Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сеть магазинов Carrefour в Италии сделала выбор в пользу нового парка низкоподъемных тележек STILL серии EXU с литий-ионной технологией: новые аккумуляторы, установленные на 66 машинах, можно заряжать в любом месте и в любое время, они экологичны и не требуют технического обслуживания.

Таможенные операции и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых с применением Карнетов АТА, наконец-то перейдут в электронное пространство. В связи с этим движение товаров через границу станет более прозрачным.

В России не будут в будущем году повышать акцизы на крепкий алкоголь. Их индексация на уровень инфляции предусмотрена лишь в 2020. Об этом сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он также сообщил, что министерство не поддерживает предложение отменить транспортный налог в пользу повышенного акциза на бензин.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении в России системы tax free, внесенный правительством РФ. Его принятие позволит гражданам иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз, возмещать суммы НДС, уплаченные при приобретении товара в организациях розничной торговли в России, при вывозе этих товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Работа по борьбе с распространением контрафактной продукции среди стран Евразийского экономического союза нуждается в единых правилах, заявил заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов.

Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Соответствующий документ опубликован в понедельник 11 сентября в электронной базе нижней палаты парламента.

/ Статьи

Союз теряет от «серых» схем

Несовершенство нормативной базы Таможенного союза (ТС), по мнению экспертов, создает широкие возможности для экономических преступлений - контрабанды, «серых» импортно-экспортных схем, незаконного вывода капитала и коррупции. Проблемы в ТС, констатируют аналитики, возникают из-за разных целей участников этого интеграционного объединения.

О размахе ущерба, который наносит экономике стран ТС применение «серых» схем, заговорили после обнародования минувшим летом Центробанком России информации о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов. Оказалось, что только за 2012 год через фирмы, зарегистрированные в Беларуси, из России вывели 15 млрд долларов, а через казахские компании - 10 млрд. Это уже сопоставимо с объемами увода средств из страны через офшоры.

Схема, которая используется в данном случае, достаточно проста: российской фирмой-«однодневкой» производится оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в нашу страну из Беларуси или Казахстана. В качестве подтверждения осуществления сделки представляется обычная товарно-транспортная накладная. При этом отследить факт поставки товара невозможно из-за отсутствия на внутренних границах ТС таможенного контроля.

Правда, в российское законодательство сразу же были внесены поправки, разрешающие банкам отказывать в платежах по подозрительным сделкам даже при наличии документов по ним. Однако критерии отмены сделок по такому основанию могут нанести ущерб и добросовестным российским компаниям, и добросовестным экспортерам, полагают эксперты.

Последние данные Центробанка свидетельствуют о том, что отток капитала из России продолжается: только за первую половину 2013 года за рубеж выведено более 38 млрд долларов. Сколько денег при этом ушло с помощью «серых» схем, специалистам еще предстоит выяснять. Как считают специалисты, если экспорт в Беларусь и Казахстан по-прежнему будет оформляться по ничего не значащим в таможенном отношении бумажкам, типа товарно-транспортных накладных, то не следует ожидать, что нынешняя тревожная ситуация изменится в лучшую сторону.

Точных данных нет

Эксперты приводят и другие примеры ухода от налогов и уплаты пошлин в рамках ТС. Среди них, например, ввоз в Беларусь беспошлинного табачного сырья. Произведенные из него сигареты потом отправляются в Россию, где продаются без уплаты каких-либо налогов и пошлин, часть из них также контрабандно вывозится в Европейский союз. Сейчас также активно растут поставки по сомнительным документам через казахстанскую границу огромных партий обуви и других товаров народного потребления из Китая. Все это также затем попадает на рынок Таможенного союза. При этом эксперты отмечают, что официальные данные поставок китайских товаров в Казахстан в три раза меньше показателей, зафиксированных казахской таможней.

Проблема в том, что на сегодня о взаимной торговле в рамках ТС нет достоверной и открытой статистики. На этот факт неоднократно обращали снимание в ФТС России. Ее руководители на самом высоком уровне поднимали вопрос о том, что имеющиеся статистические данные по взаимной торговле в рамках Таможенного союза не являются точными. Однако прогресса здесь пока не наблюдается. Тем временем данная бесконтрольность порождает коррупцию.

В условиях существующего в ТС правового вакуума, умело используя несовершенство нормативной базы Союза, нарушители легко избегают ответственности за свои деяния. Так, перенос в июле 2011 года с границ между Беларусью, Казахстаном и Россией таможенного контроля на внешний контур ТС, который осуществлялся для облегчения транспортировки грузов между тремя странами, на деле обернулся манной небесной для нечистых на руку предпринимателей.

Например, у Россельхознадзора не раз возникали сомнения по поводу поставок в РФ под видом белорусских товаров молока и мясной продукции из третьих стран. Классическим образцом «серого» экспорта специалисты называют использованную Минском схему вывоза за пределы ТС так называемых органических разбавителей и растворителей. По сути, это были полученные из России беспошлинно нефтепродукты, которые предназначались для внутреннего потребления в Беларуси. По разным оценкам, эта схема нанесла бюджету России ущерб на сумму от 1,5 до 2,5 млрд долларов. В свое время ее использование было предметов серьезного спора между двумя странами, в который были вовлечены даже их первые лица.

При этом эксперты уверены, что перечисленные и не упомянутые схемы контрабанды и ухода от уплаты налогов и пошлин в крупном размере вряд ли могли бы применяться без потворства властей стран - участниц Таможенного союза. Поэтому в последнее время в печати все чаще стало появляться утверждение, что данное интеграционное объединение постепенно превращается в «союз монополистов и контрабандистов».

Поспешили - насмешили

Складывающаяся во взаимной торговле в рамках ТС ситуация наглядно подтверждает правоту тех специалистов, которые в свое время утверждали, что снимать таможенные посты на границе между союзными государствами следует лишь после того, как будет подготовлена нормативная база, регулирующая работу ТС в полном объеме. У нас же получилось, что телегу поставили впереди лошади, теперь пожинаем весьма горькие плоды столь скороспешно проведенной интеграции.

Сегодня уже всем понятно, что хотя бы на уровне таможенных органов государств – членов ТС необходимо как можно быстрее создавать единую электронную базу данных о движении товаров на единую территорию ТС и за ее пределы. При этом нормативные акты ТС должны иметь приоритет над законодательством стран-участниц. В условиях существующего несовершенного правового поля и недостатков по проведению координации в рамках ТС противостоять имеющимся «серым» схемам очень сложно, а зачастую даже невозможно.

Одной из основных недоработок Таможенного союза эксперты считают отсутствие единого централизованного таможенного органа, в подчинении которого находились бы все расположенные по периметру внешних границ ТС пункты пропуска. На них могли бы работать россияне, казахи и белорусы, но действовать они должны по единым для всех правилам и технологиям. Известно, что вопрос о едином таможенном органе неоднократно выносился на обсуждение Евразийской экономической комиссии. Однако известно, что в Астане и Минске он неизменно вызывал болезненную реакцию. Чтобы заблокировать даже его обсуждение, наши партнеры неизменно ссылались на нормы своих национальных законодательств.

Кроме того, уверены аналитики, проблемы в Таможенном союзе возникают на почве разных целей его участников. Они утверждают, что Россия намерена создать на постсоветском пространстве мощное интеграционное объединение, в то время как Беларусь и Казахстан пользуются единым рынком для решения своих сиюминутных экономических проблем. Пока данная ситуация, которую в свое время наглядно и образно описал баснописец Иван Крылов, будет существовать, нам не стоит рассчитывать, что ТС станет мощным и эффективно работающим межгосударственным объединением.

В последнее время активно обсуждается вопрос увеличения числа его членов. О своей готовности войти в его состав фактически как о решенном факте говорят в Кыргыстане. О намерении вступить в него говорят в Армении, такую возможность не исключают и в ряде других государств на постсоветском пространстве. Однако при этом уже доподлинно известно, что ТС привлекает потенциальных участников именно тем, что в рамках данного объединения они смогут решить или частично переложить на партнеров свои внутренние проблемы.

При таком подходе ТС вряд ли стоит ожидать, что его ждет долгое и счастливое будущее. Правоту данного утверждения доказала печально известная судьба Советского Союза, где в последние годы его существования республики жили по принципу – каждый за себя, нам вершки, а Центру – корешки. В этой ситуации России должна быть ближе позиция мужика из русской народной сказки, однако создается впечатление, что нас все чаще хотят заставить играть роль медведя, который, как известно, неизменно проигрывал, хоты выполнял всю самую тяжелую работу.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 23 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Carrefour делает ставку на литий-ионную технологию STILL

Сеть магазинов Carrefour в Италии сделала выбор в пользу нового парка низкоподъемных тележек STILLВ серии EXU с литий-ионной технологией: новые аккумуляторы, установленные на 66 машинах, можно заряжать в любом месте и в любое время, они экологичны и не требуют технического обслуживания.

 21 сентября 2017 / Логистика

Процедуры станут прозрачнее

Таможенные операции и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых с применением Карнетов АТА, наконец-то перейдут в электронное пространство. В связи с этим движение товаров через границу станет более прозрачным.

 20 сентября 2017 / Таможня

Акциз как катализатор контрабанды

В России не будут в будущем году повышать акцизы на крепкий алкоголь. Их индексация на уровень инфляции предусмотрена лишь в 2020. Об этом сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он также сообщил, что министерство не поддерживает предложение отменить транспортный налог в пользу повышенного акциза на бензин.

 19 сентября 2017 / Таможня

Курсом на «зеленый сектор»

Автопроизводители, промышленные предприятия, уполномоченные экономические операторы и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отвечающие критериям низкого уровня риска, включены ФТС России в В«зеленый секторВ». Он формируется в рамках создания условий для развития ВЭД и благоприятного инвестиционного климата.

 18 сентября 2017 / Таможня

Судебная практика – подспорье для бизнеса

Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) проанализировало практику по привлечению участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) к административной ответственности за нарушения таможенных правил и валютного законодательства и рассмотрело оценку этой деятельности судебными инстанциями различных уровней.

 14 сентября 2017 / Таможня

Процедуры станут прозрачнее

Таможенные операции и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых с применением Карнетов АТА, наконец-то перейдут в электронное пространство. В связи с этим движение товаров через границу станет более прозрачным.

 20 сентября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Акциз как катализатор контрабанды

В России не будут в будущем году повышать акцизы на крепкий алкоголь. Их индексация на уровень инфляции предусмотрена лишь в 2020. Об этом сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он также сообщил, что министерство не поддерживает предложение отменить транспортный налог в пользу повышенного акциза на бензин.

 19 сентября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Курсом на «зеленый сектор»

Автопроизводители, промышленные предприятия, уполномоченные экономические операторы и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отвечающие критериям низкого уровня риска, включены ФТС России в В«зеленый секторВ». Он формируется в рамках создания условий для развития ВЭД и благоприятного инвестиционного климата.

 18 сентября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Судебная практика – подспорье для бизнеса

Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) проанализировало практику по привлечению участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) к административной ответственности за нарушения таможенных правил и валютного законодательства и рассмотрело оценку этой деятельности судебными инстанциями различных уровней.

 14 сентября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для таможни ЦЭДы не должны стать самоцелью

В комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, а также в проекте плана дополнительных мероприятий для включения в дорожную карту В«Совершенствование таможенного администрированияВ» есть раздел В«Совершенствование таможенного администрирования за счет концентрации декларирования товаров на таможенных постах - Центрах электронного декларирования (ЦЭД)В».

 12 сентября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog