Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Для различных участков работы и процессов на складе можно найти разные способы перевода операций в более экономичный режим.

Компания внедрит единую автоматизированную систему прогнозирования и пополнения для всех форматов магазинов, товарных категорий и распределительных центров с помощью решения Relex Solutions.

Уходящий 2020-й г. отметился нестабильной обстановкой и новыми вызовами. Это заставило всех нас изменить свою картину мира и взглянуть на привычные вещи по-другому.

С 15 декабря 2020 года Омский таможенный пост утрачивает компетенцию по осуществлению электронного декларирования товаров.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о создании портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) и Каспийского кластера в Астраханской области.

3 ноября на заседании сенаторы одобрили закон, направленный на создание в России национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ), ввезенных из-за рубежа.

/ Статьи

У российской таможни планов громадье

Таможенные органы страны в 2018 году провели 1,8% досмотров от всех поданных деклараций на товарные партии. В этой части ФТС России даже перегнала таможни Европейского союза. Об этом на XV ежегодной конференции «Таможня и бизнес: от сотрудничества к партнерству» сообщила заместитель руководителя таможенной службы Татьяна Голендеева. Мероприятие было организовано Комитетом Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по таможне и транспорту.

Представитель ФТС России уточнила, что в течение многих лет Евросоюз является крупнейшим экономическим партнером России во внешней торговле. В службе рассчитывают, что, несмотря на существующие политические и экономические разногласия, эта ситуация не изменится в ближайшей долгосрочной перспективе. Так, в 2018 году по сравнению с предыдущим объем товарооборота между РФ и ЕС вырос немногим менее чем на 20% и составил почти 300 млрд долларов. На долю Евросоюза приходится 43% внешней торговли России.

Татьяна Голендеева осветила итоги прошлого года через призму изменений в таможенном законодательстве России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), оценила роль таможенного администрирования как эффективного инструмента для повышения внешнего товарооборота. Она убеждена, что растущий товарооборот не должен встречать препятствий со стороны контролирующих органов, в первую очередь - таможенных. Наоборот, применение эффективных инструментов в таможенном администрировании должно стимулировать бизнес к участию во внешнеторговых операциях.

«Можно иметь хорошее администрирование при слабой, несовременной и отсталой нормативной базе. Можно иметь суперсовременные нормативные нормы, соответствующие передовым мировым стандартам, но слабое, отсталое, информационно не обеспеченное таможенное администрирование, - подчеркнула Татьяна Голендеева. - Наша задача состоит в том, чтобы в нынешних условиях эти две составляющие, которые очень важны для реализации таможенного дела, были на высоком уровне. Без организации таможенного дела невозможно поддержать даже тот уровень товарооборота, который есть. Речь идет о его наращивании, упрощении и ускорении процесса прохождения товаров и физических лиц через границу. Заниматься нужно и тем и другим».

На сегодня у ФТС России со странами ЕС существует 35 соглашений по информационному обмену, а вся международная правовая договорная база включает 314 международных договоров и меморандумов, заключенных с 69 государствами. Важными инструментами сотрудничества остаются представители ФТС России в европейских странах (Бельгии, Финляндии, Италии, Латвии, Германии). Серьезный потенциал для наращивания оборота, ускорения прохождения наших границ заложен в совершенствовании процедуры транзита товара. Его правильная и грамотная организация является «кровеносной системой» перемещения товаров между странами.

«Упрощение и ускорение таможенных процедур способствует реализации проекта «зеленый коридор». Его суть состоит в создании института предварительного информирования о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Так, в рамках проекта с таможенной службой Италии в 2018 году оформлено 135 деклараций на товары (ДТ). Конечно, это мало, но это только начало, - подчеркнула заместитель руководителя службы. – Мы надеемся, что эти начинания не закончатся на этапе пилотных проектов, а количество ДТ будет постоянно расти. Для налаживания информационного обмена, например с таможней Финляндии, прорабатывается сервис с доверенной третьей стороны. Планируется, что сведения из одобренных партнерами документов будут поступать в ФТС России от участников ВЭД через информационного интегратора. Это российское юрлицо, имеющее соответствующую аккредитацию, оно будет подтверждать неизменность передаваемых данных».

Сегодня усилия службы сосредоточены на привлечении деловых кругов России и Финляндии к участию в этом проекте и его скорейшем запуске. Налаженный при этом обмен предварительной информацией позволит повысить корректность и качество работы системы управления рисками (СУР). В 2018 году к категории низкого уровня риска ФТС России отнесла более 9000 организаций, на их долю пришлось 63% оформленных ДТ и 82% уплаченных в бюджет РФ таможенных платежей.

Такую продолжительную по времени процедуру, как таможенный досмотр, в 2018 году применили лишь к 1,8% декларационного массива, поданного участниками ВЭД указанной категории. Татьяна Голендеева думает, что «в этой части мы даже опередили таможенные органы Евросоюза. Сегодня объем проверочных мероприятий в целом зависит от того, к какой категории уровня добропорядочности отнесены участники внешнеэкономической деятельности»..

Так, доля партий товаров, перемещаемых участниками ВЭД низкого уровня риска с проведением досмотра, составила всего 0,5%, запросов дополнительных документов и сведений - около 3%. По компаниям со средним и высоким уровнем риска эти показатели 3,3% и 8,1% соответственно. Сейчас ФТС России сосредотачивает свой контроль на участниках ВЭД с высоким уровнем риска нарушений действующего законодательства.

В планах службы также значится переход от категорирования компаний к категорированию товарных партий. Это позволит создать равные условия для всех участников ВЭД. Отнесение товарных партий к определенной категории будет зависеть от того, насколько объективно и справедливо заполнены все необходимые поля электронной таможенной декларации (ЭТД).

Татьяна Голендеева признала, что формирование новой правовой базы прошло в бурных и напряженных дискуссиях с участием Евразийской экономической комиссии (ЕЭС), ФТС России и бизнеса-сообщеста. Его итогом стало вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По ее мнению, ФТС России не ограничивалась только рамками чиновничьего обсуждения положений этих важнейших нормативных документов, а очень плотно работала с бизнесом и постаралась по всем вопросам найти компромиссные решения.

При этом работа по формированию нормативной базы в развитии ТК ЕАЭС и Закона продолжается. Она идет по утвержденному Правительством РФ плану. Минфин, который отвечает за создание правовой основы в сфере таможенного дела в России, уже выпустил ряд необходимых приказов. Реализуя свою надзорно-контрольную функцию, достаточно много нормативных документов должна подготовить ФТС России.

Заместитель руководителя службы убеждена, что план будет выполнен и до конца года в полном объеме будет сформирована нормативная база, которая регламентирует отсылочные нормы ТК ЕАЭС и Закона. Она также будет включать решения ЕЭК. Речь идет о реализации всех норм и новелл, а также передовых подходов и технологий, которые заложены в Кодекс и Закон и реализацию которых ожидает бизнес.

В первую очередь это передовые цифровые технологии. В ТК ЕАЭС и Законе указано, что приоритет должен быть отдан электронному декларированию и документообороту. Однако чтобы все это реально заработало, необходимы время, усилия, материальная база и программные средства. Поэтому ФТС России сейчас планомерно работает над автоматизацией процесса документооборота. Так, к 1 марта 2019 года почти все юрлица переведены на единые лицевые счета (ЕЛС). В перспективе это произойдет и с индивидуальными предпринимателями.

«Надеюсь, что бизнес ощутит преимущества работы через ЕЛС, - продолжила Татьяна Голендеева. - Ведь теперь не нужно иметь лицевые счета в каждом таможенном органе, с которым взаимодействуешь. Особенно это касается тех, кто работает в разных регионах и ведет активную внешнюю деятельность. Так как формирование правовой базы - процесс долгий, это позволило провести ряд экспериментов, в том числе технических. В итоге удалось быстро реализовать преимущества и технологические решения, которые легализованы в ТК ЕАЭС. Речь идет об авторегистрации и об автоматическом выпуске деклараций. Эта тема находится на постоянном контроле у руководства службы. Со временем количество деклараций, попадающих под авторегистрацию и автовыпуск, будет расти. Дело в том, что уменьшается количество критериев, которые не позволяют выпускать декларации в автоматическом режиме».

Кроме того, ФТС России сейчас переживает очень болезненный этап - идет реформирование системы таможенных органов. Он совпал с началом работы по новому законодательству. В октябре 2018 года начали действовать Приволжская, Уральская и Северо-Кавказская электронные таможни. С начала 2019 года они автоматически зарегистрировали свыше 41 тыс. ДТ, а автоматически выпустили порядка 16 тыс. Концентрация декларационного массива в этих электронных таможнях на Урале достигает 84%, на Северном Кавказе - 98%. Кроме того, в 2018 году созданы центры электронного декларирования (ЦЭД) Владивостокской, Новосибирской, Калининградской областной и Московской областной таможен. В 2019 году открыт ЦЭД Центральной акцизной таможни. В новых ЦЭДах, как и в открытых ранее, идет концентрация декларационного массива.

«Хочу уточнить, что такое электронные таможни и в чем суть нынешнего глубинного реформирования таможенных органов, - пояснила заместитель руководителя службы. – Поговорим о преимуществах, заложенных в новую идеологию построения таможенного дела в России, - это разделение документального и фактического контроля. Таможенные органы, которые существовали на момент создания электронных таможен, становятся таможнями фактического контроля. Их функционал в первую очередь заключается во взаимодействии с товарами, которые прибывают в зону их ответственности: это закрытие процедуры доставки и транзита, досмотровые операции и постконтроль по всем ДТ и поставкам, которые выпускаются электронными таможнями.

Процесс перехода на такой формат, на такую модель построения таможенного администрирования определен соответствующими распоряжениями Правительства и Президента РФ. Все нужно сделать в очень сжатые сроки. На это нам отпущено 3 года. Работу мы начали в 2018 году, а закончить должны к концу 2020 года. В 2020 году абсолютно все оформление в стране будет сконцентрировано в 16 ЦЭДах.

При этом мы считаем важным обеспечить и физический контроль в пунктах пропуска. Здесь также необходимы новые технологические решения: видеоконтроль за процедурой таможенного досмотра, за местами размещения товарных партий, внедрение системы автоматического распознавания фото и номеров машин, использование беспилотников и многое другое. Все эти новшества активно внедряются».

Чтобы осуществить перевод всех процессов в электронный вид, нужно развивать ведомственную IT-инфраструктуру. Она должна обеспечить бесперебойную работу информационных систем в режиме 24/7. Сегодня для этого в распоряжении ФТС России находится 81 программное средство и 67 баз данных. Уже сегодня налажен обмен данными в системе межведомственного электронного документооборота. Служба имеет доступ к ресурсам 32 ведомств.

В среднем по 2018 году ежедневно в системе регистрировалось свыше 16,5 тыс. обращений к сервисам ФТС России и более 45 тыс. исходящих запросов (получение от иных госорганов, которые выдают различные регистрационные и разрешительные документы, сертификаты). В единой информационной системе таможенных органов ежедневно формируется 30 млн сообщений. Действует 2000 каналов передачи данных. Сверка происходит в течение одной минуты.

Однако, к сожалению, случаются и внештатные ситуации разных категорий проблемности. В этом году служба начала новый масштабный проект, который должен свести их количество к минимуму, - строительство в Твери главного центра обработки данных. Он позволит кратно увеличить возможности цифровых систем таможни, выведет их на совершенно новый уровень по показателю общей скорости работы, отказоустойчивости и безопасности. При реализации намеченных планов ФТС России рассчитывает на встречное движение со стороны делового сообщества.

При этом нынешняя бизнес-среда должна самоочищаться. Дело в том, что таможня отмечает неутешительную статистику открытия дел по административным правонарушениям (АП): если в 2017 году их было порядка 119 тыс., то 2018 году эта цифра достигла 143 тыс. Для минимизации данных показателей предстоит проделать немалый объем работы. Таможенные органы готовы этому содействовать. Уже сейчас таможня в значительной степени технически готова обеспечить преобразования, которые набирают обороты в области таможенного администрирования.

IT-программы и ресурсы, находящиеся в распоряжении ФТС России, иных органов власти и коллег по ЕАЭС, позволяют осуществлять многовекторное информационное взаимодействие и обеспечивать единый процесс таможенного оформления. Под эгидой Общественного совета подписана Хартия добросовестных участников ВЭД. Судя по размещенной на сайте службы информации, на момент подготовки номера к печати ее подписали немногим более 400 компаний и организаций, и это при озвученных ФТС России свыше 9000 добросовестных участниках ВЭД.

Кроме того, служба реализует программу «10 шагов навстречу бизнесу». Сейчас ведомство начинает активную работу по разработке новой стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Предполагается, что в нее заложены достаточно грандиозные и прорывные идеи. В связи с этим Татьяна Голендеева пригласила бизнес к активному взаимодействию в рамках выработки новых предложений.

«Несмотря на то что мы еще не до конца освоили и не внедрили в практику все новеллы, которые связаны с вступлением в силу ТК ЕАЭС, - отметила заместитель руководителя ведомства, - предложения об упрощении и совершенствовании тех или иных норм уже начали поступать. Мы говорим о том, что надо остановиться и осмыслить то, что уже наработано. Тем не менее остановиться почти невозможно. Нам не позволяют этого сделать. Дорога вперед всегда должна быть открыта. Уверена, что наша общая цель – современная цифровая таможня, незаметная для добросовестного бизнеса, но эффективная для государства, будет достигнута. Мы вместе в этом будем работать».

Евгений КАЛИНИН

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 апреля 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Решения, помогающие «эргономить»

Для различных участков работы и процессов на складе можно найти разные способы перевода операций в более экономичный режим.

 20 января 2021 / Логистика

«Магнит» приступил к масштабной трансформации цепочек поставок

Компания внедрит единую автоматизированную систему прогнозирования и пополнения для всех форматов магазинов, товарных категорий и распределительных центров с помощью решения Relex Solutions.

 31 декабря 2020 / Логистика

Автоматизация склада от А до Я

Уходящий 2020-й г. отметился нестабильной обстановкой и новыми вызовами. Это заставило всех нас изменить свою картину мира и взглянуть на привычные вещи по-другому.

 30 декабря 2020 / Логистика

«Магнит» запустил собственную доставку из гипермаркетов

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из гипермаркетов. Компания расширяет тестирование собственного сервиса доставки новой географией и форматами магазинов. Теперь к услуге подключены гипермаркеты в Краснодаре.

 29 декабря 2020 / Логистика

Грузы уходят в небо

Грузовые авиаперевозки всегда в тренде. Это самый быстрый, а иногда единственный способ доставки. Об этом не понаслышке знают члены Альянса АСЕХ, изо дня в день организуя доставку грузов на фрейтерах и пассажирских судах в различные точки мира.

 28 декабря 2020 / Логистика

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog