необоснованно и произвольно корректировать стоимость товаров. Юристы считают, что своим постановлением ВС может повысить правовую дисциплину таможенников и помочь декларантам отстоять свои права. Правоведы уделяют произошедшему событию большое внимание еще и потому, что это первое разъяснение по таможенным спорам, которое увидело свет после произошедшего недавно объединения высших судебных инстанций ВС.

По мнению юристов, на которое ссылается «Коммерсантъ», предпосылки для принятия такого документа давно назрели. Возникла реальная необходимость закрепления практики взаимодействия национального и наднационального регулирования в таможенной сфере, включая право Всемирной торговой организации (ВТО) и право Таможенного (ТС), а теперь и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Специалисты обращают внимание на тот факт, что в документе указывается: в случае коллизии норм национального законодательства и права ЕАЭС применяется право Союза. Вместе с тем ВС подчеркивает, что нормы его права, ухудшающие положение плательщика таможенных пошлин, не могут иметь обратной силы. На практике это означает, что если при ввозе товара импортер получил законную льготу, то в результате изменения законодательства он не может быть ее лишен. Как известно, система оценки ввозимых товаров для таможенных целей исходит из их действительной стоимости, по которой такие или аналогичные товары предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. Проект ВС закрепляет презумпцию достоверности договорной цены, которая не может быть отклонена «по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные ввозимые товары».

Принятие данной нормы лишит таможню возможности при оформлении импортных товаров сравнивать продукцию из разных отраслей, стоимость на которую может сильно отличаться. Как говорится в проекте постановления, «выявление признаков недостоверности таможенной стоимости или отсутствие подтверждающих сведений о ней само по себе не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости, но позволяет таможне провести дополнительную проверку. При неустранении сомнений в достоверности заявленной стоимости после дополнительной проверки таможня вправе ее скорректировать».

Бизнес – «за»

В этом случае, как уточнил ВС, «при проведении дополнительной проверки таможня обязана предоставить декларанту реальную возможность устранить сомнения в достоверности заявленной им таможенной стоимости». Как отмечают юристы, сейчас на практике такое происходит достаточно редко. В то же время «бремя опровержения в суде информации, представленной декларантом, закреплено за таможенным органом, что не может не радовать бизнес».

Новеллой является пункт 20 проекта, из которого следует, что при наличии достаточных доказательств суд может признать верной классификацию, произведенную декларантом. Как известно, сейчас суд может только признать незаконным решение таможенного органа по классификации, но он не вправе заставить таможню принять решение по конкретному коду ТН ВЭД. Как следует из предлагаемого ВС постановления, в случае его принятия, если суд сможет указать в решении, какой именно код является верным, таможня обязана будет его выполнить.

Документ ВС также ставит точку в спорах по включению в таможенную стоимость роялти и лизинговых платежей. Суд считает, что платежи по договору выкупного лизинга учитываться не должны, а вот лицензионные платежи входят в таможенную стоимость, если уплата роялти является условием продажи оцениваемых товаров. Своим документом, как считают правоведы, ВС стремится подтолкнуть стороны к разрешению споров о корректировке таможенной стоимости во внесудебном порядке, ограничивая возможность представления новых документов. По мнению ВС, «судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля», поэтому новые доказательства могут быть приняты судом только при невозможности получения их до вынесения решения таможни.

По оценке практикующих юристов, снизить число споров поможет и разъяснение ВС о том, что проведение таможенных проверок после выпуска товара не должно быть направлено на преодоление судебных актов по вопросу законности корректировки таможенной стоимости. Если декларант успешно оспорил в суде решение таможни о корректировке стоимости товара, то таможня не может снова корректировать ее по тем же обстоятельствам и признакам недостоверности. Это может быть распространено на поставки аналогичного товара тем же лицом или другие партии того же товара по одному контракту. Принятие предлагаемого ВС проекта в целом «может повысить правовую дисциплину таможенников и, соответственно, разгрузить суды».

Таможня возражает

При этом представительница ФТС России, отстаивавшая позицию службы по рассматриваемому вопросу, обращала внимание ВС на тот факт, что внедрить предлагаемую судом процедуру будет непросто. Она раскритиковала и другие положения постановления, которые, по ее мнению, затянут таможенные процедуры и увеличат число исков, чему не будут рады ни таможня, ни бизнес.

Здесь следует отметить, что согласно статистике, озвученной в свое время таможенным ведомством, его юристы проигрывают до 87% таможенных споров, предметом рассмотрения большей части которых как раз и являются проблемы со взиманием таможенных платежей. Таможенники, как правило, обвиняют бизнес в занижении таможенной стоимости и ее недостоверном декларировании. В Правовом управлении ФТС России отмечают, что «очень обеспокоены судебной практикой, складывающейся по данному вопросу».

Как пояснила судья ВС Татьяна Завьялова, после принятия указанного пояснения предполагается отменить ряд постановлений ВАС, которые сейчас используют суды. Среди них: от 22.06.2006 № 20 о периодическом временном декларировании товаров, от 08.11.2013 № 79 о применении таможенного законодательства (пункты 1-8), от 25.12.2013 № 96 о спорах по определению таможенной стоимости. Практика показала, что не все вопросы в них решены удачно. Необходимость новых «таможенных разъяснений» продиктована также присоединением России к ЕАЭС и ВТО. По большей части разъяснения предназначены для арбитражных судов, но затрагиваются в них и подведомственные судам общей юрисдикции вопросы, которые связаны с ввозом некоторых видов товаров физическими лицами.

Граждане могут обжаловать решения таможенных органов в судебном и в административном порядке - в вышестоящий таможенный орган. В последнем случае период административного обжалования не включается в срок обращения в суд, ведь право на судебную защиту ограничивать нельзя (пункт 29). Как уже отмечалось, ВС закрепляет преимущество международного законодательства над федеральным. Как известно, сегодня в нашей стране таможенные отношения регулирует не только российское таможенное законодательство, но и международные договоры, которые входят в правовую систему РФ. В их числе, например, Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в соответствии с которым действует Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) от 27 ноября 2009 года.

При возникновении коллизии между правовыми нормами Союза и российским таможенным законодательством, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ применению подлежит право Союза. При этом судам нужно помнить, что такой приоритет не должен приводить к нарушению прав и свобод граждан и организаций, гарантированных Конституцией, например к ухудшению положения участников длящихся правоотношений (пункты 1, 2). Говоря о разъяснениях, касающихся вопросов определения стоимости ввозимых товаров, на основании которой рассчитываются таможенные платежи, Татьяна Завьялова напомнила: ВС предписывает, что таможенные органы должны по возможности считать действительной договорную цену товаров, но могут проверять достоверность цен, указанных в декларации (пункт 5). Поэтому декларант и должен подтвердить указанную им стоимость, «представив в таможенный орган определяемую и документально подтвержденную информацию». Среди таких документов могут быть лишь те, которыми декларант обладает или должен обладать в силу закона или обычаев делового оборота (пункт 9).

В режиме спора

Согласно презумпции достоверности информации опровергать ее должен госорган (пункт 6). Для того чтобы скорректировать таможенную стоимость, недостаточно установить, что указанная цена не соответствует действительности (пункт 7). Нужно дать декларанту «реальную возможность устранить сомнения в ее недостоверности» - направить ему извещение, где будет изложена точка зрения таможенников (в ее подтверждение они могут ссылаться на сведения от производителей, продавцов товара, таможенных органов иностранных государств, контрагентов декларанта). В ответ на извещение декларант может представить свои возражения или пояснения, которые чиновники обязаны учесть. Принять решение о корректировке таможенной стоимости они могут в течение 30 дней после получения ответа на извещение.

Как признают в ФТС России, это не совсем то, «что хотелось бы видеть таможенной службе» по данной проблеме, и отмечают, что «документ получился непростым для таможенных органов, поскольку, помимо толкования законодательства, он устанавливает дополнительные процедуры работы службы, внедрить которые будет непросто. Например, диалог с участником ВЭД никак не регламентирован действующим таможенным законодательством и может вызвать нарекания прокуратуры, поскольку срок проверки затянется». Однако представительница службы сообщила, что попробует применить такую практику, чтобы таможенных исков стало меньше, а поступлений в бюджет - больше.

Как следует из проекта постановления, если спор о правомерности корректировки таможенной стоимости дойдет до суда, ему нужно определить, нашли ли подтверждение конкретные доказательства недостоверности с учетом сведений, которые успела собрать таможенная служба и представил декларант. Если тот не смог себя оправдать по объективной причине, это не может повлечь принятие решения о корректировке (пункт 10). В ФТС России убеждены, что суд не должен заниматься таможенным контролем, но ему фактически приходится это делать, когда недобросовестные участники ВЭД представляют доказательства своей правоты сразу в суд, минуя таможню. В результате после принятия решения в пользу декларанта государство должно возвращать уже уплаченные таможенные платежи и компенсировать убытки за счет казны. В постановлении предусмотрены меры для борьбы с недобросовестными декларантами. Если они не предъявили доказательства на административном этапе, суд может принять их лишь в том случае, если их объективно невозможно было получить раньше. Например, если ФТС России не дала возможности представить пояснения и возражения (пункт 11).

Без стоимости никуда

Если таможенную стоимость товара скорректировали не в пользу декларанта, он (или его правопреемник) может потребовать от таможенного органа вернуть излишне уплаченную или взысканную сумму (пункт 30). В этом случае к заявлению ему следует приложить документы, которые подтверждают переплату. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца, если одновременно с его подачей или ранее декларант инициировал внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и представил в таможенный орган документы, которые подтверждают необходимость таких изменений (пункт 32 проекта постановления).

Это нововведение также вызывает недовольство у таможенных юристов. Они считают, что указанный пункт объединяет в одну две самостоятельные процедуры: рассмотрение заявлений о внесении изменений в декларацию и о возврате излишне уплаченных (взысканных) средств. Чтобы проверить документы и внести изменения в декларацию, таможенникам достаточно 30 дней, которых на возврат платежей может не хватить. После того как принято решение изменить декларацию, считают таможенники, на возврат нужно дать еще один месяц. Иначе будет формальный подход и увеличение количества споров в судах.

Не согласны в службе и с пунктом 34, в котором говорится, что если излишне уплаченные средства не возвращены в срок, установленный частью 6 статьи 147 закона о таможенном регулировании, то плательщик вправе взыскать их через суд в течение трех лет с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Поскольку при рассмотрении таких заявлений суды всегда ставят вопрос о правомерности действий таможенных органов, представитель ФТС России предложила применять трехмесячный срок на обжалование незаконных решений госорганов, предусмотренный АПК РФ. В этом вопросе ее поддержал заместитель генерального прокурора Сабир Кехлеров, который подчеркнул, что указанные пункты постановления нуждаются в переработке, чтобы не были нарушены интересы государства.

Кроме того, отметим, что данные в пунктах 21-23 разъяснения касаются споров, связанных с товарами для личного пользования. Согласно статьям 354 и 355 ТК ТС их декларируют и выпускают без помещения под таможенные процедуры. Однако нередко случается так, что мелкие предприниматели пытаются ввезти под видом вещей для личного пользования товары, предназначенные для продажи. Отличить одно от второго поможет ряд факторов: начиная от личности гражданина до количества и однородности товара, норм его потребления, числа членов семьи, частоты поездок за границу и так далее. При этом последующая продажа привезенных вещей сама по себе не говорит о том, что они ввозились для предпринимательских целей. Вместе с тем, если лицо более двух раз продает товар, ввезенный для личного пользования, в следующий раз ему могут отказать в применении соответствующего режима.

По материалам «Право.ру»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 12 мая 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog