Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Союз обзавелся «Белой книгой»

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала доклад «Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС», который эксперты сразу окрестили «Белой книгой». В нем приведены сведения об имеющихся на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) препятствиях, а также изложены планы по их устранению.

В докладе приведена выработанная ЕЭК совместно с государствами Союза терминология препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы на внутреннем рынке ЕАЭС. Под барьерами понимаются препятствия, не соответствующие союзному праву. Ограничения – это препятствия, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза. Изъятиями являются предусмотренные правом ЕАЭС исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Всего в «Белой книге» зафиксировано 60 согласованных всеми странами-участницами препятствий, существующих на внутренних рынках Союза. 17 из них – изъятия, 34 – ограничения, а оставшиеся 9 – барьеры. Недавно Совет ЕЭК принял решение о рассмотрении вопросов, связанных с согласованием препятствий из реестра, на каждом заседании, в результате чего их перечень будет постоянно обновляться.

В документе также содержится информация о методах и механизмах по ликвидации препятствий. Как пояснили в ЕЭК, основными станут планы мероприятий – «Дорожные карты» с установленными сроками устранения конкретных изъятий и ограничений каждой страной ЕАЭС. Первую «Дорожную карту» планируется представить на Евразийский межправительственный совет уже летом этого года.

В числе существующих барьеров в документе упоминается, например, отсутствие на веб-портале государственных закупок Министерства финансов Республики Армения необходимой информации о закупках, в том числе на русском языке. В связи с этим в Армении уже проводят работу по размещению информации по госзакупкам в объеме, установленном Договором о ЕАЭС.

Препятствия в сфере госзакупок зафиксированы и в России, где ограничен доступ поставщиков программного обеспечения других государств-членов. В ответ Правительство РФ разработало соответствующий законопроект, вступление которого в силу позволит разработчикам из стран Союза участвовать в процедурах закупок наравне с российскими компаниями.

К барьеру!

В «Белой книге» также отражена информация о работе над барьером, связанным с взиманием рентного налога в Республике Казахстан на экспорт угля в другие государства-члены. Комиссия признала этот налог эквивалентом экспортных пошлин, которые не должны применяться на внутреннем рынке ЕАЭС, и уведомила Казахстан о необходимости соблюдения права Союза.

Беларусь сейчас работает над устранением барьера в налоговой сфере – он связан с необходимостью отмены ставки НДС в размере 10% на реализацию произведенной в республике продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства. Отмена указанного налога предусмотрена правовым актом, который разрабатывается в Минске и начнет действовать с 1 июля 2017 года. Таким образом, условия налогообложения в Беларуси в этой сфере станут равными для всех резидентов государств-членов.

Ограничением признано отсутствие свободного доступа судов под флагом стран ЕАЭС к плаванию по внутренним водным путям России. Предполагается, что вопрос будет устранен с принятием Соглашения о судоходстве. В ЕЭК считают, что документ создаст институциональную основу, предоставляющую право доступа судам одних государств-членов на внутренние водные пути других государств-членов на более благоприятных условиях.

Среди прочего ограничением признано отсутствие единых правил и норм обеспечения карантина растений в Союзе, так как это приводит к ряду трудностей при торговле товарами, в частности овощами и фруктами. В отношении данного ограничения Коллегия ЕЭК одобрила проекты соответствующих документов. Ожидается, что к 1 июля 2017 года оно будет полностью устранено.

С 19 апреля 2017 года ликвидируется ограничение, связанное с отсутствием единой методологии расчета разрешенного уровня мер государственной поддержки сельского хозяйства, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю. Цель таких мер – поддержание цен производителей. Для устранения указанного ограничения Советом Комиссии принята методология расчета разрешенного уровня этих мер.

Как признают эксперты, упомянутая «Белая книга» стала первым примером, когда в единый перечень удалось свести все препятствия, имеющиеся на пути формирования единых рынков Евразийского экономического союза. Часть из них прямо нарушают нормы Союза. Всего таковых оказалось 9. Отметим, что в перечень препятствий вошли только те, вред от которых для общих рынков признали все страны Союза.

Начали справляться

О действенности подобного рода доклада говорит тот факт, что для снятия выявленных ограничений страны ЕАЭС уже заявили о готовности внести необходимые изменения в свои национальные законы. Эксперты отмечают, что больше других препятствий на пути ЕАЭС к общим рынкам создает Россия.

Правда, некоторые их них она уже устранила или устраняет. Так, в 2016 году она сняла ограничения в области доступа к госзакупкам для нужд гособоронзаказа. Также РФ обеспечила работникам из ЕАЭС доступ к медпомощи наравне со своими гражданами, соответствующий приказ Минздрава вступил в силу 2 января 2017 года. Не сидят сложа руки и другие страны ЕАЭС. Казахстан, например, ликвидировал фитосанитарный контроль на границе с Киргизией.

Отметим, что у трех стран Союза из пяти имеется более 40 препятствий для создания общих рынков: у РФ их 49, у Казахстана — 45, у Беларуси — 44. Как подсчитали в Центре интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), максимум выгоды в отношении к ВВП от их снятия получат Беларусь (плюс 2,8% ВВП) и Казахстан (плюс 0,7% ВВП), для РФ прирост составит 0,2% ВВП. Сейчас на торговлю между этими странами приходится 14,2% от общего объема торговли ЕАЭС (13,6% в 2015 году).

Как пояснила «Коммерсанту» член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян, «барьеры будут устраняться в рамках реализации полномочий ЕЭК по мониторингу и контролю соблюдения права Союза и решений Комиссии. Механизмом сокращения изъятий и ограничений должно стать формирование «Дорожных карт», где будут прописаны точные сроки устранения конкретных изъятий и ограничений каждой страной Союза. Пока готовится единая Карта — она должна быть представлена на утверждение премьер-министрам стран ЕАЭС весной-летом этого года».

В настоящее время Россия использует шесть из девяти перечисленных в «Белой книге» барьеров. Некоторые из них применяются несколькими странами как ограничение доступа к госзакупкам из-за отсутствия взаимного признания электронной цифровой подписи. Также РФ ограничивает доступ к госзакупкам программного обеспечения. Армения не публикует информацию о госзакупках на русском языке в достаточном объеме, Белоруссия не применяет пониженную ставку НДС для ряда ввозных сельхозтоваров (для них действует ставка в 20%), а Казахстан взимает рентный налог при вывозе угля.

Спросить у бизнеса

Как уже отмечалось, в «Белую книгу» ЕАЭС включены только те барьеры, вред которых для общих рынков признали все страны Союза, и по ним зачастую уже подготовлены проекты соответствующих изменений в законы. На деле таких препятствий больше. При этом знакомые с ситуацией изнутри эксперты признают, что «процесс согласований проблем шел с боем, но после принятия решения Коллегии стороны действительно, как правило, устраняют барьеры». При этом, по словам Карине Минасян, ежемесячно от бизнеса поступает около 20 новых обращений — по таможне, налогам, техническому регулированию, фитосанитарному и ветеринарному контролю.

Пока в списке изъятий остаются особые меры поддержки автопрома. Напомним, что в РФ и Беларуси действуют изъятия в тарифном регулировании, в РФ и Казахстане применяются утилизационные сборы, которые национальным производителям компенсируют. При этом данных препятствий в перечне нет. Также за РФ закреплено исключительное право экспорта газа в страны Союза, а за Беларусью — экспорт калийных удобрений.

В качестве изъятий обозначены и ссылки на национальное законодательство в техрегламентах Союза — из-за этого требования в отдельных странах различаются. При этом некоторые общие нормы не распространяются и на целые блоки транспортного регулирования. Однако и этот блок перечня постепенно сокращается.

Так, как уточнил «Коммерсантъ», в рамках Калининградской и Магаданской особых экономических зон РФ готовит процедуру создания свободной таможенной зоны для товаров Союза. Ее отсутствием был недоволен Минск. Это упущение стало одним из важных аргументов для Президента Беларуси Александра Лукашенко для того, чтобы отсрочить почти на полгода подписание Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.

Как следует из приведенного в докладе перечня, больше всего в нем ограничений – 34. Это не случайно, как отмечают эксперты, их сложнее всего устранять, поскольку на новое регулирование тех или иных норм должны согласиться все страны. В результате до сих пор не решен вопрос относительно уплаты вывозных пошлин (в основном на сырье) при экспорте из других стран Союза. На данный момент многостороннее соглашение в этой области еще только готовится. До сих пор отсутствует единая система контроля за соблюдением техрегламентов, национальных и международных стандартов в случае, если к ним присоединились не все страны ЕАЭС.

В агросекторе нет единых правил лабораторных исследований при ветконтроле. Из-за этого, в частности, в свое время разгорелся спор между РФ и Беларусью о доле сухого молока в молочной продукции, всполохи которого до сих пор периодически возникают. Еще 11 ограничений действуют в энергетике, где пока нет общих рынков и доступа к транспортным системам.

Впрочем, ожидается, что уже вскоре может быть введена единая методология расчета разрешенной господдержки в сельском хозяйстве — это снимет еще одно из имеющихся в рамках ЕАЭС ограничений. Судя по самой «Белой книге» и тому, что в нее не попало, в рамках ЕАЭС еще предстоит сделать очень многое, чтобы он стал подлинным экономическим союзом пяти равноправных государств, а не неким клубом, в котором каждый из записавшихся участвует только для того, чтобы решить свои проблемы и получить для себя максимальную выгоду, желательно за счет других партнеров и ничего не отдавая взамен.

Евгений КАЛИНИН

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 15 мая 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog