Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Таможенный союз и перспективы интеграции

Галина Баландина, партнер, руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию компании «Пепеляев Групп», рассматривает намеченные на ближайшие годы планы по дальнейшей интеграции в рамках ЕврАзЭС и вступления в ВТО в свете интересов бизнеса.

Какие нас ожидают события, связанные с дальнейшим развитием интеграции? 1 июля 2011 г. – это, конечно, грандиозное событие – отменены все виды контроля на внутренних границах государств Таможенного союза. Мне кажется, это реперная точка, которая проверяла Таможенный союз на прочность – действительно ли мы перейдем к делу или это пока только декларации. Но все решения совершились. Возможно, будут проблемы, связанные с подтверждения перемещения товаров, возмещением НДС, но это шаг грандиозный, по своему значению он приближает нас к тому, чтобы считать наше объединение полноценным Таможенным союзом.

Ступени объединения

С 1 января 2012 г. ратифицируются пакеты соглашений следующей ступени интеграции – единого экономического пространства (ЕЭП), провозглашающие свободу передвижения не только товаров, но также услуг, капитала и рабочей силы. Это может стать объединяющим фактором трех территорий, однако эти соглашения, которые мало обсуждаются бизнесом, могут затронуть его очень серьезно. Дело в том, что при подготовке правовой базы для формирования ЕЭП Россия пыталась предложить нашим партнерам все базовые условия организации экономики, соответствующие правилам Всемирной торговой организации (ВТО). И среди ключевых – промышленные и сельскохозяйственные субсидии. Промышленные субсидии могут ограничить для нас применение тарифных льгот. Например, были очень тяжелые переговоры по такому инструменту, как применение промышленной сборки по автопрому, поскольку это запрещенный правилами ВТО механизм, и с большим трудом нашим переговорщикам удалось еще на какой-то период зафиксировать его применение. У нас очень ограниченные по срокам применения льготы в особых экономических зонах, свободных складах, которые никак не заработают в России (уже, наверное, не заработают, потому что если до 2012 г. они не будут созданы, в дальнейшем их создание бесперспективно).

С 1 января 2013 г. – Евразийский экономический союз, то есть мы двигаемся очень скоростными темпами интеграции. Есть решение Межгоссовета, одобряющее макет декларации по движению к этому образованию. Кстати, все документы можно посмотреть на сайте Комиссии Таможенного союза – это действительно демонстрирует транспарентность в подготовке всех документов, значимых для трех государств, и в то же время становятся очевидны разногласия между государствами, которые по-разному видят нашу дальнейшую интеграцию. Например, Казахстан пока выступает против того, чтобы положение о валютном союзе было записано даже на уровне декларации о будущих формах интеграции.

Между ТС и ВТО

Таможенный союз и ВТО – это тоже интересный вопрос, потому что процесс, с одной стороны, строительства Таможенного союза, с другой стороны, активного продолжения переговоров России по вступлению в ВТО, иногда приобретал комические формы – положение сидящего на двух стульях. Государство ведет одновременно на двух площадках переговоры по одному и тому же вопросу – торговая политика и обязательства, связанные с ее проведением. Но сейчас появилось Соглашение о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (от 19 мая 2011 г.), которое фиксирует соотношение всех правовых обязательств, данных любой из сторон, в том числе Россией. Стороны согласились с тем, что обязательства России в рамках ВТО и все международные соглашения в рамках ВТО станут частью правовой системы Таможенного союза.

Как я уже сказала, базовые принципы ВТО уже заложены в международные договоренности, связанные с функционированием Таможенного союза, тем не менее в случае коллизий для России при вступлении в ВТО приоритет будут иметь нормы ВТО. И я боюсь, что в части правовых условий ведения бизнеса мы можем еще немножко запутаться. К нашей и так многоуровневой системе законодательства, когда мы к своему национальному законодательству получили наднациональную надстройку в виде международных соглашении и решений органов ТС, прибавляется еще огромный массив правил ведения внешней торговли и других видов деятельности, связанных с внешней торговлей, который регулируется ВТО.

Но есть положительная новость – стороны согласились, что все наши обязательства, принятые в рамках переговорного процесса в части тарифных уступок, в части связывания таможенного тарифа, будут приняты в Едином таможенном тарифе ТС. Что это означает в цифрах? Если Россия с 1 января 2012 г. станет членом ВТО, то средневзвешенная ставка таможенной пошлины понизится почти на 1 процентный пункт. По прогнозам Минэкономразвития на 2012 г. она 9,6%, а в случае вступления в ВТО будет менее 9%. По конкретным примерам: ставки ввозных пошлин на подержанные легковые автомобили вернутся на докризисный уровень, снизятся ставки по некоторым видам сельскохозяйственной техники и по многим другим товарам. Таким образом, уровень тарифных барьеров будет существенно снижен.

Но, как говорят нам правительственные чиновники, вступление в ВТО и понижение тарифного уровня отнюдь не означает, что мы свою промышленность оставим без защиты. Существенное снижение ввозных пошлин будет компенсироваться тем, что для наиболее чувствительных отраслей экономики, там, где у нас зарождается или уже есть собственное отечественное производство, будут применяться защитные меры. Здесь тоже есть некоторые подвижки. Сегодня государства, входящие в Таможенный союз, по собственному смотрению применяют защитные меры. Россия применяет защитные меры в виде антидемпинговых пошлин, защитных пошлин, например, против ряда украинских товаров, и они действуют только на территории РФ. Соответственно у Белоруссии свои меры, у Казахстана свои. Сейчас сделаны существенные шаги в сторону того, чтобы эти меры стали едиными для всей таможенной территории Таможенного союза. Предлагается 9 мер, стороны должны согласовать их не только между собой, но и с иностранными поставщиками, потому что речь идет об ограничении экспорта из третьих стран. И с 1 октября 2011 г. все функции, связанные с расследованием, предшествующим введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в полной мере перейдут к Комиссии Таможенного союза. В итоге эта процедура, и так непростая,  будет еще осложнена тем, что потребуется представлять статистические данные для введения таких мер уже по всем трем экономикам. Но, с другой стороны, это означает, что мы выходим из правовой неопределенности, будут работать четкие правила, понятные для бизнеса: как, в каком порядке, по какой процедуре, у кого нужно требовать защиты того или иного производства.

Нерешенные проблемы

Экспортный контроль – чувствительная тема в свете развития инноваций, поддержки высокотехнологичных продуктов, технологий и т.д. Судя по тому, как сейчас это выглядит, получается, что стороны не договорились. Не договорились ни о том, что он будет единым в торговле с третьими странами, ни о том, что он будет более щадящим во взаимной торговле. Общий подход такой: будет единый перечень, включающий в себя максимальный перечень товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, где каждая страна обозначит чувствительные для себя товары и технологии, учитывая свои международные обязательства и договоренности. В отношении экспорта, контроль будет единым, при импорте каждая страна будет сама определять для себя, какие товары и технологии из этого перечня подпадают под требования экспортного контроля. И во взаимной торговле экспортный контроль сохраняется, но контролировать будут не таможенные органы.

Не могу не отметить также остающиеся нерешенными проблемы. Во-первых, суд Таможенного союза. Затем, конечно, применение косвенных налогов во взаимной торговле. Я бы отметила не только проблему затрудненного возмещения НДС, предоставления нулевой ставки НДС при взаимной торговле, при экспорте через территорию государств, входящих в Таможенный союз. Оказалось, что есть и некоторые другие проблемы, связанные именно с отменой таможенного контроля, когда перемещение товаров идет не в рамках сделки купли-продажи, а по каким-то другим договорам. Такой пример: если российская компания открывает свое представительство в Казахстане, то, поставляя в представительство товары, она не может претендовать на нулевую ставку НДС. В то же время при ввозе в Казахстан нет нормы, которая позволяла бы не уплачивать НДС за эти же товары. Получается, что некоторые нестыковки происходят в случаях, если речь идет не о сделках купли-продажи, а более сложных экономических связях. Еще одна нерешенная проблема – невозможность свободного перемещения товаров по единой таможенной территории Таможенного союза, если они не имеют статус товаров ТС, то есть если они остаются под таможенным контролем. Нет механизмов, позволяющих в этом же статусе ввезти такие товары в Казахстан или Белоруссию и оставлять там под таможенным контролем в рамках процедур временного ввоза, переработки. Даже при том, что сейчас готовятся поправки в Таможенный кодекс Таможенного союза, я не видела предложений по решению этой проблемы. И наконец, в вопросах, связанных с техническим регулированием и техническими барьерами в торговле, тоже пока до единого регулирования далеко.

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 7 сентября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog