Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Страны учатся находить консенсус

На прошедшем в Сочи 12 августа заседании Евразийского межправительственного совета (ЕМП) главы правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России рассмотрели широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес. Среди прочего было принято решение о создании так называемого механизма прослеживаемости товаров внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как отмечают эксперты, этот внешне второстепенный вопрос имеет важный политический смысл. Создание данного механизма позволит оперативно урегулировать противоречия внутри ЕАЭС, которые могут возникнуть после введения санкций в отношении одного из членов Союза. Необходимость появления такого инструмента продиктована ситуацией, в которой оказалась Россия с связи событиями на Украине. Как известно, они стали причиной принятия рядом стран в отношении РФ санкций и нашего продовольственного эмбарго в качестве ответной меры.

Напомним, что с недавних пор на внутренних границах Союза таможенный контроль отсутствует. Поэтому после ввода указанных ограничений возникли риски попадания санкционной продукции в Россию через территорию других стран ЕАЭС. Особую остроту проблема приобрела на российско-белорусской границе. Чтобы обойти эмбарго в отношении своей продукции, ее поставщики стали прибегать к различным уловкам.

Так, в сопроводительных документах поставщики стали, как правило, указывать не реальную страну происхождения товара. В итоге, например, значительная часть санкционной сельхозпродукции из стран Евросоюза попадает в Россию под видом сербской. Этот канал наиболее активно используется после того, как Сербия официально заявила, что, несмотря на давление со стороны ЕС, не поддерживает антироссийские санкции.

Российское продовольственное эмбарго поставило под удар принцип единого таможенного пространства, который предполагает отсутствие внутреннего таможенного контроля в рамках ЕАЭС. Его даже частично восстановили на российско-белорусской границе и стали проверять ввозимые через соседей товары. Проблемы возникли и у Казахстана, в который значительная часть импорта из ЕС идет транзитом не только через нашу страну, но и через Украину, в отношении которой РФ также ввела ограничения.

Напомним, что в конце прошлого года вышел указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации».

В соответствии с ним с 1 января 2016 года в отношении Украины приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли. Также был ужесточен порядок совершения международных транзитных перевозок грузов с территории Украины в Казахстан через Россию.

Теперь их можно осуществлять «только с территории Беларуси при условии применения к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств и ж/д подвижного состава, помещениям, емкостям и иным местам, в которых находятся или могут находиться товары, средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей учетных талонов.

Наложение (снятие) средств идентификации (пломб) производится при въезде в Россию (при выезде из нее) в стационарных или передвижных контрольных пунктах и контрольных пунктах, расположенных на ж/д станциях. При въезде в Россию из Беларуси водители обязаны получить учетные талоны в упомянутых пунктах, а при выезде - сдать их».

Изначально указ действовал до 1 июля 2016 года. Однако затем Президент РФ внес в него изменения. Он не только пролонгировал документ, но распространил правила ввоза грузов в Казахстан с Украины через Россию в отношении Киргизии. Также введен временный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки товаров, в отношении которых в России применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС, отличные от нуля, и товаров, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденный Правительством РФ.

При этом в случае обращения правительств Казахстана или Киргизии российский Кабинет министров может «разрешить автомобильные и железнодорожные перевозки отдельных вышеуказанных товаров при условии соблюдения порядка осуществления таких перевозок». Сейчас переговоры о снятии запрета ведутся на самых высоких уровнях.

Чтобы выйти из ситуации, Казахстан и Украина, а теперь и Киргизия вынуждены использовать для доставки товаров наземный путь, проходящий через каспийский регион. Он дороже, чем проезд по России, и ведет к удорожанию продукции, но это хоть какая-то возможность решить проблему транзита.

Отметим, что ее появление критики евразийской интеграции поспешили использовать как якобы пример несостоятельности Союза. Однако, уважая экономические интересы партнеров по интеграции, Россия в случае с санкциями в отношении нее не настаивала на коллективном ответе в рамках ЕАЭС. Как известно, это имело место в Евросоюзе, который обязал своих членов, даже тех, кто был не согласен с таким решением, поддержать принятые в отношении РФ меры.

Здесь необходимо признать, что изначально односторонним вводом продовольственного эмбарго Москва все-таки допустила просчет, так как пошла на этот шаг без предварительного проведения консультаций с партнерами по Союзу. Рассмотрением проблемы в формате всего ЕАЭС занялись уже постфактум. В ходе дискуссий стороны признали суверенные права каждого участника Союза на ответные санкции и решили выработать механизм, который позволит впредь избегать возникновения на границах проблем, вызванных вводом такого рода ограничений.

Оптимальной формой признан механизм прослеживаемости товаров. Он предполагает организацию взаимного обмена электронной информацией о всех грузах, ввозимых в ЕАЭС через его внешнюю границу. По мнению специалистов, это позволит импортерам избежать «утяжеления» таможенных процедур в отношении поставляемых товаров.

Их движение контрольные службы стран ЕАЭС смогут отслеживать по электронным базам непосредственно с момента пересечения внешней границы. Это снимет проблему выяснения страны происхождения продукции на внутренних границах Союза.

Как пояснили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на базе этого механизма будет разработана единая система прослеживаемости товаров внутри ЕАЭС. Ее внедрение позволит повысить эффективность налогового и фитосанитарного контроля. Ключевой момент принятого решения в том, что в условиях международной напряженности и экономического кризиса при решении проблемы, затронувшей их экономические интересы, страны ЕАЭС сумели найти устроивший всех компромисс. Это бесценный опыт, который будет использован в дальнейшем.

Напомним, что в рамках Союза создан единый рынок товаров. Он предполагает, что товары, выпущенные в одной из стран ЕАЭС, могут свободно перетекать в другие. Иногда по этому поводу возникают взаимные претензии, но в целом процесс работает. Как уже отмечалось, односторонние санкции могут стать причиной разногласий между партнерами. Именно это произошло, когда Россия решила защитить себя от ввоза оказавшихся под эмбарго товаров. Они стали поступать с территории стран Союза, где не запрещены.

В силу остроты вопрос обсуждался и Евразийским межправительственным советом, и президентами государств ЕАЭС. Все признали, что давать ответ на санкции – суверенное право каждой стороны, а основная задача партнеров – снизить риски попадания запрещенных товаров в страну, которая односторонне ввела в отношении них ограничения. Сегодня в такой ситуации оказалась Россия, завтра может быть кто-то другой.

В дальнейшем ограждать транзит и торговлю от запретов будут за счет прослеживаемости товаров. Она гарантирует выполнение антисанкций на основе документального контроля в электронной форме счетов-фактур. Теперь странам ЕАЭС следует оперативно разработать специальный универсальный механизм, который обеспечит налоговую, а затем и фитосанитарную «прозрачность» всех товаров, перемещаемых через внешнюю границу Союза. Решение о его создании главы правительств приняли на заседании ЕМП в Сочи. Стороны наметили подписать в этом году соответствующее соглашение, а в начале 2018 года запустить пилотный проект.

Максим ИСАЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 5 сентября 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog