Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Союз не поднял бизнес в дорогу

Избыточное и навязчиво активное участие властей России, Казахстана и Беларуси в экономике своих государств является одной из главных причин того, что бизнес, решив «не менять шило на мыло», отказывается от миграции в рамках евразийского пространства. К такому выводу пришли эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР).

Они проанализировали интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который сейчас, кроме трех перечисленных стран, с недавних пор также входят Армения и Кыргыстан. Напомним, что на заре объединения многие аналитики прогнозировали начало процесса массового переезда компаний, прежде всего российских, в другие страны Союза с более мягкими налоговыми режимами и более комфортными условиями ведения бизнеса.

Однако, как показала последующая практика, в ожидаемом объеме этого не случилось. Как следует из ежегодного доклада ЕАБР о евразийской интеграции, надежды относительно значительной деловой миграции не оправдались, а идея о появлении внутри ЕАЭС конкуренции юрисдикций на данный момент все еще остается нереализованной.

В этой ситуации эксперты ЕАБР вынуждены с сожалением констатировать: компании из стран Союза отказываются менять юрисдикцию и свое место работы в поисках более низкой налоговой нагрузки. Как уже отмечалось, причиной этому стало активное участие властей в экономике. Напомним, что разговоры о возможном появлении «серьезной надежды» на рост конкуренции юрисдикций начались в 2011–2012 годах, когда Россия, Беларусь и Казахстан приступили к формированию первого межгосударственного объединения из республик СССР, ставших после его распада независимыми государствами, - Таможенного союза, который начал действовать в 2010 году.

Аналитики ожидали, что с его появлением компании начнут активно переезжать, например из России, где уровень налоговой нагрузки в 2008–2014 годах в среднем составлял 34% ВВП, в Казахстан - с нагрузкой в 14%. На первых порах эти прогнозы оправдывались. Так, в 2013 году в Казахстане было зарегистрировано 10,7 тыс. предприятий с российским капиталом.

Затем процесс замедлился и, как сообщили в российской Торгово-промышленной палате, в 2016 году число корпоративных мигрантов выросло незначительно — всего до 11 тыс. компаний, среди которых в основном представители малого бизнеса и импортеры. С другой стороны, они составляют третью часть иностранного бизнеса в Казахстане, где на данный момент зарегистрировано 33 тыс. зарубежных компаний. Судя по тому, как развиваются события, при нынешних условиях ведения бизнеса в странах ЕАЭС ждать кардинального изменения в сторону резкого изменения сложившейся пропорции в ближайшей перспективе не приходится.

«Конкуренции юрисдикций в Евразийском союзе пока не будет. Для стран — потенциальных «магнитов» бизнеса это минус. Для стран — потенциальных «доноров» это плюс: они не теряют базу налогообложения. В целом для ЕАЭС это минус: более высокий уровень мобильности компаний и капитала повысил бы общую эффективность интеграционного объединения и стимулировал бы страны бороться за бизнес, улучшая инвестиционный климат», — сообщил РБК директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров.

Оценивая ситуацию, эксперты ЕАБР в целом сделали правильные выводы, что косвенно подтвердили их коллеги из Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так, в их последнем докладе о состоянии конкуренции сообщалось, что в 2015 году в России доля государства в экономике, например, составила 70% — это вдвое больше, чем было в 2005 году. В ФАС считают, что рост роли монополий и вмешательства государства в процесс производства является признаком формирования в стране государственно-монополистического капитализма. Сегодня государство «берет на себя все больший объем организационно-хозяйственных функций», указывает антимонопольная служба.

По оценке ЕБРР, и в других странах Союза по этому показателю ситуация складывается не лучшим образом. В Беларуси доля участия государства в экономике составляет 70–75%, в Казахстане — порядка 60%. Общепринятый среднемировой показатель почти вдвое меньше, чем в ЕАЭС. Он колеблется в пределах 30–40%. Из этого следует, что в Союзе практически нет тех, кто может поменять прописку. Понятно, что компании с госучастием даже технически не могут себе этого позволить.

Из оставшихся 30% такой возможности также нет у компаний с четкой географической привязкой. Соответственно, относительной мобильностью обладают лишь представители малого и среднего бизнеса (МСП). Однако на их долю у нас, как показали результаты проведенных Российским экспортным центром (РЭЦ) исследований, приходится менее 1%. В зарубежных странах только в экспорте доля МСП может превышать 30%, не говоря уже об экономике в целом.

По мнению экспертов, ключевой проблемой евразийской интеграции, которая больше всего мешает конкуренции юрисдикций, является наличие в рамках Союза различного рода нетарифных барьеров. Сейчас на общем рынке пяти стран действуют более 450 таких препятствий, около 80% из них относятся к категории допустимых Договором о ЕАЭС. Это так называемые изъятия и ограничения. Остальные барьеры, подчеркивается в докладе ЕАБР, фактически не соответствуют нормам и правовому полю Союза.

Еще одна проблема — целевая и массовая ориентация бизнеса на работу с государством и госкомпаниями. Победа в конкурсах на госзакупки – заветная мечта отечественного бизнеса. Это объяснимо, поскольку в странах ЕАЭС их годовой объем достигает 270 млрд долларов, что сопоставимо с суммарным показателем экспорта (300 млрд долларов). При этом эксперты признают, что, хотя в рамках Союза общий рынок госзакупок существует, на практике он функционирует формально.

Дело в том, что до сих пор он остается малодоступным для иностранных компаний, и особенно для представителей малого и среднего бизнеса, если, конечно, у них нет определенного административного ресурса и чиновничьего покровительства. При наличии этих составляющих компании с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, как нередко бывало, получали госзаказы на сумму в десятки миллионов рублей.

Эксперты убеждены, что при формировании Таможенного союза создание условий для возникновения конкуренции юрисдикций изначально не было в числе приоритетных задач, ставка на нее не делалась. Аналитики расценивают это как показатель того, что ЕАЭС «работает не на полную мощность».

При этом нельзя говорить о том, что в рамках Союза ничего не делается для изменения статус-кво. Так, на прошедшем 28 апреля Совете Евразийской экономической комиссии обсуждался вопрос устранения барьеров и ограничений, препятствующих свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке ЕАЭС.

По результатам обсуждения решено продолжить работу по устранению трех из имеющихся препятствий. Одно из них - введение Беларусью в дополнение к требованиям техрегламентов ЕАЭС не предусмотренной Договором о Союзе обязательной процедуры санитарно-гигиенической экспертизы для пищевых продуктов, товаров для детей, парфюмерно-косметических средств, средств гигиены полости рта, строительного сырья и материалов, бытовой техники, автомобильных компонентов и других изделий.

Другой барьер действует в Казахстане. Речь идет о несоответствии праву ЕАЭС принятой там процедуры закупки за счет бюджетных средств лекарств, вакцин, иных иммунобиологических препаратов в рамках программы гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. При этих закупках предоставляются преференциальные условия участия в конкурсных процедурах национальным поставщикам. Как сообщила пресс-служба ЕЭК, представители Казахстана взяли на себя обязательства по ликвидации этого барьера к 1 июля 2017 года.

Ограничением также было признано отсутствие единых правил взимания обеспечительного платежа при реализации алкогольной продукции. Обеспечительный платеж применяется во всех странах - участницах Союза, за исключением Армении. При этом в России для иностранных поставщиков он выше, чем для отечественных, в Беларуси и Казахстане взимается только с иностранных продавцов, в Кыргызстане – лишь с поставщиков из стран ЕАЭС.

В ЕЭК считают, что это создает дискриминационные условия для экспортеров, и надеются, что в ближайшей перспективе общими усилиями перечисленные препятствия будут нивелированы.

Василий СМИРНОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 7 июня 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog