Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Становление цифровой экономики в сфере транспорта и логистики в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и связано с повышением производительности систем.

В процессе ведения бизнеса, как правило, приходится учитывать множество факторов, от которых зависит принятие правильного решения, что становится весьма трудной задачей без применения специальных методов.

Топ-менеджеры по логистике компаний-производителей и ритейлеров рано или поздно сталкиваются с необходимостью подбора или замены логистического оператора.

Правительство РФ одобрило компенсацию налога, уплаченного гражданами иностранных государств в составе цены товара, вывезенного за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

/ Статьи

Союзы дружат друг против друга

В начале октября стало известно, что успешно завершились длившиеся десять лет переговоры о создании зоны свободной торговли — Транстихоокеанского партнерства (ТТП). При лидирующей роли США 12 государств войдут в состав нового объединения, которое должно стать крупнейшим в мире торговым союзом. Его уже окрестили крупнейшим антикитайским союзом.

Для мировой истории это событие, по мнению экспертов, не останется бесследным, так как оно фактически открывает новую эру передела мира, означающую завершение борьбы за рынки сбыта победой американских интересов. Внутри ТТП будут ликвидированы все таможенные пошлины. Страны союза будут тесно взаимодействовать в самых разных сферах: от защиты интеллектуальной собственности и санитарных норм до гуманитарных и культурных вопросов.

Созданием данного объединения США обезопасят свой внешний рынок сбыта от издержек, которые влечет членство во Всемирной торговой организации (ВТО), связанных с предоставлением преференций и для других ведущих игроков мировой политики, таких как Китай и Европейский союз (ЕС). При этом они получают в свое распоряжение все рычаги, необходимые для создания наиболее выгодных условий для собственных производителей.

Геополитические последствия этого шага весьма значимы. В состав TТП, штаб-квартира которого будет находиться в японской столице Токио, войдут Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили, Япония. На долю этих государств приходится до 40% мирового ВВП и более 25% оборота мировой торговли. Закладываемые в ТТП правила могут служить инструментом вытеснения экономик, не участвующих в данных интеграционных инициативах, из общей системы международной торговли и производства за счет преференций и преимуществ, предоставляемых участникам нового международного экономического объединения.

В российской столице без особой радости восприняли новость о подписании договора о ТТП, который подлежит ратификации национальными парламентами в присоединившихся к нему странах. Его называют одной из важнейших экономических инициатив президента США Барака Обамы. Текст документа согласовывался 5 лет. Некоторые аналитики даже начали говорить, что нынешний президент США уйдет с поста раньше, чем стороны договорятся. Однако все вышло так, как и хотел глава Белого дома.

В обход ВТО

Как поясняют эксперты, США предприняли успешную попытку в обход ВТО добиться преференций. Дело в том, что любая зона свободной торговли (ЗСТ) предусматривает их для своих членов, при этом правила ВТО на ее территорию не распространяются. В рамках нового объединения США получают новые льготные условия - договор предусматривает полную ликвидацию таможенных пошлин на 18 тыс. американских товаров. При этом будут существенно ущемлены торговые интересы Китая, для которого члены ТПП являются ведущими торговыми партнерами. На их долю приходится 35,3% его экспорта и 30,4% - импорта.

В этой ситуации на первый взгляд Россию ТТП пока не заденет, ведь почти весь ее экспорт в Азию — сырье, а самая важная статья несырьевого экспорта — продукция ВПК. Однако по большому счету все выглядит не столь радужно. Так как США не намерены отказываться от европейского вектора и в ближайшее время, вероятнее всего, смогут заключить Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство — соглашение о свободной торговли с ЕС. Россия, безусловно, останется за рамками этой системы. По мере роста подобных транснациональных зон свободной торговли число наших торговых партнеров будет неуклонно сокращаться.

На наших глазах фактически стартует новый виток выстраивания подчиненной интересам США глобальной системы, состоящей из крупных структур — зон свободной торговли, в которых доминирующее положение занимают Штаты. В Северной Америке — это организация НАФТА, в состав которой входят Мексика и Канада, ориентированные на американский рынок. Штаты в свое время предпринимали попытки построения зоны свободной торговли в Латинской Америке — проект ФТАА (АЛКА). Однако рост в регионе антиамериканских настроений не позволил проекту воплотиться на практике. В итоге был учрежден Союз южноамериканских наций (УНАСУР) — региональный блок без участия Штатов. На данный момент это самый крупный несостоявшийся проект США по выстраиванию системы торгово-территориального управления.

Участники ТТП будут жить по другим экономическим законами, станут еще активнее торговать между собой и постепенно перетягивать на себя азиатские производственные цепочки. Эксперты прогнозируют, что главный проигравший от создания ТТП, Китай, начнет активную контригру — в том числе за счет более тесной интеграции с Россией и ЕАЭС. Он собирается конкурировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) за те же ниши, что и участники ТТП, а потому будет вынужден подтягиваться под самые высокие стандарты.

Сейчас Пекин продвигает свой интеграционный проект для АТР — Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Он менее амбициозен в части либерализации, но, скорее всего, многие нормы ТТП будут перетекать во ВРЭП и национальные законодательства, как это было с нормами ВТО. В этой ситуации КНР придется как-то адаптироваться к новым правилам игры. Поэтому у российских несырьевых экспортеров играть против ТТП в союзе с Китаем, скорее всего, не получится. Значит, России, если она не хочет застыть в роли сырьевого придатка, уже сейчас следует приступить к серьезному изучению ТТП.

При этом нужно будет извлечь все уроки, которые нам преподал зарубежный бизнес в период нашего вступления в ВТО. Он, как известно, занял почти 20 лет. Даже этого времени нам не хватило, чтобы обеспечить для своего рынка максимальную защиту и войти в ВТО с минимальными потерями. Для России важно, чтобы стремительно развивающийся в АТР процесс формирования двусторонних и многосторонних преференциальных торговых договоренностей проходил в условиях максимальной прозрачности, чтобы всем были видны как плюсы, так и минусы действующих и создающихся соглашений.

В поисках своего места

Первый положительный опыт, полученный в рамках формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), позволяет России включиться в обсуждение многих вопросов. Площадкой для этого должно стать Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Сегодня этот форум, чей последний саммит проходил 18-19 ноября на Филиппинах, объединяет 21 государство. АТЭС создано для сотрудничества в области региональной торговли, облегчения и либерализации капиталовложений.

Его цель - повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Большинство стран АТЭС имеют береговую линию Тихого океана. Это одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин «участвующие экономики», а не страны-участники.

Напомним, что в 2006 году была озвучена идея о возможности создания к 2020 году единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ), которая благодаря инициативам Китая получила активное развитие в 2014 году. Предложения Пекина по формату АТЗСТ можно разделить на четыре основных блока: обмен информацией о процессах создания ЗСТ и региональных торговых соглашений (РТС) в регионе; наращивание потенциала экономик АТЭС; формирование рабочего плана по построению АТЗСТ; запуск исследования по оценке экономической целесообразности АТЗСТ.

В этом году началась работа по осуществлению коллективного стратегического исследования, которое до конца 2016 года должно дать оценку экономической целесообразности формирования АТЗСТ. Эксперты указывают, что «европейский» по своему составу ЕАЭС не воспринимается иностранными партнерами как возможный «путь» России к АТЗСТ. Сейчас в основных документах закреплены два главных направления - Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП).

Как отмечалось, Россия пока находится за бортом происходящих международных интеграционных экономических процессов. Чтобы не остаться лишь в рамках ЕАЭС, нашей стране нужно активизировать работу по вхождению в транснациональный объединительный процесс.

Алексей ШИТИКОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 9 декабря 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Модель трансформации транспортно-логистической системы при управлении активами железнодорожного транспорта

Становление цифровой экономики в сфере транспорта и логистики в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и связано с повышением производительности систем.

 16 сентября 2020 / Логистика

О практике применения метода анализа иерархий в логистике

В процессе ведения бизнеса, как правило, приходится учитывать множество факторов, от которых зависит принятие правильного решения, что становится весьма трудной задачей без применения специальных методов.

 8 сентября 2020 / Логистика

Как выбрать логистического оператора?

Топ-менеджеры по логистике компаний-производителей и ритейлеров рано или поздно сталкиваются с необходимостью подбора или замены логистического оператора.

 7 сентября 2020 / Логистика

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть II)

Сейчас все больше обсуждается идея создания если не единого, то крупного цифрового пространства, которое будет управлять отраслями народного хозяйства, малым, средним и крупным бизнесом, а также помогать им функционировать и развиваться.

 3 сентября 2020 / Логистика

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть I)

Известно, что логистика – это управление какими-либо объектами или процессами с наименьшими затратами. Также логистика подразумевает использование современных информационных и компьютерных технологий при экономических мониторинге, прогнозировании и анализе различных вариантов развития тех или иных процессов.

 1 сентября 2020 / Логистика

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog