Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Технологии уполномоченного экономического оператора (УЭО) – это некий уникальный инструмент, который доступен только участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), обладающим статусом УЭО. Он позволяет решать задачи, связанные с повышением эффективности и компаний-УЭО, и контролирующих органов.

Турция вывела из Федеральной резервной системы (ФРС) США весь свой золотой резерв — почти 29 тонн. С учетом запасов частных банков всего репатриировано 220 тонн этого металла. Об этом свидетельствует отчет Банка Турции, опубликованный 20 апреля на официальном сайте организации.

В отечественном валютном законодательстве происходят существенные изменения. Они обусловлены принятием поправок в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ и вступлением в силу новой инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

К 2021 году планируется увелиичть количество пунктов пропуска в Приморье для упрощенного въезда иностранцев по электронной визе с девяти до двенадцати.

Евразийский экономический союз подписал с Ираном временное соглашение о создании зоны свободной торговли в ходе Астанинского экономического форума.

Высший Евразийский экономический совет проголосовал за наделение Молдавии статусом государственного наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Решение было принято на прошедшем 14 мая заседании совета в узком составе.

/ Статьи

«Транспортный железнодорожный договор» как правовая форма отношений, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом

Железная дорога Украины представляет собой сегодня очень сложный, многогранный процесс всевозможных комплексов. Даже с учетом напряженной ситуации с вагонным парком, объемы железнодорожных перевозок постоянно растут. Только за первый квартал 2011 года ми имеем увеличение грузопотока на 20%. Как происходит юридическое обеспечение транспортных перевозок и что такое «транспортные железнодорожные договора» мы попросили рассказать кандидата юридических наук, заведующую кафедрой транспортного права Киевской государственной академии водного транспорта им. Гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного Ирину Валериевну Булгакову.

Перевозка грузов представляет собой организационно и технически сложный процесс, который состоит из ряда последовательных действий, связанных между собой технологических операций, целью которого является перемещение товаров. В процессе осуществления своей деятельности железные дороги вступают во взаимоотношения как со своими клиентами, так и с другими транспортными предприятиями. И в том, и в другом случае эти отношения оформляются определенными договорами.

Соответственно, транспортный процесс представляет собой комплекс трех элементов: погрузка, перемещение и выгрузка груза. Каждый из этих элементов в свою очередь состоит из операций и работ, которые выполняются в процессе подготовки, организации и непосредственного осуществления перевозок. Цель транспортного процесса - обеспечение перевозки грузов, то есть само перемещение и является элементом этого процесса.

В юридической литературе указанные операции получили название дополнительных или транспортно-дополнительных договоров, для которых характерным является:

во-первых, они предназначены для обеспечения нормального существования основного;

во-вторых, между основным процессом и дополнительным всегда существует тесная связь;

в-третьих, выполнение тех и других операций имеют одинаковую конечную цель.

Круг таких операций определяется стадией транспортного процесса, ими могут быть:

погрузка или разгрузка груза;

хранение груза;

подача и забирание вагонов;

эксплуатация железнодорожных подъездных путей; транспортная экспедиция и т.д.

украинские жедеперевозкиВ соответствии с ч.2 ст.22 Устава железных дорог Украины (далее - УЖД) выполнение железной дорогой дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов (погрузка, разгрузка, взвешивание, экспедирование и т.д.) осуществляется на основании отдельных договоров. Таким образом, кроме заключения договора перевозки грузов, которым определяется выполнение основной операции транспортного процесса, заключаются договора обслуживающего характера, среди которых наибольшее распространение в хозяйственно практике получили договора на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, о подаче и забирании вагонов, об эксплуатации железнодорожных подъездных путей, договоры о переработке грузов и другие.

Безусловно, договор перевозки грузов относится к числу наиболее важных хозяйственных договоров. Правовое регулирование этих договорных отношений в общей форме закреплено в главе 64 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ), где, в частности в ст.909 содержится определение договора перевозки грузов. Однако, специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на разных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве, о чем свидетельствуют нормы ч.2 ст.808 ГКУ, а также ч.5 ст.306 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХКУ). Как и любой другой хозяйственный договор (ст.181 ХКУ) договор перевозки грузов заключается в письменной форме.

Договор железнодорожной перевозки грузов оформляется соответствующими документами установленной формы, что обусловлено массовым характером перевозок, которые имеют юридическое значение для установления конкретного договора перевозки, для определения прав и обязанностей сторон, которые принимают участие в договоре. Как и на других видах транспорта, при перевозке грузов железными дорогами составляются несколько документов.

Так, в соответствии с п.1.1. Правил оформления перевозочных документов, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 года «накладная является составной частью комплекта перевозочных документов, в который, кроме нее, входят: дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о принятии груза». Это объясняется техническими условиями при перевозке, требованиями сохранности грузов, которые перевозятся. Юридическое значение указанных документов не одинаковое. Особенное значение при перевозке отводиться железнодорожной накладной как основному перевозочному документу. Таким образом, накладная — это форма договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, о чем свидетельствует норма ст.6 УЖД. В связи с этим договор железнодорожной перевозки грузов считается заключенным только при условии предъявления отправителем железнодорожной накладной, на что указывает также судебная практика.

При этом необходимо отметить, что одним из наиболее важных значений накладной является то, что это грузосопроводительный документ. Также накладная служит основанием для расчетов между поставщиками и покупателями, и доказательством в случае предъявления претензий к перевозчику, связанных с недостачей, порчей либо просрочкой доставки груза, а также в случае его утраты.

Вместе с договором перевозки грузов, как уже говорилось ранее, на железной дороге заключаются договора, которые имеют организационный характер. Не останавливаясь детально на содержании, основаниях и порядке заключения этих договоров нельзя не отметить их общей функциональной направленности на обеспечение (организацию) процесса перевозки грузов.

Так, наличие у предприятий железнодорожных подъездных путей, которые связаны с общей сетью железных дорог, является необходимым условием доставки грузов «от двери до двери». Также к числу организационных договоров относятся договора, которые заключаются транспортными организациями с целью координации своих действий в процессе доставки грузов, то есть договоров между железной дорогой и другими видами транспорта о переработке грузов. Поскольку все вышеуказанные договора регулируют достаточно широкую и самостоятельную группу отношений, считаем, что их можно выделить в отдельную группу договоров, связанных с перевозками. На наш взгляд, эта группа договоров должна получить название «транспортные железнодорожные договора».

Такие договора имеют ряд признаков:

1. одной из сторон этих правоотношений всегда является транспортная организация;

2. предметом таких договоров является деятельность по оказанию транспортных услуг;

3. они заключаются относительно эксплуатации транспортных средств или путей сообщения;

4. они выражают отношения, которые направлены на выполнение основной транспортной деятельности либо непосредственно содействуют ее осуществлению;

5. она являются платными.

Таким образом, считаем целесообразным именовать договора, которые опосредствуют все стадии процесса перевозки, транспортными, а не договорами перевозки, поскольку последние не охватывают разнообразия всех видов указанных договоров. То есть, подобно тому, как купля-продажа, поставка, контрактация объединяются в группу обязательств, которые опосредствуют передачу имущества в собственность, все обязательства по оказанию транспортных услуг могут быть объединены по единому для них существенному признаку - специфической услугой по перемещению в пространстве.

В связи с вышесказанным и с учетом отсутствия в действующем законодательстве Украины определения понятия «транспортный железнодорожный договор», можно предложить следующее его определение: «транспортный железнодорожный договор — это хозяйственный договор, по которыму одна сторона (транспортная организация) предоставляет другой стороне услуги по перевозке грузов, эксплуатации транспортных средств и путей сообщения, которые направлены на осуществление процесса перевозки грузов, а другая сторона должна оплатить за эти услуги установленную плату».

При этом необходимо признать, что уровень правовой разработки отдельных транспортных договоров неодинаковый. Наибольшее количество исследований посвящены именно договорам перевозки. Что же касается группы обслуживающих договоров, то некоторым из них до сих пор не уделено должного внимания как со стороны законодателя, так и со стороны ученых, хотя на практике они являются достаточно распространенными и возможность их заключения предусматривается транспортным законодательством. К ним относятся договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, про подачу и забирание вагонов, про переработку грузов (так называемые «узловые соглашения»). Этим договорам было посвящено небольшое количество работ, причем, как правило, эти работы сводились к констатации фактов, к полемике относительно отдельных элементов договоров и при этом, как правило, преобладает практическая направленность этих работ».

Наталья СОКУРЕНКО

Материал предоставлен журналом "Транспорт i Логiстика"



 26 января 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

УЭО: без взаимодействия нет развития

Технологии уполномоченного экономического оператора (УЭО) – это некий уникальный инструмент, который доступен только участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), обладающим статусом УЭО. Он позволяет решать задачи, связанные с повышением эффективности и компаний-УЭО, и контролирующих органов.

 21 мая 2018 / Таможня

Золото возвращается домой

Турция вывела из Федеральной резервной системы (ФРС) США весь свой золотой резерв — почти 29 тонн. С учетом запасов частных банков всего репатриировано 220 тонн этого металла. Об этом свидетельствует отчет Банка Турции, опубликованный 20 апреля на официальном сайте организации.

 17 мая 2018 / Таможня

Проще, но не значит, что легче

В отечественном валютном законодательстве происходят существенные изменения. Они обусловлены принятием поправок в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ В«О валютном регулировании и валютном контролеВ», Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ и вступлением в силу новой инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

 16 мая 2018 / Таможня

Импортозамещение нужно для экспорта

На реализацию программы импортозамещения, стартовавшей в середине марта 2014 года после введения в отношении России санкций из-за Украины, израсходовано 600 млрд рублей инвестиций, из них 120 млрд – это государственные средства. Такие данные на итоговом заседании коллегии Минпромторга озвучил глава ведомства Денис Мантуров.

 15 мая 2018 / Таможня

Электронной пломбе отводят роль панацеи

Минтранс разработал законопроект, принятие которого будет означать, что с 1 июля 2018 года перевозить через территорию России сухопутным транспортом транзитные международные грузы можно будет, только снабдив их электронными навигационными пломбами. Это касается и автомобильных, и железнодорожных перевозок.

 14 мая 2018 / Таможня

Убытки под контролем

Наиболее проблемными в работе грузоперевозчиков являются случаи возникновения ДТП, хищения грузов, а также мошенничество из числа сторонних перевозчиков, с которыми работают экспедиторы.

 26 апреля 2018 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Готовность к развитию. Netretail делает ставку на технологии KNAPP

Netretail - один из самых крупных интернет-ритейлеров в Центральной и Восточной Европе с ежегодным приростом около 35%. В связи с быстрым развитием компания Netretail отдала предпочтение гибкому и ориентированному на будущее автоматизированному решению.

 29 марта 2018 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Питер Шмидт: «Мы можем подстроиться под любые задачи клиента»

Компания Transporeon является признанным авторитетом в области IT-технологий и управленческих решений, применяемых в транспортной логистике. Сегодня в интервью с вице-президентом по коммерции Transporeon Group Питером Шмидтом мы обсуждаем, как современные технологии и решения влияют на бизнес-процессы в логистике и, в итоге, на финансовые показатели компаний.

 15 марта 2018 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Новый продукт семейства iGo STILL: автоматизированное решение с использованием прицепных элементов для логистических поездов

STILL на выставке В«LogiMATВ» 2017 продемонстрировала интеллектуальные автоматизированные решения

 8 февраля 2018 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Качественный склад за 90 дней

НОВОЕ СЛОВО В СЕГМЕНТЕ LIGHT INDUSTRIAL ОТ КОМПАНИИ COMITAS

Ниша качественных складов площадью до 5000 м2В с возможностью многоуровневого хранения является относительно неразвитой в России.В 

 6 февраля 2018 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog