Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Таможенные органы стран Латинской Америки

Ирина Погодина, к.ю.н., доцент, завкафедрой гражданского права и процесса ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», рассматривает структуру и компетенцию таможенных органов стран Южной Америки.

В последние десятилетия в Латинской Америке произошли глубокие политические и экономические преобразования. Военные диктатуры уступили место демократически избранным правительствам. За короткое время страны, десятилетиями полагавшиеся на импортзамещающие стратегии, снизили торговые барьеры, приватизировали принадлежавшие государству предприятия и осуществили глубокие реформы в налоговой системе. Экономика таких стран, как Чили, Мексика, Аргентина и Перу, сейчас гораздо более открыта, чем прежде. Даже в Бразилии, где наблюдались некоторые проблемы в 90-е гг. ХХ века, государственная политика в целом повернулась в сторону внешнеторговой либерализации и приватизации2.

Кроме того, следует подчеркнуть важность проблемы интеграции для Латинской Америки и чрезвычайную активность интеграционных процессов в регионе. Страны континента объединяются для более успешного совместного развития и в целях получения возможности сообща противостоять экономически развитым государствам.

В экономическом плане более значительную роль играют Андское сообщество (начало оформляться путем подписания в 1969 г. Картахенского соглашения) и Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР, действующий с 1991 г)3.

Картахенское соглашение было заключено в целях содействия гармоничному и сбалансированному развитию стран-членов, ускорения их роста посредством экономической интеграции. Процесс интеграции Андского сообщества шел весьма медленно, особенно если сравнить его с Европейским союзом (развитие шло одновременно). Основной причиной был экономический кризис 80-х гг. XX века.

Южноамериканский общий рынокЮжноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) был создан в 1991 г. В него вошли два крупнейших государства региона – Бразилия и Аргентина – и их два ближайших соседа – Парагвай и Уругвай. Конечной целью организации намечалось формирование общего рынка, при этом предполагалось, что число его участников будет постепенно увеличиваться. Данный союз добился значительных успехов и, что важно, ставил задачи не только торгово-экономического, но и социального и политического характера.

В данный момент идет процесс объединения Андского сообщества с Южноамериканским общим рынком. В 2003 г. между Андским сообществом и МЕРКОСУР был подписан Договор об экономической взаимодополняемости в целях формирования зоны свободной торговли. Планируемая зона свободной торговли будет покрывать большую часть Южной Америки.

Для координации макроэкономической политики планируется создание регионального парламента, а также введение общей валюты. Последнее имеет стратегическое значение. До настоящего времени все торговые операции внутри МЕРКОСУР (как и других региональных объединений в Латинской Америке) осуществляются в долларах. В этой связи страны несут определенные потери, в то же время иностранные банки, соответственно, получают огромные прибыли. Успех введения общей европейской валюты послужил примером для планов МЕРКОСУР.

Указанные факты позволяют проследить параллели в развитии России (имеются в виду интеграционные процессы на территории бывшего СССР) и стран Латинской Америки. Представляется, что изучение опыта развития данного региона было бы полезно для нашей страны. Однако следует отметить, что в российской юридической литературе не часто встречаются работы, в том числе комплексные исследования, посвященные странам Латинской Америки. В основном рассматриваются вопросы внешней политики указанных стран.

Федеральная таможенная служба России в последние несколько лет особое внимание уделяла развитию таможенного сотрудничества со странами Латинской Америки.

В 2010 г. ФТС России подписаны межведомственные меморандумы с таможенной службой Эквадора об обмене статистическими данными о взаимной торговле (Москва, 27.04.2010 г.), с Министерством развития, промышленности и внешней торговли Бразилии – по сотрудничеству, обмену информацией и взаимопомощи в рамках генеральной системы преференций (Москва, 14.06.2010 г.), с таможенной службой Аргентины – протокол об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Аргентиной, а также меморандум об оперативном обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Россией и Аргентиной (Москва, 12.10.2010 г.). Также подписано Соглашение между Правительством России и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Москва, 15.10.2010 г.)4.

Годом раньше в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (заключено в г. Москве 29.10.2009).

Еще раньше, в 2004 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами5 (в Республике Колумбии создано и работает Управление по налоговым и таможенным вопросам Республики Колумбии) и Торговое соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии (заключено в г. Картахене 18.10.1995).

Рассмотрим систему таможенных органов некоторых стран Латинской Америки.

Аргентина

В Аргентине таможенная служба представлена Генеральным таможенным управлением, входящим в состав центрального аппарата федеральной администрации государственных доходов (AFIP)6. Помимо таможенного управления в AFIP входят Генеральное налоговое управление и генеральным управление по вопросам социального обеспечения.

Генеральное таможенного управление состоит из подуправлений: генерального подуправления таможенно-юридических вопросов, генерального подуправления таможенного контроля, генерального подуправления городских таможенных операций и генерального подуправления региональных таможенных операций.

В 1997 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах7.

Бразилия

По оценкам Минэкономразвития России, Бразилия – наиболее развитое в экономическом отношении государство Латинской Америки, обеспечивающее за счет собственного производства свыше 90% внутреннего спроса на промышленные товары, в том числе свыше 80% – на машины и оборудование, и поставляющее целый ряд конкурентоспособных товаров на мировой рынок. Так, Бразилия входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, занимает ведущие позиции в строительстве региональных самолетов, является мировым лидером в производстве железной руды (19%), вторым в мире государством по производству марганца и тантала (13% и 16% соответственно), фактическим монополистом по ниобию (95%), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития, магния. Потребности в нефти удовлетворяются на 80% за счет собственной добычи. Бразилия является рекордсменом по глубоководному бурению: только здесь добывают нефть с морского дна на глубине почти 2 тыс. метров.

Бразилия прочно входит в десятку мировых экспортеров продовольствия, опережая Австралию, Канаду, Аргентину, занимая первое место по экспорту сахара, кофе, концентрированного апельсинового сока, второе – по экспорту сои, говядины и мяса птицы, четвертое – по экспорту свинины8.

Протяженность границ Бразилии составляет 18000 км. Секретариат Федерального управления государственных доходов Бразилии (создан в 2007 г., закон 11,457/07)9 – это единственный орган правительства, подчиненный министерству финансов, выполняющий функции администрирования налогов, которые находятся в федеральном ведении. В то же время он представляет собой исполнительную ветвь власти – налоговую полицию, которая борется с уклонением от уплаты налогов, контрабандой, незаконной торговлей, наркотрафиком и пр. Кстати, сайт этого ведомства был создан в 1996 г., а виртуальный сервис по уплате платежей в интернете был открыт в 2005 г.

Управлением службой занимается департамент внутренних доходов. Такое подчинение и отсутствие самостоятельности у таможенных органов сложилось весьма давно. В 1968 г. в результате реорганизаций в правительстве департамент таможенных доходов был упразднен и его функции были переданы налоговой системе. Вообще, история бразильской таможенной службы свидетельствует о том, что государство в разное время уделяет ей большее или меньшее внимание, что обусловлено экономическими причинами. Главная задача таможенной службы заключается в том, что заниматься налоговым администрированием и таможенным контролем, при этом уважать граждан, в интересах всего общества.

Венесуэла

Структура таможенных органов Венесуэлы выглядит следующим образом: Национальное таможенное управление состоит из Главного таможенного управления и Центральной Администрации10.

В подчинении первого из указанных органов семнадцать таможен с их соответствующими офисами. Они отвечают за организацию контроля за торговлей, декларирование товаров, а также за правильность уплаты платежей.

Центральная Администрация объединяет такие подразделения, как Управление тарифа (пошлин), управление таможенных режимов, управление стоимости и управление таможенного контроля и два вспомогательных подразделения – Управление инновации и развития таможни и Управление импортом.

Задачами Национального таможенного управления Венесуэлы являются исполнение национальной таможенной политики, контроль за соблюдением таможенного законодательства, улучшение таможенного оформления, решение ряда проблем сформулированных как задачи в сфере взимания налогов. Среди упомянутых проблем названы: препятствование уклонению от уплаты налогов, защита промышленности, устранение препятствий в торговле и др.

Чили

Чили считается одной из самых успешных стран региона по реализации экономических реформ. В настоящее время продолжается начавшийся с середины 80-х гг. рост чилийской экономики. В чилийском опыте особенно следует подчеркнуть роль государственной помощи экспортерам и регулирования движения капиталов, что смягчило последствия ревальвации национальной валюты и финансовой паники.

Таможенные органы Чили представлены Национальной Таможенной службой (Aduana Chile / National customs cervices)11 в целом имеет сходные с российской ФТС задачи и функции. В Чили работа таможни осуществляется через 90 пунктов въезда (включая аэропорты, порты и пункты пропуска на сухопутной границе). В Национальной таможенной службе работают 1380 служащих – это штат таможни в Вальпараисо, действует 9 региональных офисов, 7 таможенных администраций и 39 пунктов пропуска.

Национальная таможенная служба играет главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности страны. С одной стороны, она призвана содействовать и упрощать импортно-экспортные операции, с другой – она должна охранять государственные интересы в деле внешней торговли. Так же, как и у нас, служба ведет таможенную статистику, обеспечивает законность во внешней торговле и при перемещении товаров через границу страны.

Главными направлениями в современном таможенном деле Чили являются: помощь в иностранной торговле, в контексте глобализации; точное и своевременное применение права, применение мер принуждения; модернизация службы, в рамках модернизации всего государства.

Одной из целей службы предусмотрено улучшение оказания услуг, в том числе по предоставлению общедоступной информации, внедрению новых и более современных процедур и ускорению таможенных формальностей согласно торговым соглашениям.

Интеграцию с частным сектором таможня должна проводить на принципах добросовестности и прямоты. Предполагается создать некий баланс между государственным сектором и бизнес-сообществом и это взаимодействие должно стать одним из главных элементов в модернизированной таможенной деятельности.

Специальными задачами таможенной службы являются: улучшение и совершенствование качества услуг по содействию международной торговле; быстрый ответ на требования глобализирующегося мира, что фактически должно выразится в имплементации соглашений о свободной торговле; совершенствование и повышение эффективности правоохранительной деятельности путем внедрения рискуправляющих технологий; борьба с уклонением от уплаты налогов, наркотическим трафиком, контрабандой товаров, нарушением прав интеллектуальной собственности; увеличение возможностей в процессе создания «умной таможни», современных технологий и модернизации таможенных процедур путем внедрения автоматизированных процессов для облегчения и рационализации таможенных процедур; обеспечение прозрачности деятельности таможни для граждан страны; совершенствование уголовно-процессуальной реформы и системы административного права; установление рабочих отношений с бизнес-сообществом и частным сектором, установление взаимодействия с таможенными службами других стран и др.

В других странах Южной Америки, например в Перу, Эквадоре таможенная служба также является частью налогового ведомства12.

Статья написана по данным официальных сайтов таможенных служб стран Южной Америки. Перевод с испанского и английского – автора.

См. об этом, например: Кауфман Р. Латинская Америка: новые вызовы // Мировая экономика и междунар. отношения. 1998. N 4. С.71-82.

Бессера Уаман И. Орландо Актуальные международно-правовые вопросы внешней политики Республики Перу :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право / Бессера Уаман И. Орландо; Науч. рук. В. А. Карташкин. М., 2005. С. 13.

ФТС России расширяет международное сотрудничество (Новостная статья) // http://www.customs.ru/21.12.2010

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами (заключено в г. Москве 28.04.2004) // Бюллетень международных договоров. 2008. N 8. С. 70-77.

6 Официальный сайт: http://www.afip.gov.ar/ruso.  В тексте Соглашения от 14.11.1997 года таможенная служба называется «Главное таможенное управление Федеральной службы по администрированию государственных доходов Аргентинской Республики».

7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (заключено в г. Буэнос-Айресе 14.11.1997) // Таможенные ведомости. 1998. N 2. С. 79-88.

8 Груненко Д.Ю. Банковская система Бразилии // Международные банковские операции. 2006. N 3.

9 Официальный сайт ведомства www.receita.fazenda.gov.br.

10 Официальный сайт: www.seniat.gov.ve.

11 Официальный сайт таможенной службы Чили www.aduana.cl.

12 Официальный сайт: www. sunat.gob.pe

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 24 ноября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog