Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Утилизационный сбор: под одну гребенку

В середине лета российские власти, скорее всего, введут утилизационный сбор (УС) и для отечественного автопрома. Это означает, что российские производители автомобилей вынуждены будут платить его наравне с импортерами транспортных средств. Правительство внесло в Государственную думу законопроект «О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Документ разработан в связи с договоренностями, достигнутыми российской стороной в ходе переговоров с комиссаром Европейского союза по торговле Карелом де Гюхтом.

Он обяжет отечественных автопроизводителей уплачивать сбор уже с 1 июля. При этом из новой редакции законодательства убраны практически все исключения. Как говорится на сайте правительства, их сохранение предусматривается только в отношении классических автомобилей (возраст которых – 30 и более лет) и техники, ввозимой участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, беженцами, а также дипломатическими или консульскими учреждениями и международными организациями и их сотрудниками.

Из предлагаемой редакции исключили колесную технику, выпущенную производителями, принявшими на себя обязательства по дальнейшей безопасной утилизации произведенной ими автомобильной продукции; ввозимую в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза (ТС) и имеющую статус товаров Таможенного союза; зарегистрированную на территории Калининградской области и помещенную под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

В пояснительной записке к документу говорится, что «таким образом, Российская Федерация исполнит свои обязательства члена ВТО по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров. В свою очередь, это значительно снизит риски подачи иска в орган по разрешению споров ВТО в отношении Российской Федерации в связи с введением утилизационного сбора». Как известно, в соответствии с правилами ВТО, в вопросах международной торговли и вопросах, тесно с ней связанных, не должно быть никаких исключений для третьих стран или отдельных категорий лиц.

Поэтому новым законом будет исключена «возможность освобождения от уплаты утилизационного сбора для государств - членов ТС и в отношении транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

По законам ВТО

Напомним, что ввод утилизационного сбора вызвал негативную реакцию у иностранных автомобилестроителей, прежде всего из Европы. Они указывали на неравные условия, созданные для российских и зарубежных производителей автотранспорта, что, по их мнению, противоречит правилам членства России в ВТО. Под давлением со стороны этой международной организации нашим властям пришлось искать компромисс. На практике это означает, что также будет отменено действующее сейчас правило, когда российские предприятия берут на себя лишь обязательства по последующей утилизации своих автомобилей. Получается, что сбор, вводившийся менее года назад как мера защиты российских автозаводов, на деле обернулся против них самих.

По подсчетам правительства, расширение базы УС может принести в государственную казну дополнительные средства. Так, сейчас годовые поступления от УС с импортеров и тех отечественных производителей, которые не приняли обязательства по утилизации, составляют около 54 млрд рублей. Если сбор будет распространен на всех автопроизводителей, то доход бюджета увеличится на 148,5 млрд, до 202,5 млрд рублей.

Большую часть этих средств принесут легковые автомобили, от них бюджет получит 68,5 млрд рублей. От легкового коммерческого транспорта - 22,5 млрд рублей, от автобусов - 14,7 млрд рублей, от специальной техники - 2,3 млрд рублей. При этом, как считают эксперты, цены на отечественные машины среднего ценового сегмента в 20-25 тыс. долларов с объемом двигателя 1,4-1,6 л вырастут не менее чем на 4-5%. Для компенсации ожидаемых потерь отрасли правительству придется искать новые механизмы возврата автозаводам части средств. Скорее всего, предпочтение отдадут промсубсидиям.

Как известно, УС ввели после официального присоединения России к ВТО - с 1 сентября 2012 года. Власти эту меру объясняли необходимостью «защиты экологии и создания развитой сети утилизации автомобилей». Сегодня его уплачивают импортеры и новых, и подержанных колесных средств. Базовая ставка сбора для легковых автомобилей составляет 20 тыс. рублей, для грузовиков и автобусов - 150 тыс. рублей. Как подсчитали эксперты, она полностью компенсирует снижение пошлин на автомобили, которое должно произойти в связи с присоединением к ВТО.

Размеры сбора для новых легковых машин в среднем сейчас составляют 17,2-110 тыс. рублей, для новых легковых коммерческих автомобилей (LCV) и грузовиков — от 75 до 450 тыс. рублей, для подержанных — от 132 тыс. до 1,7 млн рублей. При этом существует целая таблица корректирующих коэффициентов. Их применяют исходя из объема двигателя и года выпуска транспортного средства.

Прощай льгота

В то же время производители, собирающие машины в России, освобождены от сбора под гарантию их утилизации в будущем. Для этого в каждом регионе создали пункты приема автомобилей, подлежащих утилизации. Сейчас УС не платят все крупнейшие отечественны автопроизводители (АвтоВАЗ, КамАЗ, группа ГАЗ и «Соллерс») и имеющие в России сборочные мощности иностранные автоконцерны. Данная льгота действует только по моделям российской сборки. Другие члены ВТО, которым не понравилась такая разница в подходах к плательщикам утилизационного сбора, посчитали, что он создал «дискриминационные условия для импортеров».

Еще в феврале этого года Евросоюз выказал озабоченность этим вопросом. Его представители даже высказали готовность оспаривать УС в суде ВТО, если в ближайшее время условия его уплаты не будут выравнены. Правительство РФ согласилось, что наше законодательство необходимо адаптировать к условиям членства в ВТО, и внесло решение, уравнивающее импортеров автомобилей и отечественную сборку в обязанностях по экологическому платежу. В ходе саммита России и ЕС в декабре 2012 года Владимир Путин поручил в месячный срок проработать вопрос о выравнивании условий сбора, а уже в феврале глава Минэкономики Андрей Белоусов заявил, что «принципиальное решение» об отмене «механизма гарантий» принято.

Хотя соответствующий проект внесен в Госдуму, по мнению ряда экспертов, не факт, что он будет принят быстро, а значит, угроза разбирательства в ВТО для России остается актуальной. При этом они считают, что не стоит ждать каких-то кардинальных изменений на российском автомобильном рынке. Прогнозируется, что введение утилизационного сбора для всех серьезно не скажется на стоимости автомобилей.

Во-первых, сразу после этого цены на них вряд ли повысятся. Утилизационный сбор отразится на них минимум через несколько месяцев. Во-вторых, никуда не исчезает и инфляция, которая также влияет на розничную цену автомобилей, и не исключено, что ее воздействие окажется более ощутимым, чем от утилизационного сбора. В-третьих, у иностранных автопроизводителей, работающих в России, есть серьезная поддержка материнских компаний, в том числе и финансовая.

Как покрыть потери?

Возможно, что ее направят на минимизацию последствий УС, тогда производители смогут сохранить цены на машины. Поскольку цены на материалы и комплектующие неуклонно растут, то на этом фоне вклад утилизационного сбора в цену машины может быть минимальным. Учитывая достаточно устойчивый спрос россиян на автомобили, эксперты не ожидают, что УС сильно скажется на их продажах. Автопроизводители также считают, что введение нового закона об УС не окажет существенного влияния на цены легковых автомобилей иностранных брендов. При этом есть основания полагать, что отечественным заводам все-таки предоставят другие меры поддержки. Об этом говорят и в правительстве, и в Госдуме.

Аналитики рынка утверждают, что из-за сбора дилерская маржа в сегменте премиальных автомобилей сократилась на 25-30%, а по бюджетным импортным автомобилям снижение могло составить до 50%. Как уже отмечалось, эксперты ждут подорожания автомобилей в среднем на 4-5%. Кроме того, ожидается, что расширение сбора обойдется группе ГАЗ в 13,5 млрд рублей в год, КамАЗу — в 9,5-18 млрд рублей, а «Соллерсу» — в 4,7 млрд рублей. При этом автомобили группы ГАЗ могут максимально подорожать на 24%, КамАЗа — на 14-26%, АвтоВАЗа — на 8%, а «Соллерса» — на 7%. Аналитики подчеркивают, что расширение сбора «больше всего ударит по коммерческой технике».

В складывающейся ситуации нужен механизм компенсаций автозаводам, особенно работающим в режиме промсборки, уплаченных в виде УС средств. Правительство уже его прорабатывает. Еще в марте министр экономического развития Андрей Белоусов говорил о том, что компенсации уплаты сбора могут получить только автоконцерны, работающие в режиме промсборки. Он отмечал, что расширение сбора не должно ухудшить условия реализации инвестпроектов, поэтому «нужно найти какую-то форму компенсации инвесторам». В качестве наиболее вероятного механизма рассматриваются промышленные субсидии, которые допускаются ВТО, но пока конкретного решения нет. Ожидается, что оно появится ближе к концу года.

Когда статья готовилась к печати, поступила информация, что власти не успеют к 1 июля выровнять условия уплаты УС для отечественных автозаводов и импортеров: новые правила появятся только в октябре. Из-за задержки другие члены ВТО, давно недовольные неравными условиями сбора, могут подать на Россию в суд. При этом эксперты отметили, что поскольку условия уравняются осенью, до серьезного разбирательства дело не дойдет. Однако из-за отсрочки российские автопроизводители могут сэкономить около 15 млрд рублей.

Артем БЕЛОУСОВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 9 июля 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog