Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Ведомства решили поспорить о функциях

Судя по появляющимся в последнее время в СМИ сообщениям, ФТС России реально решила добиться соблюдения принципа, что непосредственно на границе должны находиться лишь два контролирующих органа: таможня и пограничники. Подтверждением тому стала информация о поступлении в Государственную думу проекта закона, после его принятия контроль за качеством и безопасностью импортных продуктов может перейти к ФТС России.

Сегодня в нашей стране эта обязанность возложена на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Согласно действующему регламенту данное ведомство является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных».

По мнению авторов документа, реализация указанного предложения упростит регистрацию товара и сократит время их таможенного оформления. В ФТС России, которая и разрабатывала поступивший в Госдуму законопроект, считают, что только таможня «может проводить ветеринарный и санитарно-карантинный контроль импортных продуктов на российской границе». Как пояснили в ведомстве, «его принятие потребовалось для того, чтобы исключить на таможенном пункте пропуска дублирование функций по проверке документов со стороны таможни и Россельхознадзора».

Хотя депутаты еще даже не начали по-настоящему обсуждать законопроект, страсти вокруг него уже начинают разгораться. Так, Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка распространила пресс-релиз, в котором указала, что «подобная инициатива требует внедрения механизмов взаимодействия между импортером, грузоотправителем и контролирующими службами».

В документе ассоциации обозначена еще одна проблема, которая «связана с обнаружением незначительных нарушений в ветеринарно-сопроводительных документах». Как уточняют специалисты, в настоящее время существует процедура, регламентирующая действия импортера в случае возникновения подобной ситуации. Передача ветеринарных и санитарно-карантинных полномочий ФТС России, по мнению участников рыбного рынка, может привести к тому, что этот механизм будет занимать гораздо больше времени, что критично для скоропортящихся грузов, например охлажденной рыбы.

Как и следовало ожидать, Россельхознадзор выступил резко против того, чтобы функции ветеринарного и фитосанитарного контроля на границе были переданы таможенной службе. Руководитель ведомства Сергей Данкверт заявил «Интерфаксу», что «эта идея обсуждается не впервые, мы ее никогда не поддерживали, не поддерживаем и не будем поддерживать». Он также подчеркнул, что его позиция основана не на ведомственном интересе, а на интересах государства.

При этом Сергей Данкверт напомнил, что «эта идея начала обсуждаться тогда, когда необходимо было ликвидировать очереди на границе и быстрее пропускать транспорт с импортным продовольствием. Однако мы всегда подчеркивали, что надо разделять безопасность и скорость пропуска грузов в страну, а то с большой скоростью можно получить большие проблемы». Кроме того, по его словам, идея передачи полномочий не соответствует критериям, которые существуют в международной практике.

Глава Россельхознадзора заявил, что «в настоящее время у таможенников есть полномочия проверять документы. Вот пусть и проверяют, но осмотры и досмотры продукции должны делать специалисты. Как это будут делать таможенники, не имеющие специального образования? Это возможно только при создании специальной службы в ФТС России и при переводе наших инспекторов в таможню. В чем тогда смысл этого предложения? Наверное, для государства это нецелесообразно».

Ветеринары, поддержав своего руководителя, уже высказали опасение, что предлагаемая таможенниками реформа приведет к потоку в страну небезопасной для здоровья контрафактной продукции. По мнению сотрудников ведомства, поскольку таможенники не имеют опыта и специального образования, им будет крайне затруднительно пресекать контрафактные схемы поставок продовольствия, что в конечном итоге может привести к наплыву в страну поддельной продукции.

Тем временем чиновничья машина завертелась. Как сообщил «Коммерсанту» первый заместитель председателя думского Комитета по аграрным вопросам Кирилл Черкасов, профильный комитет одобрил законопроект и направил на рассмотрение в регионы. В Минэкономики уточнили, что первая версия документа была разработана еще полгода назад: тогда в министерстве согласились с тем, что предлагаемый ФТС России механизм упростит регистрацию импортной продукции и сократит время прохождения таможенных процедур благодаря режиму «одного окна».

В пресс-службе ФТС России сообщили, если закон будет принят, то правительство определит зоны, где новые механизмы будут опробованы в пилотном режиме. При этом было уточнено, что товары, поступающие в Россию через морские порты или автотранспортом, будут проверяться по новым правилам. По каким конкретно, в пресс-службе не уточнили. Сославшись на «одного из федеральных чиновников», «Коммерсантъ» сообщил, что «эксперимент будет проводиться в пунктах пропуска на границе с Эстонией и на Дальнем Востоке». При этом издание уточнило, что в думском Комитете по аграрным вопросам «выбранные для эксперимента площадки вызывают беспокойство».

Говоря о возможных рисках, Кирилл Черкасов отметил, что «через дальневосточные пункты пропуска идет в том числе китайская продукция, вызывающая много вопросов по качеству, в частности из-за использования пестицидов и ГМО». Напомним, что в Россельхознадзоре по этой проблеме уже давно бьют тревогу и вполне справедливо относят дальневосточную границу к неблагоприятной территории с точки зрения инфекционных заболеваний, так как из Китая может быть завезен, например, ящур.

По мнению экспертов, в последнее время ветеринарная и карантинная ситуация в регионе только обостряется, чему поспособствовал резкий рост объемов поставок из КНР продуктов питания. Он был обусловлен введением Россией продовольственного эмбарго в отношении ряда продукции из США, Канады, ЕС, Норвегии и Австралии. Данные таможенной статистики за период с августа по ноябрь 2014 года это наглядно подтверждают.

Как сообщила ФТС России, в этот период в нашу страну из Китая ввезено продовольствия на 652 млн долларов, годом ранее данный показатель составлял 541 млн долларов. При этом импорт рыбы из Китая вырос на 10%, до 33,4 тыс. тонн, на сумму 109 млн долларов, плодоовощной готовой продукции — на 23%, до 128 тыс. тонн (123 млн), фруктов — на 25%, до 140 тыс. тонн (132 млн). Кроме того, в конце прошлого года Россельхознадзор открыл поставки двум крупным мясоперерабатывающим китайским компаниям. Ожидается, что в ближайшее время это будет сделано в отношении еще ряда китайских импортеров мяса.

Вполне обоснованно озабоченность у специалистов вызывает и граница с Эстонией. Она также является весьма напряженной точкой товарообмена, через которую до недавних пор шел серьезный поток продуктов питания из стран Европы. Многие из них сейчас находятся под запретом. При этом через эстонские порты транзитом в Россию завозятся существенные объемы и неевропейской продукции. По мнению экспертов, ослабление на эстонской границе ветеринарного контроля, которое, как уже отмечалось, по мнению Россельхознадзора обязательно произойдет в случае передачи его функций таможне, может привести к увеличению поставок контрафактной или запрещенной продукции из Европейского союза.

Пока сложно предсказать, какая судьба ждет предложенный ФТС России законопроект, но уже сейчас можно говорить о том, что его вряд ли ждет легкая судьба. Скорее всего, заинтересованные стороны, выступающие за и против него, предпримут серьезные усилия для отстаивания своих позиций. Ставки на победу какого-либо участника спора пока делать рано, следить за происходящим стоит.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 2 марта 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog