Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Таможенный союз: планы и реалии

Экономический рост государств Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) пока является неустойчивым, констатируется в проекте решения Высшего евразийского экономического совета «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013-2014 годы». Документ одобрен коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и опубликован на ее сайте.

В нем говорится, что развитие экономик государств ТС и ЕЭП происходит в условиях достаточно сложной ситуации в мировой экономике. Прирост ВВП в 2012 году в целом по ТС составил 3,5%, тогда как мировой валовой внутренний продукт увеличился на 3,2% (по оценкам Международного валютного фонда), в том числе в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) - на 1,4%, в США – на 2,3%, в странах зоны евро он снизился на 0,4%.

В условиях существенного замедления роста мировой торговли до 2,8% темпы прироста взаимной торговли в ТС и ЕЭП за счет снятия внутренних барьеров в 2012 году составили 8,7% при росте торговли с третьими странами на 3,2%. В частности, отмечается динамичное увеличение взаимной торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами, а также продовольственными товарами.

Вместе с тем в целом по ТС и ЕЭП отмечается замедление темпов прироста объемов производства промышленной продукции – до 2,5%, перевозок грузов – до 5,2%, инвестиций в основной капитал – до 5,8%, а также снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 5,6%, связанное с неблагоприятными погодными условиями (в Беларуси – рост на 6,1%).

В ЕЭК уточнили, что недостаточное развитие товарной (доля минеральных продуктов составляет 72,4% общего объема экспорта ТС, в том числе в Беларуси – 55,9%, в Казахстане – 77,9%, в России – 72,4%) и географической структуры экспорта государств – членов Союза (на долю Европейского союза, Китая, государств СНГ, США и Японии приходится около 80% объема внешней торговли ТС) повышает имеющуюся зависимость национальных экономик от конъюнктуры внешних рынков и темпов экономического развития государств – основных торговых партнеров.

Изменение доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей имеет тенденцию к снижению и находится в Беларуси на уровне 47,8%, в Казахстане – 18,6% и России – 38,4% в общем объеме экспорта. Одновременно доля продукции обрабатывающих отраслей в импорте государств – членов ТС остается достаточно высокой. Около трети импорта каждого из государств составляют машины и оборудование, примерно пятая часть приходится на средства наземного транспорта и около 16% – на продукцию химической промышленности.

Объем внешней торговли ТС, по данным ЕЭК, в первом квартале 2013 года с третьими странами снизился и составил 216,8 млрд долларов, в том числе экспорт – 140,4 млрд долларов, импорт – 76,4 млрд долларов. Если проанализировать опубликованные данные, то по сравнению с аналогичным периодом 2012 года ТС сократил объем внешней торговли на 2,6%, или на 5,9 млрд долларов. Стоимостной объем экспорта товаров уменьшился на 6,5%, или на 9,8 млрд долларов, импорт увеличился на 5,4%, или на 3,9 млрд долларов. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 64 млрд долларов США. В первом квартале 2012 года его величина равнялась 77,7 млрд долларов.

В рамках ВТО

Кроме того, проанализировав данные внешней торговли за период с сентября 2012-го по март 2013 года, эксперты Евразийской экономической комиссии ЕЭК пришли к выводу, что вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в целом мало отразилось на динамике и товарной структуре импорта в страны Таможенного союза. При этом снижение пошлин не спасло союзный импорт от замедления. Его наиболее серьезный прирост произошел по сегментам продовольствия, в частности свинины, а также одежды и обуви. При этом для ЕЭК все более очевидной становится тенденция увеличения ввоза некоторых товаров в Казахстан для последующей продажи на территории России.

Комиссия также проанализировала эффект, который вступление России в ВТО с августа прошлого года оказало на общий рост импорта ТС. По данным с сентября 2012-го по март 2013 года, страны ТС увеличили импорт из дальнего зарубежья в годовом выражении всего на 5,4%, до 181,4 млрд долларов. Наибольший рост продемонстрировали текстиль и обувь — на 10,3%, до 10,35 млрд, химическая продукция — на 9,9%, до 30,3 млрд, продовольствие и сельскохозяйственное сырье — на 9,5%, до 24,1 млрд, металлопродукция — на 8,2%, до 10,8 млрд долларов соответственно. Ввоз машин и оборудования, на которые приходится половина стоимостного объема импорта, увеличился на 4,1%, до 90 млрд доллларов.

Как сообщил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, «никаких драматических изменений из-за вступления России в ВТО не произошло».

Единственный товар, ввоз которого действительно значительно вырос, — это свинина. Ее импорт в Россию серьезно ускорился в четвертом квартале прошлого года, поскольку компании-импортеры ждали вступления в ВТО, по условиям которого пошлина на поставки внутри квоты была обнулена, а вне квоты — снижена на 10 процентных пунктов, до 65%. Одновременно мировые цены на свинину осенью 2012 года серьезно снизились, что вылилось в увеличение внеквотных поставок в Россию по итогам года на 59%. В сочетании с 15-процентным ростом внутреннего производства свинины эти факторы привели к затовариванию рынка. Тем не менее в ЕЭК считают, что соотношение спроса и предложения постепенно выравнивается: за январь—апрель импорт свинины в РФ в годовом выражении упал на 13,1%, а в мае, по данным ФТС России, - на 20,9%.

В то же время в первом квартале снижение объема взаимной торговли стран Таможенного союза составило 9,7%. В материалах ЕЭК отмечается, что объем взаимной торговли составил 15 млрд долларов, при этом товарооборот между РФ и Беларусью составил 9,58 млрд, между РФ и Казахстаном — 5,25 млрд долларов. Объем взаимной торговли Казахстана и Беларуси меньше на порядок - 175 млн долларов, или 1,2% от общего объема взаимной торговли в ТС.

Сокращение стоимостного объема торговли между странами Союза наблюдается впервые после кризиса 2009 года, тогда как еще в прошлом году темпы прироста товарооборота в годовом выражении были двузначными. Во многом это падение вызвано резким сокращением поставок российских нефтепродуктов в Беларусь. В первом квартале 2012 года они увеличились в пять раз, поскольку прямогонный бензин из России экспортировался через Беларусь в дальнее зарубежье под видом растворителей, не облагавшихся экспортной пошлиной. Кроме того, на объеме взаимной торговли, 37% которого составляет минеральное сырье, негативно отразилось снижение мировых цен на нефть.

В складывающейся ситуации ЕЭК подготовила предложения по повышению ставок импортных пошлин на ряд товаров с 1 сентября, в том числе на одежду и обувь, до уровня, разрешенного ВТО. Андрей Слепнев уточнил, что, во-первых, это будет планомерное снижение ставок в соответствии с графиком сокращения тарифов (вступят в силу с 1 сентября), во-вторых, устранение всех разногласий, которые были выявлены в результате переговоров с ЕС по так называемым специфическим составляющим таможенных пошлин. По мнению европейских партнеров, эта составляющая была некорректно отражена в действующем таможенном тарифе ТС. Изменения коснутся широкой группы товаров.

«Мы в полной мере используем все возможности тарифной защиты, которые определены нашим уровнем связывания. Сегодня у нас ставка 10%, а обязательства ВТО нам позволяют поднять ее до 20%. Нас критиковали, что мы ввели специфическую составляющую больше, чем соответствует 10%, мы ее, конечно, приведем в соответствие, но одновременно ставку повысим до уровня связывания, который у нас будет с 1 сентября, то есть примерно до 18%», - сказал Андрей Слепнев. Также, по его словам, подготовлены предложения по отдельным нечувствительным позициям автомобильной и химической продукции и ряду других товаров.

Для перепродажи в Россию

Как уже отмечалось, мониторинг, проведенный комиссией, подтвердил наличие тенденции увеличения ввоза товаров в Казахстан для их последующей продажи на российском рынке. Так, за анализируемый период Казахстан нарастил импорт на 11,2%, треть которого пришлась на Китай. В частности, импорт одежды и обуви вырос в два раза, а пальмового масла, которое используется производителями в качестве замены животных жиров, — в три раза. При этом импорт в Россию из Казахстана вырос в первом квартале 2013 года на 16%.

Андрей Слепнев заметил, что в случае Казахстана комиссию «несколько настораживает участившаяся практика некорректного декларирования, в частности по обуви, когда товары декларируются по таможенным кодам, для которых предусмотрены более низкие ввозные пошлины». Министр добавил, что ЕЭК думает о механизмах противодействия такой ситуации, но при этом он отказался сообщить подробности по этому вопросу до полного согласования таких мер. Помимо снижения эффективности тарифной политики и возникновения потерь для бюджетов стран ТС, такие действия импортеров, как считают аналитики, затрудняют анализ таможенной статистики. Впрочем, что касается России, то серьезного искажения, по их мнению, не происходит, поскольку на Беларусь и Казахстан приходится всего около 7% от оборота российской внешней торговли.

В настоящее время Россия, Казахстан и Беларусь обсуждают возможные варианты ограничения импорта в рамках Таможенного союза, которые бы не противоречили принципам ВТО. Об этом Президент РФ Владимир Путин заявил на недавней встрече с предпринимательским сообществом в Воронеже. По его словам, «такие варианты возможны».

Проследовали мимо

В то же время экспертов очень беспокоит то, что сейчас поток транзитных товаров в большинстве минует территорию ТС. Это происходит несмотря на то, что Таможенный союз, и Беларусь в частности, как транспортный коридор находится в очень выгодном положении между Европой и Азией, и существуют реальные возможности зарабатывать на грузовых потоках. Однако через территорию стран Таможенного союза проходит лишь мизерная часть курсирующих между западом и востоком товаров, общий объем которых эксперты оценивают более чем в 140 млн тонн.

Напомним, что дорога между Европой и Азией по территории трех наших стран занимает 10 тыс. км, а в обход, морским путем – 20 тыс. По времени транзит в обход займет 40 дней, а напрямую – 12–18 дней. По данным статистики, транзитные грузопотоки через ТС составляют всего 4 млн тонн из названных ранее 140. Более того, в 2013 году грузоперевозки в Беларуси упали на 6,4%, а на территории всего ТС на 1,7%.

Такую ситуации эксперты в первую очередь объясняют низкой стоимостью доставки грузов морем. Однако главная причина в том, что сегодня в Таможенном союзе состояние автомобильных и железных дорог на многих участках не соответствует международным стандартам качества. Парк подвижного состава устарел физически и морально и не позволяет увеличивать скорость и объем перевозок. Не хватает мощностей имеющихся пограничных переходов и логистических центров.

Например, литовские и польские перевозчики обладают общим парком в более чем 200 тыс. автомобилей, имеют доступ к европейским кредитным ресурсам по ставкам не выше 5%, у них есть возможность возврата НДС за топливо в странах Евросоюза. Однако самое главное то, что перевозчики Польши и Литвы, как уточнили эксперты, получили беспрецедентные условия от России - фактически неограниченное количество разрешений. Даже на этом фоне более существенными, по мнению грузоперевозчиков, являются препятствия бюрократического характера: необоснованные задержки при пересечении границ, всевозможные сборы и дополнительные налоги со стороны контрольно-надзорных и местных органов, регулярный и произвольный контроль по определению веса груза и прочее…

Так, следуя из Литвы в Польшу, все таможенные процедуры можно пройти за 40 минут, что для границы ТС пока недостижимый показатель. Поэтому существующая неэффективная система значительно замедляет продвижение транспорта и товаров к пункту назначения. Кроме того, больше всего нареканий грузоперевозчиков на территории ТС получает разрешительная система на транзит грузов. При этом считается, что белорусская сторона придерживается наиболее прогрессивных взглядов в этом вопросе и отстаивает необходимость либерализации транспортного рынка ЕЭП в ближайшие год-два.

Россия и Казахстан же говорят, что, учитывая интересы своих грузоперевозчиков, готовы пойти на полную либерализацию не раньше 2020 года. В итоге миллиарды долларов прибыли от транзита, которые могли бы оседать в странах ТС, поглощаются морскими фрахтовыми компаниями других стран. Впрочем, Беларусь уже начала активную работу по развитию транспортных услуг на своей территории и приняла определенные меры по упрощению процедуры транзита.

Белорусская таможня все активнее использует электронное предварительное информирование и систему автоматической регистрации деклараций без участия сотрудника таможенных органов. Планируется передача функции санитарного и фитокарантинного контроля грузов в компетенцию органов пограничной и таможенной служб. Намечено дальнейшее развитие транспортно-логистических центров – под них уже выделено более 50 площадок.

Тем не менее нынче ситуация складывается не столь радушно, как год назад. Например, по транзиту железнодорожным транспортом снижение уже довольно ощутимо - на 5,2%. Правда, Беларусь увеличила на 14% экспорт услуг по перевозке грузов. При росте автопарка у Беларуси примерно на прежнем уровне остается количество полученных разрешений на выполнение грузоперевозок по территории других государств. В Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» ожидают, что «в 2013 году какой-то прирост по объему оказанных услуг и выручки может произойти разве что за счет расширения парка перевозчиков, но никак не за счет повышения производительности».

Алексей ШИТИКОВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 1 июля 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog