Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

В июле 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей и выпуск транспорта на линию без тахографа. Предполагается, что данные изменения вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что ведомство выступает за введение базового уровня качества для продукции в странах ЕАЭС и работает, чтобы сделать её наднациональной.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил проект соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Сербией.

Правительство РФ приняло решение подписать конвенцию ООН об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа.

/ Статьи

УЭО: позови меня в даль светлую

Выражаясь дипломатическим языком, новая встреча руководства ФТС России с уполномоченными экономическими операторами (УЭО), которая состоялась 20 августа, прошла в конструктивном ключе, но, как и предсказывали многие эксперты, не принесла заметных результатов. Проще говоря, стороны остались при своем.

Из официального сообщения службы следует, что в ходе специально организованного для представителей деловых кругов семинара, прошедшего на базе ведомства под председательством первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, «рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся порядка получения статуса УЭО по новым правилам». Они начали действовать в связи с изменением таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Российской Федерации.

В мероприятии участвовало свыше 250 представителей компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Им еще раз разъяснили преимущества получения статуса УЭО в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Напомним, что ситуацию с УЭО 11 июля 2019 года рассматривали на рабочей встрече с членами Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Тогда, как сообщила служба, «обсудили подходы к технической организации информационного обмена сведениями из системы учета товаров между УЭО и таможенными органами в электронном виде, что является одним из необходимых условий для получения данного статуса». Ведомство высказало беспокойство, что большинство компаний, получивших статус УЭО согласно требованиям утратившего силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), до сих пор не прошли перерегистрацию. Представители ФТС России тогда пообещали провести в августе разъяснительный семинар, который и состоялся 20 августа.

В своем выступлении на нем Руслан Давыдов отметил, что «институт УЭО существенно преобразован в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС, а произошедшее приближение статуса оператора к общемировым стандартам и трендам расширило список преимуществ и отразилось на увеличении количества требований к соискателям.

Для компаний, обладающих статусом УЭО старого образца, предусмотрен переходный период для перерегистрации по нормам ТК ЕАЭС. Напомним, что он заканчивается 1 января 2020 года. Своевременное получение обновленного статуса позволит компаниям сохранить стаж работы в качестве УЭО, а также зависящие от него льготы по размеру предоставляемого обеспечения».

Бизнес не торопится

Было отмечено, что по состоянию на 20 августа 2019 года в реестре УЭО зарегистрировано 172 юридических лица, из них 139 компаний имеют статус «старого образца», 33 компании действуют по нормам ТК ЕАЭС. Из них 22 организации изначально получили такой статус. Рассматриваются еще 54 заявления о включении в реестр УЭО. Законом на это отведено 120 дней.

Как известно, компания может подать документы на получение свидетельства одного из трех типов, у каждого свой набор льгот. Среди них выпуск товаров до подачи декларации на товары (ДТ) и приоритетный порядок досмотра. В зависимости от непрерывного стажа в статусе УЭО для свидетельства первого типа требуется обеспечение в сумме 1 млн евро или меньше, для второго и третьего нужно соответствовать критериям финансовой устойчивости.

Обязательное условие получения любого типа свидетельства - предоставление таможенникам удаленного доступа к системе учета товаров в компании. Именно это требование вызывает у бизнеса наибольшую критику. Далеко не все готовы раскрыть свою бухгалтерскую кухню, обосновывая это желанием сохранить коммерческую тайну.

Как пояснил «Коммерсанту» Руслан Давыдов, «компании используют стандартные системы учета, такие как SAP, 1C и тому подобные. Однако данные программные средства необходимо адаптировать под цели таможенного мониторинга. На это требуются дополнительные расходы со стороны компании. Вместе с тем такие доработки сулят определенные упрощения в области таможенного контроля». Какие именно, он не уточнил. За скобками осталась и величина затрат, которые «светят» бизнесу.

Для решения проблемы с коммерческой тайной ФТС России, уточнил первый заместитель ее руководителя, разработала «витрину данных». С ее помощью компании смогут представлять только информацию, необходимую для таможенных целей. Однако те, кто пожелал участвовать в эксперименте службы по использованию «витрин», уточнили, что доработка софта - удовольствие очень дорогое.

Напомним, что в ТК ЕАЭС существенно увеличено количество специальных упрощений, их стало 16. Они распределены по трем типам свидетельств. В зависимости от сферы деятельности претенденты на статус УЭО могут составить из них оптимальный для себя набор. Сейчас свидетельства первого типа имеют 9 компаний, второго – 6, третьего – 17, лишь одна организация сразу имеет свидетельства первого и второго типа.

Для нашей страны, где, как сообщила ФТС России, внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) занимаются свыше 80 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей, это капля в море. Так, в Европе и Китае счет операторов идет на тысячи. Пока таможня и бизнес дискутируют относительно дальнейших перспектив института УЭО в России, наши партнеры по ЕАЭС его активно развивают и всемерно поддерживают. Наибольшего прогресса добилась Беларусь.

Как уточнили в Государственном таможенном комитете (ГТК) Беларуси, «осуществление внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора - удобная и перспективная возможность ведения бизнеса. Сегодня Беларусь обладает самой развитой сетью УЭО на территории Союза: в стране 324 организации имеют такой статус. На начало июля 2019 года 74 субъекта хозяйствования, осуществляющие деятельность в статусе УЭО, прошли перерегистрацию в соответствии с ТК ЕАЭС и получили возможность пользоваться расширенным пакетом упрощений на всей территории Союза».

Отметим, что в количественном плане ситуацию в РФ не улучшило и расширение круга лиц, имеющих право получить статус УЭО. Его могут иметь все юрлица, созданные согласно законодательству государств ЕАЭС и осуществляющие ВЭД: декларанты, таможенные представители, перевозчики, экспедиторы, владельцы СВХ и таможенных складов.

Среди перспективных направлений работы ФТС России Руслан Давыдов выделил формирование безопасных цепочек поставок и взаимное признание статуса УЭО с зарубежными коллегами. Это позволит минимизировать степень таможенного контроля товаров, поставляемых между операторами, а акцент таможенного контроля сместится на этап после выпуска товаров.

Больше звать не будут

При этом он особо подчеркнул, что на перерегистрацию у бизнеса есть чуть более четырех месяцев. Поскольку рассмотрение документов занимает до трех месяцев, с каждым днем возрастает риск, что компании не успеют пройти процедуру в установленный срок и в итоге потеряют свой статус. Если это произойдет, они лишатся всего, что было наработано ранее, а отсчет времени начнется с нуля.

«Это финальный призыв подавать заявки на включение в реестр УЭО по ТК Союза — если организация не перерегистрируется до 1 января 2020 года, она утратит статус оператора», — предупредил Руслан Давыдов. При этом он признал наличие проблемных вопросов. Для их устранения служба, в частности, обещает скорректировать работу системы управления рисками (СУР), которая вызывает у бизнеса массу нареканий.

На семинаре отметили, что из-за ошибок и неточностей при заполнении заявлений имеется много возвратов документов. Их подготовке нужно уделить особое внимание и использовать при составлении заявления рекомендации ФТС России, размещенные на ее официальном сайте. Там есть специальный раздел для УЭО, он позволяет получить ответы на основные системные вопросы.

При этом сложилась парадоксальная ситуация: УЭО сталкиваются с ограничением доступа к законодательно закрепленной системе упрощений. Количество проводимых в отношении их таможенных проверок выходит за все разумные рамки даже по сравнению с обычными декларантами. Таможенники объясняют это особенностями СУР: при подаче декларации для обычных компаний она срабатывает выборочно, а в отношении УЭО — при любом риске.

В ФТС России подчеркнули, что главной льготой, которую даст статус УЭО, должно стать автоматическое отнесение поставщика к категории низкорисковых, это минимизирует вероятность физической проверки грузов. В ответ сообщили, что сейчас компании категорируются по группам риска и без статуса УЭО. Поэтому бывает, что даже при предоставлении обеспечения и соблюдении условий УЭО компании исключали из низкорисковых. В этом случае никакие преимущества приоритетного выпуска не работают. Наладить работу СУР при подаче заявлений УЭО в ФТС России пообещала к октябрю.

«Проблему с выпуском товаров до подачи декларации мы решим. Таких компаний не так много, — сообщил «Коммерсанту» Руслан Давыдов. - Проверим их на предмет возможности проведения контроля после выпуска, сделаем необходимые настройки СУР, доработаем программное обеспечение. У всех новых операторов контроль после выпуска возможен по определению. Среди «старых» операторов тех, у кого это невозможно, остались единицы. Категорирование проводится лишь в отношении компаний, которые непосредственно осуществляют декларирование товаров, уплачивают таможенные пошлины и налоги от своего имени, то есть не являются посредниками».

Призывы не работают

Как сообщили участники семинара, служба не смогла предложить бизнесу ничего нового. Впрочем, судя по разговорам, на иное никто особо и не рассчитывал. На просьбу прокомментировать ситуацию один из экспертов лаконично ответил, что ему, к сожалению, по этому поводу сказал нечего. При этом возросло опасение, если вскоре ничего кардинально не изменится, то институт УЭО у нас ждут трудные времена.

Как показывает ход событий, он изначально воспринимался таможней, образно говоря, как навязанный ей пасынок, которого приходится терпеть лишь потому, что так надо. Еще в октябре 2010 года возглавлявший тогда ФТС России Андрей Бельянинов, отмечая высокий уровень криминальных интересов в таможенной сфере, назвал введение института УЭО преждевременным и указал на наличие по поводу него больших сомнений.

В службе тогда отметили, что статус УЭО предоставляет субъектам хозяйствования «достаточно много прав и свобод, и многое в этом вопросе зависит от добросовестной позиции участников ВЭД. Однако в стране найдется немного компаний, которые отвечают всем требованиям, возлагаемым на оператора. В числе наиболее часто встречающихся правонарушений - изменение страны происхождения товара, занижение его таможенной стоимости, перемещение одних товаров под видом других и иные виды нарушений, направленные на извлечение незаконной прибыли из ВЭД».

Отметим, что некоторые УЭО на самом деле оказались далеко не ангелами, что было подтверждено на прошедшем 19 апреля 2017 года в Счетной палате (СП) РФ совещании. На нем обсуждали эффективность функционирования УЭО в России. СП тогда указала на ряд нарушений с обеих сторон. Было отмечено, что ФТС России многократно допускала серьезные нарушения при проведении проверки таможенной стоимости товаров, не соблюдала установленные сроки рассмотрения документов на включение в реестр УЭО, не выполняла порядок при выявлении административных нарушений со стороны УЭО. Бывало, что ее представители не появлялись на судебных заседаниях по делам, связанным с правонарушениями УЭО.

Последние тоже «не парились» со сроками подачи ДТ, занижали стоимость товаров, ввозили то, что не относится к деятельности компании-УОЭ, хотя официально это нарушением не является. Положительным эффектом от введения института УОЭ было названо развитие внешней торговли. Отрицательным - негативное влияние на доходы госбюджета из-за недобросовестности УЭО и неорганизованности сотрудников ФТС России.

Иного не дано

Уже понятно, что система, бесспорно, требует серьезной доработки. Похоже, что на сегодня стороны не в полном объеме провели работу над ошибками. Напомним, что недавно имел место факт выявления серьезных правонарушений со стороны одного из реальных УЭО, что, разумеется, не добавило вистов указанному институту.

В то же время никто не сомневается, что при правильном развитии он способен сыграть положительную роль в дальнейшем развитии внешней торговли. ФТС России высказала твердое намерение всемерно развивать данный сектор. При этом служба считает, что вскоре ее может накрыть вал заявлений, с которым надо будет справиться в сжатые сроки.

Напомнили, что еще год назад ФТС России предупреждала бизнес о приближении контрольной отсечки. Судя по всему, призыв не был услышан. Участникам ВЭД нужно помнить, что к представляемым ими документам ФТС России предъявляет серьезные требования. Так, в более чем 80% случаев возврат произошел из-за их небрежного или неправильного заполнения.

Судя по отзывам, бизнес не очень оптимистичен в оценке ситуации и, скорее всего, выбрал выжидательную позицию. Сказанное на семинаре на слишком пошатнуло его уверенность в правильности такого отношения к происходящему вокруг института УЭО. Хотя на словах все признают его нужность, полезность и прогрессивность.

Уже понятно, что достичь желаемого результата удастся, если таможня сумеет настроить механизм, позволяющий УЭО работать в полном соответствии с действующим законодательством и не испытывать излишнее внимание со стороны таможни. При этом бизнес не просит ничего сверх того, что ему предписывает ТК ЕАЭС и российский закон о таможенном регулировании.

Нам их не догнать

Признаем, что ситуация выглядит удручающе на фоне того, как институт УЭО развивается у других. Он стремительно набирает обороты в мире, неуклонно увеличивается количество действующих в его рамках программ. Если в 2012 году их насчитывалось всего 24, то в 2016-м – 69, вскоре запустят еще 16.

Уточним, что статус УЭО ввели по инициативе Всемирной таможенной организации (ВТамО). Предполагалось, что его получение будет свидетельствовать о безупречности и высокой деловой репутации компаний. Им предоставят льготы и упростят прохождение таможенных процедур. По определению ВТамО, таким оператором является «субъект международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со стандартами ВТамО или принципами обеспечения безопасности цепи поставки товаров. Соответствие указанным выше нормам контролируется таможенной администрацией или уполномоченными ею органами».

Общие требования к УЭО, установленные ВТамО, предполагают соблюдение таможенного законодательства, организацию бухгалтерии в соответствии со стандартами бухучета, устойчивое финансовое положение, компетентность сотрудников, безопасность грузов, перевозки, помещений и контрагентов. Система УЭО предназначена для того, чтобы сертифицировать предприятия с высоким уровнем соблюдения законодательства, кредитоспособности и безопасности торговли, а также облегчить порядок прохождения таможенных процедур в рамках ВЭД.

При этом таможни различных стран могут предоставлять друг другу удобство для сертифицированных предприятий через систему взаимного признания УЭО. Оно происходит на основе подписания странами двухсторонних соглашений. Поэтому таможенные администрации активно взаимодействуют с УЭО. Так происходит, например в КНР, где в программе взаимного признания УЭО участвует свыше 3,1 тыс. компаний, из них 956 ведут торговлю с Россией.

По данным Главного таможенного управления (ГТУ) Китая, соглашения о взаимном признании УЭО действуют уже с 36 странами. На их долю приходится до 45% китайского экспорта. В 2018 году список пополнили Япония, Израиль, Монголия и наши партнеры по ЕАЭС - Беларусь и Казахстан. Соглашение о взаимном признании программы УЭО Республики Беларусь и программы КНР по управлению добросовестными предприятиями вступило в силу 24 июля.

Теперь ГТК Беларуси признает предоставленный ГТУ КНР субъектам ВЭД статус добросовестных предприятий Китая с наивысшим уровнем доверия, а ГТУ Китая признает предоставленный белорусской таможней субъектам ВЭД статус УЭО третьего типа. В ГТК Беларуси подчеркнули, что «взаимное признание позволит субъектам ВЭД, обладающим соответствующим статусом, пользоваться рядом преимуществ, одним из них является ускоренное совершение таможенных операций, в том числе связанных с выпуском товаров и проведением таможенного контроля».

Как сообщило ГТУ КНР, сейчас переговоры о взаимном признании УЭО ведутся еще с 10 странами, в том числе с Россией. Китайская таможня заявила, что намерена в 2019 году активно работать, чтобы переговоры с нашей страной завершились подписанием соглашения.

Как отметил руководитель ФТС России Владимир Булавин, «таможенные органы России и Китая работают над соглашением о взаимном признании УЭО. Между ФТС России и ГТУ КНР 25 апреля этого года в Пекине подписан план действий относительно взаимного признания УЭО. Это позволит создать безопасные цепочки поставок, участниками которых являются компании, пользующиеся доверием со стороны таможенных органов, а также автоматизировать операции и сосредоточить ресурсы на контроле за рисковыми поставками».

Он уточнил, что в вопросе соглашения с КНР проблема осложняется тем, что российских УЭО кратно меньше, чем у них. «Если мы пойдем на процесс признания – всех на всех, то ситуация будет выглядеть не очень в нашу пользу. Поэтому мы, наверное, пойдем по пути выделения некоторой группы товаров, определим УЭО с обеих сторон и сегментарно установим такие контакты», - пояснил Владимир Булавин.

Оценивая ход перерегистрации УЭО, приходится с сожалением признать большую вероятность того, что у нас будет не очень много компаний, которые гордо понесут знамя УЭО в светлую даль. Как ни крути, но сегодня в такой сценарий верится больше, чем в стремительное развитие в стране института УЭО. При этом очень хочется ошибиться в столь пессимистичном прогнозе.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 23 сентября 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Таможенный представитель: пора одиночек прошла

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

 17 октября 2019 / Таможня

Электронные визы пришлись по вкусу

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

 16 октября 2019 / Таможня

Работать нельзя отдыхать?!

В июле 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей и выпуск транспорта на линию без тахографа. Предполагается, что данные изменения вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

 15 октября 2019 / Таможня

В приоритете - безбумажные технологии

В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.

 10 октября 2019 / Таможня

Свои товары нам самим нужны

В данной статье хочу коснуться весьма старой и болезненной проблемы - перевалки российских грузов в портах Прибалтики, а также предложить меры, которые, как мне представляется, позволят добиться перевода этих товаропотоков в порты Северо-Запада России, и в частности в порт Санкт-Петербург.

 9 октября 2019 / Таможня

Таможенный представитель: пора одиночек прошла

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

 17 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Электронные визы пришлись по вкусу

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

 16 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Работать нельзя отдыхать?!

В июле 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей и выпуск транспорта на линию без тахографа. Предполагается, что данные изменения вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

 15 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

В приоритете - безбумажные технологии

В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.

 10 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Свои товары нам самим нужны

В данной статье хочу коснуться весьма старой и болезненной проблемы - перевалки российских грузов в портах Прибалтики, а также предложить меры, которые, как мне представляется, позволят добиться перевода этих товаропотоков в порты Северо-Запада России, и в частности в порт Санкт-Петербург.

 9 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog