Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В III квартале 2016 г. максимальная ставка аренды на основных торговых улицах Москвы осталась неизменной, составив 250 тыс. руб./м2/год.

Группа ГАЗ в рамках выставки «ЭкспоСитиТранс» представила электробус нового поколения на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Заказчиком создания электробуса выступил Мосгортранс. Документы о передаче машины в тестовую эксплуатацию заказчику подписали президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

"Комендантский проспект" лидирует по обеспеченности объектами стритритейла, "Проспект Просвещения" - по их количеству

26 мая в Казани состоятся заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправсовета. На заседании Совета глав правительств СНГ планируют обсудить вопросы развития взаимодействия в рамках содружества, включая международные договоры в сферах использования атомной энергии в мирных целях, в сфере геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли и в сфере противодействия производству и распространения контрафактной продукции, защиты интеллектуальной собственности.

С 1 июня распределением терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" займутся официальные таможенные представители. "Сумотори-Авто" - один из уполномоченных агентов АО "ГЛОНАСС" в Приморье - В прекращает продажу физлицам.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в саммите стран-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Стамбуле.

/ Статьи

ВЭД на Северо-Западе проседает: причины и прогнозы

Подводя итоги 2013 года в сфере оказания околотаможенных услуг на территории Северо-Западного федерального округа, для лучшего понимания ситуации, сложившейся в регионе в данной области предпринимательской деятельности, необходимо выделить основную тенденцию, которая наблюдалась в отчетный период. Практически на протяжении всего прошлого года эксперты отмечали постоянное снижение объема таможенного оформления в целом.

Причем практически впервые за последние годы уменьшение декларирования внешнеторговых товаров наблюдалось в двух основных таможнях Северной столицы - Балтийской и Санкт-Петербургской. Именно на их долю, как известно, приходится основной объем таможенных платежей и сборов, поступающих из региона в доходную часть федерального бюджета. Так, в общем объеме взимаемых в государственную казну в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) средств на Балтийскую таможню приходится 62,55%, на Санкт-Петербургскую таможню - 17,41%.

На прошедшей в феврале коллегии Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), на которой были подведены итоги за 2013 год, отмечалось, что внешнеторговый оборот через таможенные органы региона увеличился всего на 2% и немногим превысил 100 млрд долларов. В то же самое время, если внимательно посмотреть на импортную составляющую, легко заметить, что уровень ввоза товаров остался на уровне прошлого года – в пределах 77 млрд долларов.

В отчетный период общее количество деклараций на товары (ДТ), по которым таможенными органами СЗТУ были произведены таможенные операции, составило 1 151 958 штук. Для сравнения: за 2012 год на Северо-Западе было оформлено почти на 6 тыс. деклараций больше - 1 157 483. При этом в Санкт-Петербургской таможне произошло существенное снижение декларационного массива – практически на 20%, а в Балтийской таможне, наоборот, зафиксировали незначительное повышение этого показателя - плюс 4%.

Напомним, что два года подряд стабильно фиксировался прирост выпущенных деклараций на уровне в 30%. Применительно к Балтийской таможне небольшой прирост специалисты объясняли произошедшей в 2012 году передачей в ее состав Янинского таможенного поста, который до этого был структурным подразделением Санкт-Петербургской. Нынешний незначительный прирост показателей эксперты объясняют прибытием в регион деятельности Балтийской таможни более 65 тыс. автомобилей, которые прошли таможенные процедуры как раз на Янинском посту.

Здесь следует уточнить, что на момент выхода статьи статистика всего внешнеторгового оборота по итогам 2013 года на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России отсутствовала. Поэтому в основу приведенного ниже анализа положены данные фактически за 11 месяцев. Однако и они позволяют сделать достаточно точные выводы и представить объективную картину минувшего года в целом.

Как уже отмечалось, в СЗФО он прошел под знаком «спад внешнеторгового оборота», что наглядно подтверждает диаграмма, на которой (в млн долларов США) представлены объемы международной торговли России в 2010-2013 годах. В этот период наблюдавшаяся ранее тенденция стабильного роста внешнеторгового оборота сошла практически на нет. Если говорить об импортной составляющей, то в прошлом году в Северо-Западном регионе, когда в отношении вывозимых за рубеж товаров было оформлено 952 850 деклараций, по сравнению с 2012-м она снизилась на 0,3%, выпущено 949 053 ДТ.

Второй блок причин спада в значительной степени связан с весьма низким уровнем эффективности работы Большого порта Санкт-Петербурга. В последнее время в сравнении с другими портами Балтийского бассейна он из года в год с завидным постоянством становится все менее и менее привлекательным для обслуживания оборота внешнеторговых грузов. Ситуацию по этому показателю (в млн тонн) в российских портах на Балтике наглядно демонстрирует представленный здесь график.

Хуже, чем у Санкт-Петербургского порта, дела обстоят лишь в Приморском порту, который вообще ушел в минус. В качестве оправдания для него может служить тот факт, что через последний проходит фактически один вид товара, причем он отправляется на экспорт, - это нефть, транспортируемая по Балтийской трубопроводной системе.

Справедливости ради стоит отметить, что в прошлом году спад грузооборота также отмечался в портах практически всех прибалтийских государств. Однако при построении логистической цепочки для доставки внешнеторгового груза в Россию операторы часто стараются обходить Большой порт Санкт-Петербурга. Причина такого подхода весьма банальны: в портах Прибалтики им гарантируется простота и скорость прохождения груза, все процедуры осуществляются в течение одного, максимум двух дней.

Теперь посмотрим на последние изменения в администрировании обработки грузов в Большом порту Санкт-Петербурга. Для начала напомним, что «дорожная карта» «Совершенствование таможенного администрирования» поставила своей целью добиться снижения сроков совершения таможенных операций в портах РФ. По итогам проведения совместного мониторинга прохождения грузов, который был организован Гильдией ВЭД «Гермес» совместно с Балтийской таможней при участии крупнейших экспедиторских компаний и стивидоров, экспертам удалось выявить узкие места в деятельности порта.

Их устранение позволило в 2013 году снизить средний срок нахождения контейнеров на портовых терминалах с 6,5 до 4,5 дня. В результате с начала 2014 года стивидорные компании уменьшили бесплатный период хранения контейнеров с 5 до 4 суток. Правда, подобная мера была бы эффективной в ситуации десятилетней давности, порт стоял перезатаренным, и все заинтересованные стороны лихорадочно искали способы его разгрузки. Сейчас, когда терминалы полупустые, принятие этого решения выглядит как минимум нелогично.

Практика показывает, что, учитывая имеющую место непрозрачную схему работы компаний в порту (напомним, что стивидоры до сих пор избегают заключения прямых договоров с клиентами, предпочитая работать через посредников), многим уложиться в бесплатные 4 дня достаточно сложно. Соответственно, у импортеров, пользующихся услугами питерского порта, неизменно растут издержки.

Ну а последний тренд стивидорных компаний, решивших подправить пошатнувшееся из-за падения товарооборота финансовое состояние за счет увеличения стоимости своих услуг на 10-15%, трудно, даже вообще невозможно объяснить. О какой конкурентоспособности порта после этого можно говорить? Отметим, что с учетом произошедшего в последнее время резкого падения курса рубля к бивалютной корзине услуга стивидоров по факту стала дороже более чем на 20%. Все это довольно странно, ведь общеизвестно, что доходность стивидорных компаний и так завидная – на уровне 30% чистой прибыли.

Напомним, что после одобрения ФАС России сделки на приобретение ЗАО «Первый контейнерный терминал» международным логистическим гигантом – компанией Global Ports Investments PLS - последняя получила в свое распоряжение по сути 80% всех мощностей по перевалке контейнеров, имеющихся как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области. Ведь именно она является одним из хозяев аналогичных терминалов в порту Усть-Луга.

Заручившись решением Федеральной службы по тарифам (приказ № 214-т/2 «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербурга, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга»), стивидоры решили «не ограничивать себя в желаниях» и сполна воспользоваться полученным правом «не применять ценовое регулирование на услуги стивидоров Большого порта, в том числе ЗАО «Первый контейнерный терминал» и ОАО «Петролеспорт». Уточним, что обе компании принадлежат одному собственнику - «Глобал Портс Инвестментс ПиЭлСи».

Все перечисленное выше неуклонно ведет к тому, что перемещаемые морем товары во все возрастающих объемах уходят из Санкт-Петербурга. Хорошо, если они направляются в Усть-Лугу или Новороссийск. Однако некоторые из опрошенных импортеров заявили, что переадресовали свои грузы в порты Риги и Клайпеды. Также немаловажным фактором, отрицательно повлиявшим на ситуацию, стал переток части китайских товаров в Казахстан.

Здесь, как известно, установлена фактически льготная ставка НДС - в размере 12%, а также имеет место более либеральное таможенное администрирование. Все это в сочетании приводит к тому, что импортеры, пользуясь свободой перемещения товаров внутри Таможенного союза, предпочитают закупать их через казахских посредников, что в последнее время стало одной из причин оттока капитала из России в Казахстан.

На фоне складывающейся ситуации рынок услуг в сфере таможенного дела также проседает. Как отмечалось ранее, декларационный массив снижается, а расходы, связанные с обработкой грузов в порту, делают доходность компаний, занимающихся таможенной очисткой и экспедированием грузов, мизерной.

топ компаний

Уточним, что вошедший в пятерку лидеров новый игрок - «Тамарикс Лоджистикс» - на самом деле является правопреемником многочисленных «дочек» Ростэка, поэтому его появление на столь высокой позиции рейтинга объяснимо.

Основными клиентами лидеров рейтинга являются автозаводы Nissan (оформляет компания «Тектум»), Hyundai («Восход»), Ford («СЗТК»), Toyota («Транс-Бизнес Брокер»). Об ООО «ТАМАРИКС Лоджистикс» никаких дополнительных сведений нет. Дело в том, что эта компания не является членом Гильдии.

Для полноты картины приводим ТОП-10 по основным таможням города

Балтийская таможня

балтийская таможня

 

пулковская таможня

При этом необходимо констатировать, что, к сожалению, в 2013 году абсолютные цифры у всех таможенных представителей уменьшились, то есть количество оформленных деклараций каждым отдельно взятым оператором снижается.

Перечисленные выше причины не только негативно влияют на уровень выручки компаний, но и в целом на конкурентоспособность порта. Хотя, как считают многие профессиональные участники рынка, возвратить в Большой порт Санкт-Петербурга хотя бы часть утерянных на сегодня грузов позволит даже принятие самых простых мер, которые позволят сократить сроки прохождения грузов на каждом из этапов, а стивидорным компаниям стоит пересмотреть нынешнюю тарифную политику, сделав ее более прозрачной и обоснованной.

внешнеторговый оборот РФ

По материалам НП «Гильдии ВЭД «Гермес»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 25 февраля 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Рынок торговых коридоров Москвы

В III квартале 2016 г. максимальная ставка аренды на основных торговых улицах Москвы осталась неизменной, составив 250 тыс. руб./м2/год.

 25 мая 2017 / Логистика

Группа ГАЗ представила электробус нового поколения

Группа ГАЗ в рамках выставки В«ЭкспоСитиТрансВ» представила электробус нового поколения на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Заказчиком создания электробуса выступил Мосгортранс. Документы о передаче машины в тестовую эксплуатацию заказчику подписали президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и генеральный директор ГУП В«МосгортрансВ» Евгений Михайлов.

 24 мая 2017 / Логистика

Особенности рынка встроенных помещений около станций метро в спальных районах Санкт-Петербурга

"Комендантский проспект" лидирует по обеспеченности объектами стритритейла, "Проспект Просвещения" - по их количеству

 23 мая 2017 / Логистика

Спрос малого бизнеса на стрит-ритейл за год вырос на 18%

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Классическое для сегмента распределение спроса в пользу инвесторов, а не владельцев бизнеса изменилось в пользу последних: доля покупок для собственного бизнеса выросла с 10 до 20% от общего числа сделок, а на инвестиции приходится теперь не 90%, а 80%. При этом покупательские предпочтения в стрит-ритейле сместились в сторону спальных районов с новой застройкой.

 22 мая 2017 / Логистика

Кодекс Союза получил право на жизнь

После подписания Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) страны Союза начали внутригосударственные процедуры, предшествующие его ратификации. ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с момента получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации от пяти стран Союза.

 18 мая 2017 / Таможня

Кодекс Союза получил право на жизнь

После подписания Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) страны Союза начали внутригосударственные процедуры, предшествующие его ратификации. ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с момента получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации от пяти стран Союза.

 18 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

ТК ЕАЭС как стимул модернизации

В условиях сменяющихся словно в калейдоскопе, а зачастую и накладывающихся друг на друга различного рода В«мировых кризисовВ» - финансовых, экономических, производственных, в том числе в высокотехнологичных отраслях, ключевой целью современной внешнеэкономической политики Российской Федерации, несомненно, должно быть обеспечение неуклонного роста ее технологического потенциала, поддержание экономической стабильности, укрепление роли на мировой арене.

 17 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Еще не работают, но проблемы создают

Пока еще лишь формирующийся у нас институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), которому многие пророчат светлое будущее, на деле уже начал создавать проблемы, в том числе и для бюджета.

 16 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз обзавелся «Белой книгой»

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала доклад В«Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭСВ», который эксперты сразу окрестили В«Белой книгойВ». В нем приведены сведения об имеющихся на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) препятствиях, а также изложены планы по их устранению.

 15 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Лучше все определять заранее

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло изменения в интерактивную портальную форму заявлений ФТС России на принятие предварительного решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и на выдачу дубликата/внесение изменений в ранее принятые предварительные решения по данной классификации.

 11 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog