Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Таможенная оценка при трансфертном ценообразовании

Александр Косов, руководитель группы практики таможенного права и внешнеторгового регулирования компании «Пепеляев Групп», анализирует новые нормы Соглашения об определении таможенной стоимости товаров в Таможенном союзе, касающиеся трансфертного ценообразования.

 - В апреле наконец был подписан Протокол, которым внесены поправки в Соглашение об определении таможенной стоимости. Как вы оцениваете эти изменения?

- Протоколом от 23.04.2012 внесены изменения и дополнения в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года, которые в основном имеют технический характер: исправление ошибок, уточнение примененных понятий и т.п. Вместе с тем, есть и изменения по существу применяемых правил таможенной оценки. Наибольший интерес вызывают правки, затрагивающие вопросы о взаимосвязанности сторон внешнеторговой сделки и влиянии этой взаимосвязи на цену товара.

Напомню, что эти два фактора – имеется ли взаимосвязь и, соответственно, повлияла ли взаимосвязь на цену товара – рассматриваются для определения того, может ли первый метод (метод по стоимости сделки) быть применен при определении таможенной стоимости ввозимого товара. Следует отметить, что в таможенном и налоговом законодательстве используются разные понятия: в таможенном законодательстве – взаимосвязанность, в налоговом – взаимозависимость. Это не только разные слова, но и разное наполнение. Перечень случаев, в которых лица являются взаимосвязанными для целей определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отличается от перечня случаев, в которых лица являются взаимозависимыми для налоговых целей, установленного российским налоговым законодательством. Поэтому призываю обращать внимание: не все критерии, которые позволяют отнести стороны сделки к взаимозависимым, позволяют отнести их также к взаимосвязанным, и наоборот.

- Что изменилось в результате введения в действие Протокола?

 - Изменилось правило, которое определяет бремя доказывания: что должен доказать декларант в части влияния взаимосвязи на цену сделки и что должна доказать таможня. Именно по этому вопросу Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее – Соглашение), наиболее серьезно расходилось с правилами ВТО. В предыдущей редакции Соглашения была жесткая формулировка: если таможенный орган выявил признаки влияния взаимосвязи (а это может быть, как мы знаем, просто расхождение ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, с той таможенной стоимостью, которую заявляет декларант), в этом случае декларант был обязан доказать, что взаимосвязи не повлияла на стоимость сделки. Причем сделать это декларант мог только путем представления сведений о проверочных величинах, предусмотренных Соглашением.

В результате, как только Соглашение в такой редакции вступило в силу, тема трансфертного ценообразования очень активизировалась в таможенной практике. Раньше по взаимосвязи достаточно редко корректировали таможенную стоимость, потому что это достаточно сложный процесс и у таможенных органов зачастую не хватало ни знаний, ни опыта, да и желания применять эту норму, когда есть более простые механизмы для корректировки таможенной стоимости. Но когда было принято Соглашение с такими формулировками, предусматривающими возложение всего бремени доказывания на декларанта, таможенные органы повально стали проверять импортеров на предмет влияния взаимосвязи на стоимость сделки.

- Как вы считаете, сняли ли изменения, внесенные Протоколом, расхождения с правилами ВТО?

- Протоколом общие формулировки Соглашения, касающиеся вопроса взаимосвязанности, приведены в соответствие правилам ВТО по применению статьи 7 ГАТТ/ВТО: теперь доказывать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки не обязанность, а право декларанта. Однако в статье 4 Соглашения появились новые пункты – 4.1 и 4.2, в соответствии с которыми становится очевидно, что в силу процедуры контроля правильности определения таможенной стоимости ситуация кардинально не поменяется.

Раньше пункт 2 предусматривал, что первый метод применяется только в том случае, если лицо, декларирующее товары, докажет, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующих проверочных величин и т.д. Теперь, с одной стороны, мы видим здесь изменение: доказательство отсутствия влияния взаимосвязи продавца и покупателя осуществляется способом, указанным в пункте 4.1 или пункте 4.2. Но обратите внимание – «доказательство отсутствия влияния», то есть все равно это должен делать декларант, потому что иначе формулировка была бы следующая: доказательство отсутствия или наличия влияния взаимосвязи осуществляется такими-то способами. И еще один нюанс: все равно декларанта ставят в позицию, когда он должен выбрать что-то одно: либо представлять дополнительные документы и сведения об обстоятельствах сделки, либо представлять документы, подтверждающие проверочные величины. На мой взгляд, это не совсем правильно и не совсем соответствует правилам ВТО, потому что у декларанта должно быть право применять и тот, и другой способ, поскольку даже процедурно нельзя выбрать путь представления только проверочных величин, потому что если декларант не ответил на запрос таможенного органа о представлении документов об обстоятельствах сделки, то таможенный орган вправе принять решение о корректировке таможенной стоимости товара.

В результате получается, что таможенному органу по-прежнему достаточно выявить только признаки влияния взаимосвязи, доказать такое влияние ему в обязанность не ставится. Да, Соглашение требует, чтобы об этих признаках таможенный орган письменно должен уведомить декларанта, то есть это должны быть достаточно конкретные сведения. Если таможенный пост этого не сделал, то уже есть основание для признания его решения незаконным. Кроме того, в Соглашении четко написано – должно быть принято решение о проведении дополнительной проверки. Соответственно, указанные выше признаки должны быть отражены в таком решении.

 - Но как эти требования реализуются на практике?

 - В лучшем случае таможенные органы указывают в Решении о проведении дополнительной проверке номер таможенной декларации, по которой были задекларированы товары под тем же кодом ТН ВЭД ТС, что и оцениваемый товар, а также сведения об их цене за килограмм нетто. Анализ сопутствующих продаже обстоятельств, в т.ч. различий в коммерческих уровнях продажи, в количестве товаров, в расходах, которые обычно несет продавец не взаимосвязанный с покупателем, а также в дополнительных начислениях к таможенной стоимости, предусмотренных правилами таможенной оценки, таможенные органы обычно не проводят. В своей практике я сталкивался со случаями, когда таможенный орган сравнивал цены совершенно разных товаров, но которые классифируются под одним кодом, цены товаров, произведенных разными изготовителями и даже в разных странах, когда цену товара, поставляемого в количестве 1 700 тонн, сравнивали с ценой аналогичного товара, приобретенного в количестве 250 кг, без каких-либо корректировок. Такие сравнения не соответствуют требованиям таможенного законодательства, что является основанием для признания решения таможенного органа о корректировке незаконным. Вместе с тем, сложность заключается в том, что официально проверить корректность сравнения, проведенного таможенным органом, декларант самостоятельно не может, поскольку база данных таможенных деклараций не является публичной. Поэтому норма «если таможенный орган уже имеет достаточную информацию о том, что одна из проверочных величин, установленных в настоящем пункте, близка к стоимости сделки, то он не должен запрашивать у декларанта (таможенного представителя) дополнительно информацию, доказывающую соблюдение этих условий (то есть, что стоимость сделки близка к данной проверочной величине)» выглядит просто циничной.

 По новой формулировке декларант не обязан, а имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи. Что будет, если декларант не воспользуется этим правом? Он ответил на формальный запрос таможенного органа о представлении дополнительных документов (устав, экспортная декларация, прайс-лист и т.д.), но не представил дополнительных сведений об обстоятельствах сделки?

Таможня скорректирует таможенную стоимость товара на основании только лишь признаков влияния взаимосвязи. Хотя в Соглашении четких правил на этот счет нет, соответствующая норма в пункте 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза очень искусно восполняет этот «пробел». Какое же тогда это право, если таможенный орган не обязан доказать обратное?

 - А если декларант представил требуемые дополнительные документы?

- Однако даже если декларант воспользовался правом и представил документы или проверочные величины, возникает другой вопрос. Таможня рассмотрела представленные дополнительные документы и заявила, как Станиславский: «Не верю» - представленные документы и сведения не устраняют сомнения таможни в достоверности заявленных сведений об отсутствии влияния взаимосвязи. Какие сомнения остались у таможни? Почему ей не достаточно представленных документов? Возможен ли дальнейший диалог декларанта и таможенного органа? К сожалению, процедура этого не предусматривает. Никаких консультаций на этой стадии проводить нельзя, так как в соответствии с Соглашением консультации проводятся, только когда таможня уже отказала в применении первого метода. Направление дополнительного запроса или обсуждения с таможней уже представленных документов также не предусмотрено. На мой взгляд, это также противоречит Решению 6.1 Технического комитета по таможенной оценке ВТО «Об определении таможенной стоимости в случаях, когда таможенные органы имеют основания сомневаться в достоверности или точности заявленной стоимости», которое Россия согласно Докладу Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации обязалась применять. Но не совсем понятен статус этого обязательства: в Протоколе о присоединении РФ этот пункт не отражен как обязательство России, есть просто отдельное положение в Докладе.

Вопрос – что может в этом случае сделать таможня? Имеет ли она право скорректировать таможенную стоимость товара? В Соглашении четкого ответа нет, но в постановлении Пленума ВАС от 26.07.2005 № 29 разъяснено, что несмотря на обязанность таможенного органа доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара, в случае, когда объяснения и документы, представленные декларантом не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, таможенный орган вправе принять в связи с этим решение о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара. Данный подход нашел отражение и в упомянутом выше пункте 4 статьи 69 ТК ТС.

В результате остается риск, что таможня, выполняя план по сбору таможенных платежей, не воспримет никакие документы, что бы декларант ни представил, и скорректирует таможенную стоимость товара. А поскольку по статистике ФТС России жаловаться в суд идут только два из десяти декларантов, то, по мнению таможенной службы, цель оправдывает средства.

- Значит, обещания улучшить Соглашение так и не выполнены?

- Можно констатировать, что Соглашение в какой-то мере все-таки улучшено: у декларанта появилось больше способов и возможностей защищаться и выиграть дело в суде. Однако в досудебной стадии серьезных изменений, скорее всего, не произойдет: Соглашение по-прежнему не обеспечивает конструктивного и объективного диалога между таможенным органом и декларантом в процессе таможенной оценки. По-прежнему нет ограничения на проведение таможенными органами проверок влияния взаимосвязи в рамках одного контракта. Впрочем, появилась норма о том, что ЕЭК вправе принимать решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости. Это дает надежду, что на уровне комиссии какие-то разъяснения по таким практическим вопросам вскоре появятся.

Уже после того как было подготовлено интервью, ЕЭК выпустила Рекомендацию № 1 от 22.06.2012, в котором рассмотрела некоторые вопросы взаимосвязанности. – от ред.

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 9 октября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog