Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня перед населением планеты стоит проблема нехватки энергии. Для ее выработки в нужном количестве электростанции различных типов потребляют миллионы тонн полезных ископаемых, ежечасно выбрасывая углекислый газ, токсичные отходы, пары и другие вредные вещества, разрушающие атмосферу планеты Земля.

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) «Деловой России» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

Логистика лекарственных препаратов актуальна для всех организаций, деятельность которых связана с медициной, поскольку перевозка лекарств сложнее, чем перевозка габаритных или скоропортящихся грузов. И дело здесь не только в условиях перевозки, но и в законодательной базе.

Кабмин РФ утвердил создание трех особых экономических зон с общим объемом инвестиций резидентов более 35 миллиардов рублей.

Россельхознадзор снял запрет на ввоз из Китая живой рыбы, экзотических и декоративных животных, а также насекомых и рептилий. Запрет был введен 30 января на фоне распространения в КНР коронавируса COVID-19.

Согласно сообщению Северо-Западного следственного управления на транспорте СК России перекрыт канал утечки данных Федеральной таможенной службы РФ и возбуждены уголовные дела по нескольким статьям.

/ Статьи

Скоро категорировать будут иначе

Отраслевые приказы по категорированию участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) должны уйти в прошлое. Это может произойти после вступления в силу соответствующего нового приказа по этому поводу, который подготовлен Министерством финансов. В нем будет представлена обновленная методика по категорированию.

Проект документа недавно прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, в ходе которой был получен ряд замечаний. Как уточнили эксперты, некоторые из них носили принципиальный характер, некоторые – нет. Сейчас министерство вместе с ФТС России проводит работу по окончательному уточнению и согласованию всех положений текста.

Относительно проекта сообщается, что указанный правовой акт имеет «высокую степень регулирующего воздействия». После выхода данного документа будут утверждены:

- порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и формы его проведения, условия дифференцированного применения к указанным лицам мер по минимизации рисков;

- порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска;

- условия отнесения названных лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска;

- перечень критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции.

В окончательном варианте приказа должны быть определены и приняты единые универсальные критерии для категорирования всех участников ВЭД. Напомним, что о содержании документа и его предназначении на круглом столе «Оценка добросовестности организаций. Реформы и перспективы», который 25 октября 2019 года прошел в рамках Международного таможенного форума, рассказал заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Никита Золкин.

«В проекте приказа уточнены условия отнесения лиц к одной из трех категорий уровня риска. В документе также излагаются требования, по которым лицо исключается/включается в ту или иную категорию, - пояснил заместитель директора. - Если по определенным критериям лицо исключается в течение квартала, то при исправлении своих ошибок оно может быть включено обратно, не дожидаясь нового квартала.

Это касается только периода внутри квартала. Также предусмотрен определенный порядок проведения контроля за соблюдением критериев этими лицами».

Как уточнил Никита Золкин, у Минфина есть понимание, что «некие блокирующие критерии, касающиеся задолженности по уплате таможенных платежей, должны давать люфт добропорядочности, что нельзя наказывать за задолженность в 100–200 рублей. Соответственно, данный критерий должен учитывать некие нормы и пределы материальности. Должна быть определена некая сумма, в пределах которой такой блокирующий критерий работать не будет». При этом он отметил, что сейчас активно обсуждается возможность корректировки, исключения либо оставления критериев, которые касаются соотношения количественных показателей к общему количеству.

Это касается корректировок стоимости, количества дел об административных правонарушениях (АП) и корректировок по классификационному коду. Однако этот вопрос еще требует обсуждения. Представитель Минфина особо подчеркнул, что министерство пошло бизнесу навстречу, «сократив перечни офшорных зон, по которым есть определенные критерии, с перечня Минфина и перечня ЦБ только до перечня Министерства финансов».

Даешь новую методику

Судя по всему, в данном вопросе ведомство отводит себе роль некоего арбитра. Здесь следует уточнить, что на основании решения Пленума Верховного суда Министерство юстиции приняло определенные решения по некоторым приказам. В том числе это коснулось и документа относительно категорирования. Минюст решил и Минфин с этим согласен, что методика по проведению категорирования участников ВЭД «как была закрытой, так такой и останется». Данный аспект не подлежит обсуждению. Из этого следует, если компании хотят попадать в низкий уровень риска, то они должны соблюдать все критерии, поименованные в самом приказе, а не искать удобное для себя соотношение по методике. В этой связи Никита Золкин уточнил, что даже методики должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции, хотя они и являются нормативными актами с грифом «ДСП». В то же время, по предписанию Минюста, после вступления нового правового акта в силу все действующие приказы, касающиеся методики и собственно категорирования, должны быть отменены. В конечном итоге новый приказ будет актуальным не только для федеральных органов исполнительной власти, но и для участников ВЭД. Он позволит всем заинтересованным лицам «не прийти к общему знаменателю среднего уровня риска».

Как пояснили эксперты, к 2020 году планируется полностью перейти на автоматическое категорирование участников ВЭД. Отмечалось, что категорирование строится в системе управления рисками (СУР) ФТС России, которая по закрытым для участников ВЭД критериям относит их к одной из трех групп - высокого, среднего и низкого уровня риска, и в этой части изменений не предвидится. Они коснутся самой методики отнесения к той или иной категории.

Выступая на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге I Таможенно-логистическом форуме «Северо-Западные ворота России», заместитель начальника отдела координации и применения СУР центра оперативного мониторинга и управления рисками Службы организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Дмитрий Головко уточнил, что «существует два алгоритма определения уровня риска. Один из них в определенной степени завязан на вид деятельности организации – с учетом специфики разных отраслей критерии для производственных предприятий, автопроизводителей, импортеров рыбы и мяса и экспортеров собственной продукции могут отличаться.

Подходы бывают разные

Такими критериями оценки риска в рамках отраслевого подхода являются размер уставного капитала, стоимость чистых активов, основной вид деятельности, штатная численность, объемы внешнеэкономической деятельности. Решение об отнесении участника ВЭД к низкому уровню риска принимается на уровне ФТС России на основании заявления компании, причем делается это индивидуально.

Второй алгоритм – автоматический, он основан на чисто формальных признаках, тех, что использует в своем категорировании Федеральная налоговая служба. Проверка участников ВЭД на наличие блокирующих критериев, препятствующих отнесению к низкому уровню риска, осуществляется ежеквартально по всему массиву организаций. Такими блокирующими критериями являются, в частности, нахождение компании в стадии ликвидации или банкротства, неуплата платежей или штрафов, наличие вступившего в силу приговора суда по статье 194 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей)».

На указанном круглом столе заместитель начальника Управления контроля таможенных рисков ФТС России Александр Гуськов пояснил, что субъектно-ориентированная модель категорирования является неотъемлемой частью СУР, которая впервые получила нормативное закрепление в действующем Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Во многом именно поэтому в последнее время вопросы, связанные с категорированием, имеют такую публичность.

Как пояснил представитель ФТС России, главная цель отнесения участников ВЭД к одной из трех названных категорий – «это оптимизация распределения полномочий должностных лиц, их действий, а также облегчение условий работы добросовестным участникам ВЭД». Сейчас в ФТС России есть два базовых подхода: автоматизированное (автоматическое) и отраслевое категорирование.

Особенность первого – это автоматическое категорирование всех участников ВЭД по установленному порядку вне зависимости от сферы их деятельности, продолжительности работы в ней и т. д. Все происходит без учета субъективного фактора отдельно взятого инспектора, за счет использования математической модели.

Каждый участник ВЭД, подавший декларацию, получает соответствующую категорию и дифференциацию мер по минимизации рисков. Для автоматического категорирования используются 35 установленных критериев. Они являются публичными и установлены открытым приказом ФТС России. При желании с ними может ознакомиться любой участник ВЭД.

Блокировать могут не все

В последнее время относительно критериев постоянно ведется дискуссия. Блокирующими являются 6 критериев из 35. Их смысл в том, что несоответствие одному из них не позволяет категорировать участника ВЭД в низком уровне риска. Как уточнил Александр Гуськов, условно данные критерии можно разделить на несколько видов. Есть таможенные критерии. Сейчас по установленному порядку ФТС России ведет соответствующий перечень, реестр данных таких участников ВЭД. В случае если в отношении кого-либо из них невозможно провести таможенный контроль после выпуска, то данный критерий является блокирующим.

Есть два специфических таможенных критерия – задолженность по уплате таможенных платежей и по уплате штрафов, а также внешний критерий – нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации в период прекращения деятельности, что с точки зрения налоговой службы является высоким уровнем риска, как и наличие вступивших по закону в силу обвинительных приговоров суда по уголовному делу.

Остальные 29 из 35 критериев являются аналитическими показателями. Это критерии, которые оцениваются, исходя из деятельности участников ВЭД. Условно их можно разделить на положительные и отрицательные. К первым относится размер уставного капитала. Чем он крупнее, тем большую степень положительных баллов имеет участник ВЭД.

В вопросах категорирования ФТС России в рамках подписанного соглашения активно взаимодействует с Федеральной налоговой службой (ФНС). Она представляет свой реестр участников ВЭД, которые отнесены к низкой категории рисков. Данный фактор сильно влияет на положительную оценку. Например, отдельно оценивается размер уплаченных таможенных платежей. Этот показатель зачисляется в так называемый положительный фактор. Также оценивается длительность работы в сфере совершения таможенных операций, то есть срок осуществления ВЭД.

Отдельно Александр Гуськов сказал об экспортной ориентированности, то есть соотношении экспортных и импортных деклараций. Первые в целом учитывают те задачи, которые поставлены Правительством РФ по увеличению экспорта. ФТС России занимается этим вопросом. При категорировании также оценивается фактор упрощения этих процедур.

Следующую группу критериев можно условно отнести к отрицательным - это офшорные зоны. Данную работу ФТС России сейчас совершенствует, но сам факт наличия офшорной зоны все равно останется для службы как отрицательный критерий.

Специфический таможенный критерий – соотношение тех или иных нарушений или факторов, которые привели к изменению показателей декларирования. Это решение таможенных органов в отношении заявленных сведений. Оценивается как до, так и после. Сюда же относится привлечение к административной ответственности, возбуждение уголовных дел.

Каждому свой уровень

Александр Гуськов подчеркнул, что сами по себе, отдельно от других критерии не работают. Их рассматривают в совокупности, с учетом заложенной в автоматическом режиме математической модели. При этом на итоговый результат может повлиять каждый из факторов, даже если он не является определяющим. При этом прямое попадание в низкий уровень риска закрыть может только не соответствие любому из блокирующих критериев.

Обозначу два основных дополнительных условия отнесения к категории низкого уровня риска. Первое касается продолжительности деятельности, которая должна составлять не менее двух лет. Но для участников ВЭД, которые имеют, с точки зрения ФНС России, низкий уровень налогового риска, данный период сокращен до 6 месяцев.

Второе предполагает, что за анализируемый двухлетний период должно быть оформлено не менее 100 деклараций на товары (ДТ). Однако, с учетом поставленных Правительством РФ задач по развитию малого и среднего предпринимательства, для тех, кто включен в реестр малого и среднего бизнеса, данный критерий снижен до 85 ДТ, но при условии, что в совокупности в них будет включено не менее 100 различных товаров. Данные критерии введены для получения реквизитативной выборки. В этом случае массив анализируемых деклараций даст объективную оценку и реальный результат.

Как уточнил представитель ФТС России, сейчас под низкий уровень риска подпадают без малого 10 тыс. участников ВЭД. Это и крупные предприятия и микропредприятия. В целом на данную группу приходится 62% деклараций и 80% таможенных платежей. Еще 4 года назад таких было лишь 2 тыс. Важно, что более 5 тыс. участников ВЭД, которые сейчас внесены в низкий уровень риска, включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это 54% от общего количества участников ВЭД. Два последних года в данную категорию стабильно входили 5424 участника ВЭД. На средний уровень риска приходится основная масса участников ВЭД. Их количество достигает 95 тыс. К высокому уровню отнесены 10,5 тыс.

При этом очень важным является отраслевое категорирование. От автоматического оно отличается тем, что носит заявительный порядок, который подразумевает обращение участника ВЭД в службу для включения в приказ, согласно которому формируется соответствующая категория рисков. Результаты категорирования в отношении участника ВЭД фиксируются распоряжением руководителя ФТС России.

Минфин ответит за все

Александр Гуськов особо отметил, что главное условие низкого уровня риска и категорирования – это таможенный контроль после выпуска. Вся информация об участниках ВЭД по установленному порядку в дальнейшем находится в зоне видимости подразделения по таможенному контролю после выпуска. Сейчас нельзя не сказать, что в условиях действия нового Кодекса Союза уполномоченный экономический оператор (УЭО) автоматически относится к низкому уровню риска.

Однако это не имеет никакого отношения к категорированию, так как не предусматривает ни автоматический, ни отраслевой режим. По факту включения в реестр УЭО по нормам нового законодательства дается низкий уровень риска. По отраслевому категорированию – издается распоряжение, и до момента, пока таможня не выявит факты несоответствия критериям, участник ВЭД будет находиться в этой категории без отмены распоряжения.

По условиям действующего Федерального закона о таможенном регулировании полномочия на издание нового приказа по категорированию возложены на Минфин. Сейчас, как уже отмечалось, идет работа над проектом нового приказа о категорировании. Стоит задача оптимизировать все таможенные процедуры, что позволит сделать данную работу более тонкой и точной. Следующим шагом будет категорирование и дифференциация мер таможенного контроля с учетом товарной партии и характеристики участника ВЭД. В ближайшие годы категорирование должно стать элементом совокупной оценки товарной партии с точки зрения оценки как товарных рисков, так и субъектно-ориентированных рисков. Напомним, что в 2020 году таможенная служба намерена отказаться от категорирования участников ВЭД по отраслевому принципу и перейти только на автоматический алгоритм.

Евгений КАЛИНИН

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 15 января 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Анализ преимущества использования экологически чистого вида транспорта в системе НГПТ

Сегодня перед населением планеты стоит проблема нехватки энергии. Для ее выработки в нужном количестве электростанции различных типов потребляют миллионы тонн полезных ископаемых, ежечасно выбрасывая углекислый газ, токсичные отходы, пары и другие вредные вещества, разрушающие атмосферу планеты Земля.

 3 июня 2020 / Логистика

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня

Логистика в медицине: анализ и место смарт-контрактов в системе государственных закупок

Логистика лекарственных препаратов актуальна для всех организаций, деятельность которых связана с медициной, поскольку перевозка лекарств сложнее, чем перевозка габаритных или скоропортящихся грузов. И дело здесь не только в условиях перевозки, но и в законодательной базе.

 13 мая 2020 / Логистика

Применение технологий блокчейн и смарт-контракт в морских перевозках

В настоящее время технологии, в основе которых лежат информационные технологии блокчейн и смарт-контракт, находят все большее применение в управлении цепями поставок и в частности в транспортной логистике.

 30 апреля 2020 / Логистика

Контейнерные перевозки на евразийском пространстве. Барьеры развития

Россия как крупнейшая экономическая составляющая ЕАЭС практически в полной мере определяет структуру внешнеторговых грузопотоков. На данный момент 3/4 объемов импорта из КНР и более 90% экспорта в КНР принадлежит РФ.

 22 апреля 2020 / Логистика

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Проследят по документам и штрих-коду

Создание Единой системы маркировки средствами идентификации и прослеживаемости товаров сейчас рассматривается в нашей стране как одно из приоритетных направлений.

 16 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Кора остановила экспорт леса в Китай

Из-за ужесточения фитосанитарного контроля со стороны КНР экспорт круглого леса в Китай через пункты пропуска Дальневосточного федерального округа (ДФО) практически остановлен.

 12 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog