Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Таможенный кодекс ЕАЭС ждет ратификацию

Менее полугода остается до вступления в действие, пожалуй, ключевого документа на Евразийском пространстве - Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). До конца текущего года входящие в Союз пять стран должны завершить его ратификацию. Ожидается, что ТК ЕАЭС начнут применять с 1 января 2018 года.

Документ заменит действующий на данный момент Таможенный кодекс Таможенного союза и порядка 20 международных документов, принятых в рамках ЕАЭС. За время работы над представленным на суд заинтересованных лиц проектом ТК ЕАЭС было рассмотрено порядка 1500 поправок. Немало копий эксперты сломали в процессе согласования новой модели таможенного регулирования. Дискуссии по ней стали одними из наиболее сложных за всю историю переговоров между странами - участниками Союза.

Впрочем, по мнению специалистов, в целом работа укладывалась в рамки стандартных сценариев экономической интеграции. В частности, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин отмечает, что на переговорном этапе участники всегда стараются «выторговать» себе как можно больше преференций. При этом ни у кого не было сомнений, что в итоге стороны достигнут компромисса, по большому счету это было лишь вопросом времени.

Вместе станем сильнее

Как отмечает депутат Государственной думы, председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Сергей Чижов, «Евразийский экономический союз выгодно отличается от других интеграционных объединений тем, что экономическая целесообразность сотрудничества подкреплена сильными кооперационными связями, наличием общей истории, налаженным межкультурным диалогом.

На сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что в целом ЕАЭС уже состоялся как эффективный экономический союз. Сейчас совокупный ВВП государств ЕАЭС составляет около 85% суммарного ВВП стран СНГ, или 2,2 трлн долларов. Только в январе 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем взаимной торговли внутри объединения вырос на 38%, примерно столько же прибавил экспорт в третьи страны. Во многом именно это сотрудничество в прошлом году позволило смягчить негативное влияние дестабилизации ситуации на внешних рынках.

Так, за прошлый год Армения экспортировала в Россию на 90% больше продукции, чем в 2015 году, прирост поставок из Беларуси составил 47%. В результате совокупный ВВП увеличился на 0,9%. Вступление в силу нового Таможенного кодекса и последующая оптимизация движения товаров внутри Союза позволит добиться еще больших успехов».

Что касается выгод, которые из евразийской интеграции может извлечь Россия, то она получит рост производства и занятости населения, увеличение локализации производств. Также есть хорошие перспективы с точки зрения сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса: страны ЕАЭС поэтапно движутся к созданию единых энергетических рынков, что позволит эффективнее использовать имеющиеся у них ресурсы.

«Участие России в ЕАЭС является перспективным направлением международного сотрудничества, – отмечают в Минэкономразвития. – Договоренности между странами предусматривают создание в будущем единого транспортного пространства, а также общих рынков медицинских и лекарственных изделий».

Отбросить лишнее

Принципиальное отличие новой системы координат, в которой предстоит работать таможенным органам стран ЕАЭС, по словам Сергея Чижова, заключается в перераспределении регулирующих функций между национальным и союзным законодательством. Решение вопросов, определяющих открытость рынков, будет осуществляться через положения ТК ЕАЭС. «На откуп» национальному законодательству отданы технические и организационные моменты.

В сравнении с действующим ТК ТС принятый вариант Кодекса прирос 93 статьями и более чем 330 нормами. В связи с этим уже на стадии второго чтения утратили свою актуальность законопроекты, призванные урегулировать порядок функционирования свободных складов, освобождения от вывозных таможенных пошлин отдельных категорий товаров, признания безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей.

С учетом этого на одном из июньских пленарных заседаний Сергей Чижов выступил от Комитета по бюджету и налогам с предложением отклонить ряд документов, которые, по мнению парламентариев, себя изжили. Предложенную инициативу поддержали практически единогласно.

Новые возможности

Что касается содержательной части ТК ЕАЭС, то его нормы предполагают значительную информатизацию всех процессов. В частности, в документе достаточно четко обозначен приоритетный порядок использования IT-технологий, которые должны составлять основу всех таможенных процедур. Применение бумажных носителей допускается лишь в порядке исключения.

Кроме того, документ предусматривает, что участники ВЭД будут освобождены от необходимости представлять в таможенные органы документы, на основе которых заполняются декларации на товар (ДТ). Еще одна новация, которую предстоит реализовать, – информирование о предварительных решениях таможни касательно страны происхождения и методики определения таможенной стоимости, что видится особенно актуальным в условиях продовольственных контрсанкций.

Как подчеркивает Сергей Чижов, «у либерализации регулирования любой сферы деятельности всегда есть две стороны медали. В данном случае параллельно с упрощением условий внешнеэкономической деятельности растут требования к эффективности системы управления рисками».

Так, еще в декабре прошлого года Госдума приняла закон, наделяющий ФТС России полномочиями по ведению учета торговли внутри ЕАЭС. Ранее они были закреплены за Росстатом и выполнялись не лучшим образом. Анализ ситуации показал, что более 7,5% статистических форм представляется в таможенные органы с нарушением установленного срока, а недоучет по импорту с той же Беларусью превышает 3,5 млрд долларов.

Кроме того, в апреле в первом чтении Госдумой принят законопроект, направленный на создание дополнительных механизмов защиты российского рынка от реэкспорта подсанкционной продукции. Еще несколько важных законодательных инициатив успешно прошли первое чтение в мае. В частности, одобрен законопроект, запрещающий ликвидацию компаний, в отношении которых ведется выездная таможенная проверка.

Предполагается, что такое ограничение сократит «пространство для маневров» недобросовестным предпринимателям, которые используют данную процедуру для уклонения от уплаты таможенных штрафов. Контроль за соблюдением запрета будет обеспечиваться через электронное взаимодействие. Предусмотрено, что таможенный орган будет ставить в известность ведомства, занимающиеся вопросами регистрации, о проведении выездной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.

Параллельно рассматривается возможность либерализации мер административного наказания, что, по предварительным оценкам, должно способствовать решению проблемы низкой собираемости таможенных штрафов. Льгота похожа на апробированный среди автовладельцев 50-процентный дисконт за оперативную уплату штрафа – в течение 20 дней с даты нарушения ПДД.

Как отмечает Сергей Чижов, «опыт применения этого механизма структурами ГИБДД: в 2014 году за первые же три недели действия новых правил собираемость платежей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла в 3,5 раза. Аналогичное послабление в таможенной сфере должно повысить платежную дисциплину и среди участников внешнеэкономической деятельности».

Однако текущая ситуация оставляет желать лучшего: сейчас добровольно оплачивается менее 30% таможенных штрафов, в результате бюджет страны недополучает доходы на сумму, исчисляемую миллиардами рублей. Разумеется, новая система будет адаптирована к специфике таможенного законодательства.

В частности, предлагается установить более продолжительный льготный период – 30 дней. Кроме того, обязательным условием предоставления скидки станет устранение нарушений, повлекших за собой административное наказание.

Светлана РЕЙФ,

Воронеж,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 6 июля 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog