Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия «Промышленная сборка транспортных средств» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

Очередь из более 900 грузовых автомобилей стоит на границе Белоруссии с Литвой из-за работ по наладке программного обеспечения в литовских пунктах пропуска. Об этом сообщает Государственный пограничный комитет Белоруссии.

1 октября министр коммерции КНР Чжун Шань и министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина подписали совместное заявление об официальном завершении переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Евразийским экономическим союзом. Церемония подписания соглашения состоялась в китайском городе Ханчжоу.

С 27 сентября Россельхознадзор ввел режим усиленного контроля продукции в отношении пяти белорусских предприятий в связи с выявлением нарушений требований РФ и ЕАЭС.

/ Статьи

Таможня поспособствовала росту цен в порту

Балтийская таможня, в зоне ответственности которой находится Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург», добившись неплохих результатов по ускорению таможенных процедур в отношении переваливаемых через порт внешнеторговых грузов, косвенным образом повлияла на рост стоимости услуг местных стивидорных компаний. К такому несколько парадоксальному выводу приходишь после ознакомления с решением Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу.

Из него следует, что ведомство не нашло нарушений в повышении стоимости услуг работающих в Большом порту Санкт-Петербург стивидорных компаний. Соответствующее решение, как сообщил РБК, антимонопольного органа опубликовано на его официальном сайте. Отметим, что жалоба касалась повышения тарифов в конце 2013 года компаниями ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) и ОАО «Петролеспорт» (ПЛП) на услуги по перевалке контейнерных грузов и сокращению бесплатного срока хранения контейнеров с 5 до 4 суток.

Причем заявителем выступила не компания, а некий гражданин по фамилии Бизин, который утверждал, что стивидорные компании сократили бесплатный период хранения контейнеров. Одной из причин таких действий заявитель назвал монополизацию контейнерного бизнеса в порту и уточнил, что проведенный в 2013 году Балтийской таможней совместно со стивидорными компаниями и Гильдией профессиональных участников ВЭД ежеквартальный мониторинг сроков нахождения обычных и рефрижераторных контейнеров в Морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» показал: в среднем контейнер проводит в порту более 5 суток.

Признаем, что доля истины в утверждениях заявителя имеется. Так, Global Ports Investments PLS с недавних пор владеет не только активами ОАО «Петролеспорт», но и второго по величине оператора контейнерных терминалов в России и странах СНГ - «Национальной контейнерной компании» (НКК). Именно ей принадлежит ЗАО «Первый контейнерный терминал». Поэтому компанию вполне можно считать монополистом российского портового контейнерного рынка.

Балтийская таможня действительно зафиксировала, что в первом квартале 2013 года средний срок нахождения контейнеров в морском порту составил 6,5 суток, из которых 27 часов пришлось на совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Правда, следует уточнить, что в четвертом квартале данный показатель сократился до 4,6 суток, из которых на совершение таможенных операций пришлось лишь 15 часов. Оставшееся время приходится на работу «иных государственных контролирующих органов». Из этого следует, что при нынешних лимитах бесплатного хранения контейнеров в отведенный интервал в среднем практически никто из владельцев груза не укладывается. Значит, лишь единицы из них сумеют избежать необходимости оплачивать простои.

При этом эксперты отмечают, что раньше тарифы на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов cтивидорным компаниям устанавливала Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Однако в 2013 году в качестве эксперимента тарифы отпустили, и с этого момента ценовое регулирование к стивидорам перестали применять. Сегодня они лишь обязаны представлять в ФСТ России ежеквартально информацию об установленных ценах. Работающие в порту участники ВЭД уверены, что это решение пролоббировали именно стивидоры.

В пользу этого мнения говорит и то, что, оставаясь монополиями, - это подтверждает их сохранение в специальном перечне ФАС, - стивидоры сумели фактически вывести из-под регулирования государством ценообразование на большую часть своей деятельности. Хотя этот факт очевиден, ФСТ его проигнорировала. Эксперты также считают, что за счет повышения цен на свои портовые услуги GlobalPorts пытается смягчить долговую нагрузку, которая у компании резко выросла после покупки НКК.

При этом в последнее время на Лондонской бирже акции крупнейшего российского терминального оператора резко упали: если в январе 2014-го они торговались на уровне 14 долларов, то к началу 2015 года подешевели на 81%, до 2,45 доллара. По данным независимого информационного агентства ShippingWatch, за год капитализация компании снизилась на 776 млн долларов. При этом падение резко ускорилось в четвертом квартале.

Возвращаясь к ситуации с рассмотрением жалобы, сообщим, что, как и ожидало большинство аналитиков рынка, в итоге комиссия УФАС пришла к выводу, что увеличение цены на услуги по перевалке контейнерных грузов в порту обусловлено инфляцией, рассчитываемой на основе индекса потребительских цен (6,5%), а также ростом платы за арендуемые причалы (на 5%) и цен на электроэнергию (в среднем на 23,64%). Поэтому, как посчитали антимонопольщики, произошедшее повышение тарифов в ПКТ и ПЛП на 11-14% (в зависимости от вида производимых работ) не соответствует понятию «монопольно высокой цены товара» и носит объективный характер.

Не нашли контролеры нарушений и в сокращении бесплатного периода хранения грузов. Однако в качестве обоснования УФАС почему-то оперировало другими цифрами. Так, в решении УФАС четко указано, что «объективность сокращения ЗАО «ПКТ» в 2014 году нормативного срока хранения импортных сухих контейнеров с пяти до четырех дней подтверждается фактическими данными». При этом напомним, что Балтийская таможня зафиксировала данный показатель на уровне 4,6 суток. Не понятно, какими арифметическими правилами руководствовались антимонопольщики, если даже младшеклассникам известно, что 0,6 следует округлять до 1, а не до 0. Получается, что отечественные чиновники используют не общепринятые, а собственные математические нормы.

При этом в документе УФАС вполне справедливо отмечается, что «в основном снижение времени нахождения товаров в морском порту связано с сокращением сроков совершения таможенных операций Балтийской таможней», а вот относительно посыла, что аналогичная ситуация наблюдается «также с администрированием операций, совершаемых иными лицами», можно поспорить. Например, в ряде отчетов по порту можно встретить утверждение, что «в ОАО «Петролеспорт» с июня 2013-го по июнь 2014 года средний срок хранения сократился с 5,6 суток до 5,3 суток. Но на 2014 год по сравнению с 2013-м из 10 типов контейнеров сроки технологического накопления сокращены только для трех типов контейнеров - с 5 до 4 дней».

Следует отметить, что УФАС также не удовлетворило аналогичную жалобу ООО «Магистральстройсервис» на тарифы, установленные ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург». По мнению участников рынка, которое опубликовал «РБК Петербург», эти решения, скорее всего, обжалованы не будут. Дело в том, что в конце 2013 года именно федеральная ФАС дала разрешение на создание на отечественном контейнерном рынке монополиста, одобрив вхождение «Национальной контейнерной компании» в состав группы Global Ports, которая в итоге заняла доминирующее положение на рынке услуг по выполнению погрузочно-разгрузочных работ в Морском порту «Большой порт Санкт-Петербург».

Ясно, что в этих условиях нижестоящая структура, в данном случае УФАС, не решится поставить под сомнение решение своего руководства. Тем временем можно смело утверждать, что рост цен на услуги в порту продолжится. Как известно, у стивидоров тарифы указываются в долларах, а он, судя по всему, в среднесрочной перспективе не собирается возвращаться на докризисный уровень.

Петр ЕРШОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 5 марта 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Решат после обсуждения

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 12 октября 2017 / Таможня

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия В«Промышленная сборка транспортных средствВ» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

 11 октября 2017 / Таможня

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

 10 октября 2017 / Таможня

Валютное регулирование подправят

Министерство финансов России предложило распространить нормы законодательства, касающиеся невозврата валюты, к операциям, которые не предусматривают ввоза товаров на территорию РФ. Соответствующий проект поправок в закон В«О валютном регулировании и валютном контролеВ» опубликован на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.

 9 октября 2017 / Таможня

Лесу пропишут квоты

Минпромторг предлагает с декабря 2017 года установить тарифные квоты на экспорт необработанной древесины дальневосточных пород и снизить в рамках квот ставки вывозных таможенных пошлин (с 25% до 6,5%), а в дальнейшем поэтапно повысить ставки пошлин вне квот (до 40% в 2019 году, 60% в 2020-м и 80% в 2021-м).

 5 октября 2017 / Таможня

Решат после обсуждения

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 12 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия В«Промышленная сборка транспортных средствВ» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

 11 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

 10 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Валютное регулирование подправят

Министерство финансов России предложило распространить нормы законодательства, касающиеся невозврата валюты, к операциям, которые не предусматривают ввоза товаров на территорию РФ. Соответствующий проект поправок в закон В«О валютном регулировании и валютном контролеВ» опубликован на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.

 9 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Лесу пропишут квоты

Минпромторг предлагает с декабря 2017 года установить тарифные квоты на экспорт необработанной древесины дальневосточных пород и снизить в рамках квот ставки вывозных таможенных пошлин (с 25% до 6,5%), а в дальнейшем поэтапно повысить ставки пошлин вне квот (до 40% в 2019 году, 60% в 2020-м и 80% в 2021-м).

 5 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog