Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разработала пакет решений, реализация которых позволит усовершенствовать порядок таможенного декларирования экспресс-грузов. В условиях развития трансграничной электронной торговли вступление документов в силу с 1 июля 2019 года позволит значительно упорядочить таможенные операции и обеспечит возможность электронной обработки сведений в отношении указанной категории грузов.

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

Вице-премьер Антон Силуанов поручил профильным ведомствам до 1 августа подготовить соответствующие поправки в законодательство, касающиеся контроля за продажей пива в России.

Минтранс предлагает контроль за движением тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам федерального значения отдать Ространснадзору.

В РоссииВ  вступают в силу дополнительные требования к месту расположения магазинов duty free.

/ Статьи

«Транспортный железнодорожный договор» как правовая форма отношений, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом

Железная дорога Украины представляет собой сегодня очень сложный, многогранный процесс всевозможных комплексов. Даже с учетом напряженной ситуации с вагонным парком, объемы железнодорожных перевозок постоянно растут. Только за первый квартал 2011 года ми имеем увеличение грузопотока на 20%. Как происходит юридическое обеспечение транспортных перевозок и что такое «транспортные железнодорожные договора» мы попросили рассказать кандидата юридических наук, заведующую кафедрой транспортного права Киевской государственной академии водного транспорта им. Гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного Ирину Валериевну Булгакову.

Перевозка грузов представляет собой организационно и технически сложный процесс, который состоит из ряда последовательных действий, связанных между собой технологических операций, целью которого является перемещение товаров. В процессе осуществления своей деятельности железные дороги вступают во взаимоотношения как со своими клиентами, так и с другими транспортными предприятиями. И в том, и в другом случае эти отношения оформляются определенными договорами.

Соответственно, транспортный процесс представляет собой комплекс трех элементов: погрузка, перемещение и выгрузка груза. Каждый из этих элементов в свою очередь состоит из операций и работ, которые выполняются в процессе подготовки, организации и непосредственного осуществления перевозок. Цель транспортного процесса - обеспечение перевозки грузов, то есть само перемещение и является элементом этого процесса.

В юридической литературе указанные операции получили название дополнительных или транспортно-дополнительных договоров, для которых характерным является:

во-первых, они предназначены для обеспечения нормального существования основного;

во-вторых, между основным процессом и дополнительным всегда существует тесная связь;

в-третьих, выполнение тех и других операций имеют одинаковую конечную цель.

Круг таких операций определяется стадией транспортного процесса, ими могут быть:

погрузка или разгрузка груза;

хранение груза;

подача и забирание вагонов;

эксплуатация железнодорожных подъездных путей; транспортная экспедиция и т.д.

украинские жедеперевозкиВ соответствии с ч.2 ст.22 Устава железных дорог Украины (далее - УЖД) выполнение железной дорогой дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов (погрузка, разгрузка, взвешивание, экспедирование и т.д.) осуществляется на основании отдельных договоров. Таким образом, кроме заключения договора перевозки грузов, которым определяется выполнение основной операции транспортного процесса, заключаются договора обслуживающего характера, среди которых наибольшее распространение в хозяйственно практике получили договора на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, о подаче и забирании вагонов, об эксплуатации железнодорожных подъездных путей, договоры о переработке грузов и другие.

Безусловно, договор перевозки грузов относится к числу наиболее важных хозяйственных договоров. Правовое регулирование этих договорных отношений в общей форме закреплено в главе 64 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ), где, в частности в ст.909 содержится определение договора перевозки грузов. Однако, специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на разных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве, о чем свидетельствуют нормы ч.2 ст.808 ГКУ, а также ч.5 ст.306 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХКУ). Как и любой другой хозяйственный договор (ст.181 ХКУ) договор перевозки грузов заключается в письменной форме.

Договор железнодорожной перевозки грузов оформляется соответствующими документами установленной формы, что обусловлено массовым характером перевозок, которые имеют юридическое значение для установления конкретного договора перевозки, для определения прав и обязанностей сторон, которые принимают участие в договоре. Как и на других видах транспорта, при перевозке грузов железными дорогами составляются несколько документов.

Так, в соответствии с п.1.1. Правил оформления перевозочных документов, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 года «накладная является составной частью комплекта перевозочных документов, в который, кроме нее, входят: дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о принятии груза». Это объясняется техническими условиями при перевозке, требованиями сохранности грузов, которые перевозятся. Юридическое значение указанных документов не одинаковое. Особенное значение при перевозке отводиться железнодорожной накладной как основному перевозочному документу. Таким образом, накладная — это форма договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, о чем свидетельствует норма ст.6 УЖД. В связи с этим договор железнодорожной перевозки грузов считается заключенным только при условии предъявления отправителем железнодорожной накладной, на что указывает также судебная практика.

При этом необходимо отметить, что одним из наиболее важных значений накладной является то, что это грузосопроводительный документ. Также накладная служит основанием для расчетов между поставщиками и покупателями, и доказательством в случае предъявления претензий к перевозчику, связанных с недостачей, порчей либо просрочкой доставки груза, а также в случае его утраты.

Вместе с договором перевозки грузов, как уже говорилось ранее, на железной дороге заключаются договора, которые имеют организационный характер. Не останавливаясь детально на содержании, основаниях и порядке заключения этих договоров нельзя не отметить их общей функциональной направленности на обеспечение (организацию) процесса перевозки грузов.

Так, наличие у предприятий железнодорожных подъездных путей, которые связаны с общей сетью железных дорог, является необходимым условием доставки грузов «от двери до двери». Также к числу организационных договоров относятся договора, которые заключаются транспортными организациями с целью координации своих действий в процессе доставки грузов, то есть договоров между железной дорогой и другими видами транспорта о переработке грузов. Поскольку все вышеуказанные договора регулируют достаточно широкую и самостоятельную группу отношений, считаем, что их можно выделить в отдельную группу договоров, связанных с перевозками. На наш взгляд, эта группа договоров должна получить название «транспортные железнодорожные договора».

Такие договора имеют ряд признаков:

1. одной из сторон этих правоотношений всегда является транспортная организация;

2. предметом таких договоров является деятельность по оказанию транспортных услуг;

3. они заключаются относительно эксплуатации транспортных средств или путей сообщения;

4. они выражают отношения, которые направлены на выполнение основной транспортной деятельности либо непосредственно содействуют ее осуществлению;

5. она являются платными.

Таким образом, считаем целесообразным именовать договора, которые опосредствуют все стадии процесса перевозки, транспортными, а не договорами перевозки, поскольку последние не охватывают разнообразия всех видов указанных договоров. То есть, подобно тому, как купля-продажа, поставка, контрактация объединяются в группу обязательств, которые опосредствуют передачу имущества в собственность, все обязательства по оказанию транспортных услуг могут быть объединены по единому для них существенному признаку - специфической услугой по перемещению в пространстве.

В связи с вышесказанным и с учетом отсутствия в действующем законодательстве Украины определения понятия «транспортный железнодорожный договор», можно предложить следующее его определение: «транспортный железнодорожный договор — это хозяйственный договор, по которыму одна сторона (транспортная организация) предоставляет другой стороне услуги по перевозке грузов, эксплуатации транспортных средств и путей сообщения, которые направлены на осуществление процесса перевозки грузов, а другая сторона должна оплатить за эти услуги установленную плату».

При этом необходимо признать, что уровень правовой разработки отдельных транспортных договоров неодинаковый. Наибольшее количество исследований посвящены именно договорам перевозки. Что же касается группы обслуживающих договоров, то некоторым из них до сих пор не уделено должного внимания как со стороны законодателя, так и со стороны ученых, хотя на практике они являются достаточно распространенными и возможность их заключения предусматривается транспортным законодательством. К ним относятся договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, про подачу и забирание вагонов, про переработку грузов (так называемые «узловые соглашения»). Этим договорам было посвящено небольшое количество работ, причем, как правило, эти работы сводились к констатации фактов, к полемике относительно отдельных элементов договоров и при этом, как правило, преобладает практическая направленность этих работ».

Наталья СОКУРЕНКО

Материал предоставлен журналом "Транспорт i Логiстика"



 26 января 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Нужны современные электронные таможенные технологии

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разработала пакет решений, реализация которых позволит усовершенствовать порядок таможенного декларирования экспресс-грузов. В условиях развития трансграничной электронной торговли вступление документов в силу с 1 июля 2019 года позволит значительно упорядочить таможенные операции и обеспечит возможность электронной обработки сведений в отношении указанной категории грузов.

 21 марта 2019 / Таможня

По силам ли нам сберечь свой лес?

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

 20 марта 2019 / Таможня

Таможенный аудит важен, но его нет

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

 18 марта 2019 / Таможня

Пора перестать играть в молчанку

Большинство экспертов в сфере таможенного дела и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) почему-то оставили практически без внимания серьезную, в каких-то моментах даже фундаментальную, теоретическую работу - доклад В«Таможенное администрирование в России. Какими должны быть современные процедурыВ».

 14 марта 2019 / Таможня

Сообщество плюс цифровизация

Весь документооборот в порту Гамбург, начиная с 2020 года, будет осуществляться исключительно в электронном виде. Информация об этом была доведена до участников прошедшей в Санкт-Петербурге международной конференции В«Цифровизация в порту на примере порта ГамбургВ».

 13 марта 2019 / Таможня

В Екатеринбурге созданы все условия для строительства распределительных центров

Развитая логистическая инфраструктура и удобное транспортное расположение поспособствовали тому, что Екатеринбург стал идеальной площадкой для размещения распределительных центров.

 28 февраля 2019 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Методика оценки туристских потоков на территорию города Москвы

Целью разработки методики оценки туристических потоков и вклада туризма в экономику города Москвы является определение и обоснование механизма расчета объема суммарного туристского потока, его структуры, а также механизма расчета совокупного туристского потребления на территории города Москвы и его вклада в валовый региональный продукт (ВРП).

 27 февраля 2019 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Индустриальный парк в Севастополе ‒ деловой потенциал города с опорой на местный бизнес

В современных условиях Севастополь ощущает острый дефицит промышленных и складских площадей. Существующие в регионе промышленные площадки характеризуются низким качеством и предлагаются заказчикам по высоким ценам, что является сдерживающим фактором в развитии делового потенциала Севастополя.

 21 февраля 2019 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Автомобильные весы сегодня и завтра

На сайтах производителей весов ежемесячно публикуются новые материалы об автомобильных весах. К сожалению, в них мало ответов на вопросы, которые действительно возникают у потенциальных покупателей.

 14 февраля 2019 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Севастополь: логистика региона выходит на новый уровень

Город федерального значения Севастополь три года назад воссоединился с Российской Федерацией, и ему пришлось столкнуться одновременно с санкциями, блокадой со стороны Украины и устаревшей инфраструктурой, препятствующей динамичному развитию. В интервью журналу В«ЛОГИСТИКАВ» Губернатор Севастополя Дмитрий Владимирович Овсянников рассказывает о том, как сегодня в регионе решаются проблемы логистики, какие существуют ключевые инфраструктурные проекты.

 13 февраля 2019 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog