Международный бренд DPD, под которым работает компания АО «Армадилло Бизнес Посылка», знаком многим. Начав свою деятельность на рынке транспортно-экспедиционных услуг 25 лет назад, компания стала одним из признанных лидеров российского рынка экспресс-доставки посылок и грузов. Сегодня в гостях у журнала «ЛОГИСТИКА» люди,которые отвечали за становление и трансформацию бизнеса.
Это первые лица компании – Сергей Игоревич Круглов, президент DPD в России и странах СНГ, Николай Юрьевич Воинов, генеральный директор DPD в России с 2008 по 2013 г., и Андрей Валерьевич Майоров, генеральный директор компании в настоящее время.
– Сергей Игоревич, рады приветствовать вас в гостях у журнала «ЛОГИСТИКА»! Вы стояли у истоков создания компании DPD, начав работу в 1991 г. Как из рядового грузоперевозчика вам удалось вырасти в лидера в масштабах России? Сыграл ли роль развал советской экономики и сферы услуг? Какое значение имело то, что в период, когда все занимались всем, в бизнес пришел такой профессионал, как вы, с огромным опытом работы?
– Пожалуй, следует начать с централизованно планируемой советской экономики, когда существовали внешнеторговые организации, закупавшие товары для импорта, в том числе промышленное оборудование. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. организациям, эксплуатирующим данное оборудование, разрешили закупать технику самостоятельно. И эти закупки совсем не вписывались в существующую централизовано планируемую схему логистики. Первые закупки доезжали до Петербурга и ложились там мертвым грузом, поскольку под них не было предусмотрено вагонов. На этой волне и возникла компания «Армадилло», первыми заказами которой стали доставки нефтяного оборудования. Нам удавалось вытащить это оборудование из порта, погрузить на железную дорогу и отправить получателю. Собственно, с отправки крупногабаритного оборудования и начался тот путь, который со временем привел нас к посылочному бизнесу. А это значит, что с точки зрения технологий мы сделали колоссальный шаг. О том, как сегодня мы обрабатываем грузы, в 1990-е гг. можно было только мечтать.
Следующий этап развития был вполне логичным. Наши заказчики хотели, чтобы поставки оборудования в порт стали более регулярными. Для этого нужно было забирать импортное оборудование за границей и довозить до порта кораблями, что мы и стали делать. Как правило, в составе таких поставок всегда имелись небольшие дорогостоящие приборы, которые морем везти не всегда сохранно и эффективно. Поэтому следующим нашим шагом стала организация авиафрахта из-за границы и таможенное оформление грузов для наших клиентов. Груз из аэропорта мы перераспределяли между региональными авиалиниями, став их грузовыми агентами, и таким образом научились не только доставлять посылки в другие города России, но и довозить его непосредственно на площадку заказчика из аэропорта прибытия.
В 1997–1998 гг., когда мы уже умели хорошо доставлять грузы самолетами из Москвы в другие города, и берет начало посылочный бизнес компании. Мы стали продавать этот продукт на внутреннем рынке России и успешно возили сборные грузы по территории страны.
– Но у вас в то время не было собственных терминалов и вы работали в рамках существующих транспортных узлов?
– Да, это было чистое экспедирование грузов, авиафрахт. Мы покупали у авиалинии оптом провозные емкости и продавали в розницу отдельным отправителям, кроме того, предлагали дополнительные услуги: кому-то нужно было доупаковать груз, к некоторым посылкам предъявлялись особые требования к перевозке, учитывалось соседство грузов. Все эти вещи мы знали и хорошо делали. Тогда стало понятно, что авиафрахт может стать отдельным большим направлением развития компании и способен обеспечить стабильность доходов.
Отправки негабаритного тяжеловесного груза, которыми мы занимались изначально, в силу своей нерегулярности не могли нам это обеспечить. Я хочу отметить один важный момент – и, по моему мнению, это основа успеха, – начиная от проектов с негабаритными грузами и до сегодняшнего момента мы всегда имели репутацию надежных партнеров, людей слова, которые, если обещают, то делают. Компания никогда не бралась за те заказы, где не могла обеспечить качество или сохранность груза.
– Какие цели, которые вы ставили для себя и компании в ранний период деятельности, так и остались мечтами?
– 1990-е гг. – время, когда действительно все занимались всем. Помню, как мы организовывали авиационные чартеры, поскольку габаритный груз не всегда можно было поместить в багажный отсек пассажирского самолета. Приходилось даже «Руслан» фрахтовать. Мы тогда думали: хорошо бы самим стать грузовой авиалинией... Знаете, сегодня мы так высоко «летаем» на грузовиках, и есть профессионалы, которые великолепно управляют самолетами, что реализовывать эту мечту не нужно.
– Сергей Игоревич, в 1990–2000-е гг. были сегменты рынка, которые позволяли расти компании на 25–30% в год и даже больше. На ваш взгляд, сегодня такие сегменты есть?
– Безусловно, это онлайн-торговля. Наша компания была одной из первых, кто в этот сегмент зашел. Сейчас это направление выросло более чем на 50%, что во время кризиса особенно впечатляет. По моему мнению, это не предел, и потенциал у этого сегмента огромный.
– Как вы считаете, такой бурный рост сегмента В2С – это перераспределение потребителей сетей или все же рост потребления?
– На мой взгляд, это, конечно же, перераспределение. Вообще ритейл сегодня чувствует себя не лучшим образом. То, что раньше люди покупали в рознице, в нынешних условиях стараются купить в Интернете, предпочитая сэкономить. Многие приобретают более дешевые товары в Китае, например, в многочисленных магазинах на платформе AliExpress.
– Иными словами, ваша компания оказалась подготовленной для вхождения в этот сегмент?
– Здесь, если позволите, я загляну в 1998 г., и речь пойдет об одном большом проекте, который пришелся на время первого кризиса в России. Тогда на отечественный рынок пришла шведская почта для реализации проекта по доставке посылок автомобильным транспортом. В условиях резкого падения спроса им нужно было найти компанию, которая бы перевозила посылки качественно, недорого и, главное, надежно, потому что груз зачастую был дорогостоящим. Ситуация была немного сюрреалистичной: вокруг бушует первый большой кризис, предприятия разоряются, все в панике, а мы сидим и обсуждаем со шведами новые технологии доставки.
В итоге именно наша компания первой стала осуществлять регулярные автомобильные перевозки, причем машины мы всегда отправляли по графику, в отличие от ближайших конкурентов, которые работали по принципу накопления. Этот проект начался с направления Москва–Санкт-Петербург, потом добавились Нижний Новгород, Воронеж, и таким образом со шведскими партнерами мы дошли до Е катеринбурга: 10 городов, везде терминалы, IT, регулярная сеть маршрутов.
Мы постарались предварительно все просчитать и сделать правильно. К тому моменту, когда пошла первая машина, все технологии нами были прописаны, фактически мы взяли шведскую версию и адаптировали ее под российские условия. Начиная с 1998 г. мы уже работали со штрихкодами, на единой IT-системе, терминалы были оборудованы видеокамерами. Мы понимали, что это необходимо.
– Вы пользовались IT-системой, которую рекомендовала шведская сторона?
– IT-систему написали наши программисты, со временем она претерпела существенную модернизацию и сегодня действует на базе Oracle. Ей уже порядка 7 лет, и в ближайшее время ее, скорее всего, ждет новый апгрейд. Уровень проникновения IT-технологий невероятно высок, без них невозможно представить жизнь. Если в компании речь заходит о каком-либо проекте, все сразу начинают считать, сколько нужно будет IT, сколько расходов на IT и т. д. Сегодня из вспомогательных подразделений IT-департамент у нас перешел в разряд производственных.
– Сергей Игоревич, сейчас подрастает поколение пользователей смартфонов. Скажите, вы готовы к этому, есть ли у вас для них какие-то продукты, которые уже используются?
– Да, конечно, мы уже выпустили такие продукты, и не только мы как DPD в России. Здесь очень важно понимать, что мы часть большой системы – семьи DPDgroup. Поэтому мы всегда можем воспользоваться опытом коллег из других стран Европы. Все наши новые услуги разработаны в первую очередь для удобства клиента, а главный клиент в В2С – это получатель. Возьмем для примера наш сервис Predict, позволяющий получателю управлять условиями доставки. На каждом этапе перевозки мы присылаем SMS-уведомление о статусе заказа со ссылкой на страницу Predict, где покупатель может прямо со своего смартфона отслеживать заказ, изменять адрес, дату и время приезда курьера или перенаправлять отправление в ближайший пункт выдачи Pickup. В разработке сейчас находится мобильное приложение для устройств на iOS и Android.
Заказ мы забираем в интернет-магазине, а доставляем покупателю – частному лицу. Все эти сервисы помогают нам сделать процесс доставки более приятным и удобным для конечных клиентов, что в итоге повышает их лояльность к интернет-магазину в целом, и в следующий раз они выберут этот магазин и доставку DPD снова.
– Как Интернет может влиять на бизнес?
– Бизнес в ближайшие 5–10 лет очень сильно изменится, исчезнет огромная прослойка посредников между производителем и конечным потребителем. Интернет создаст единое информационное пространство, где все закупки можно будет осуществлять напрямую. Но здесь самый важный момент – это доверие. Согласитесь, не каждый будет заказывать в неизвестной фирме в Японии товар на круглую сумму из-за боязни потерять свои деньги.
А как это доверие в Интернете заработать? Давайте разберемся. Товар и в магазине, и в Интернете примерно одинаковый. Отличия – исключительно в логистике. У кого лучше доставка и маркетинг, кто сможет лучше продать и доставить товар финальному покупателю, тот и молодец. У него всегда будет самая большая перспектива и доверие покупателей. Я думаю, что в будущем конечный клиент будет покупать или у производителя, или у очень крупного оптовика, который будет объединять несколько производителей, а промежуточные звенья в виде посредников станут не нужны.
– Какие стратегические планы стоят перед компанией? Какой хотели бы ее видеть через 5, 10, 25 лет?
– Мы видим себя номером один на рынке экспресс-доставки с лучшим клиентским сервисом юридическим и физическим лицам, как в России, так и в странах СНГ. Традиционно мы находились в сегменте B2B, в сегмент B2C пришли 4 года назад, хорошо в нем закрепились и продолжим там работать. Развиваем направление доставки и в соседних странах – Казахстане, Белоруссии, Армении и Кыргызстане.
Справка о компании
DPD в России – один из лидеров российского рынка экспресс-доставки. Это порядка 700 отделений и пунктов выдачи посылок в России, подразделения в странах СНГ. DPD доставляет посылки и грузы по всей территории России, в Казахстан, Белоруссию, Кыргызстан, Армению и по всему миру. DPD в России входит в состав сети DPDgroup, принадлежащей международному холдингу GeoPost.
Анализируя европейские тренды, мы примерно представляем, что ждет российский рынок. Все больше популярностью пользуется доставка до пунктов выдачи, постоматов, и в этом сегменте мы будем продолжать развиваться. Сейчас большой интерес вызывает внутригородская логистика, например доставка в тот же день. Наши коллеги в Е вропе пробуют доставлять еду, замороженные и охлажденные продукты.
На наш взгляд, в будущем у получателя возрастет доверие к интернет-магазинам. Онлайн-магазину выгодно сразу получать деньги за товар, а не ждать возврата наложенного платежа, и здесь очень важно стимулировать этот процесс, предлагая скидки и бонусы, что многие уже начинают делать. Большую роль в этом процессе должна сыграть простая процедура возврата. Вполне закономерно, что со временем в нашей стране большинство покупок будет совершаться по предоплате, и тогда курьерским компаниям станут не нужны кассовые аппараты, сбор наличных и прочее, они будут просто возвращать те заказы, которые покупателю не подошли.
– Насколько вы приемлете такие технические новшества, как, например, доставка дронами?
– Совершенно нормально. Мир ускоряется, в Европе уже пробуют осуществлять доставку дронами, тестируют роботов. По данным компании MsKinsey, более 80% перевозок в будущем будут совершать автономные устройства. Если появится какая-то ниша у нас в России, те же дроны появятся достаточно быстро.
Давайте оглянемся назад. Как быстро перешагивали мы в 1990-е гг. ступеньки в развитии IT, причем связанные именно с высокими технологиями. И этот процесс никогда не останавливается, он только набирает обороты. Другое дело, что у нас возникают вопросы инфраструктуры, инвестиций, больших территорий. Я абсолютно уверен, что пройдет 5–10 лет, и в подъездах наших домов появятся автоматические терминалы, из которых можно будет забирать не только обычные посылки, но в том числе свежие продукты и еду. И мы будем готовы к этому будущему.
– На чем сейчас сосредоточены ваши усилия по работе в компании?
– Основная часть моего рабочего времени сосредоточена на развитии логистики в странах СНГ. В 2010 г. мы организовали компанию в Казахстане, уже 5 лет представлены в Белоруссии, с прошлого года – в Армении и Кыргызстане. С основанием Таможенного союза мы получили колоссальные возможности по расширению своего бизнеса. Начали поочередно открывать свои представительства в странах-участницах и организовывать регулярные рейсы автомобильной доставки внутри стран и за рубеж. За 6 лет внутри ТС мы перевезли около 6 млн посылок. Многие наши российские клиенты получили качественную логистическую поддержку при развитии их бизнеса в этих странах, в том числе многие крупные интернет-магазины.
– Вы известны как обладатель весьма своеобразного хобби – коллекционирование подстаканников – и даже составили их каталог-определитель. Поделитесь опытом, как при вашей занятости удается выделять время на столь скрупулезное занятие, как систематизация произведений искусства?
– Действительно, я собираю подстаканники. Некоторое время назад вышла моя книга – каталог-определитель «Подстаканники советские, российские, зарубежные», которую я писал 2 года. Моя коллекция составляет 2200 экземпляров. В 2015 г. она вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире! В этом году рекорд был опубликован в печатной версии книги. Всего в этой книге россиян с индивидуальными рекордами 64 человека, а я – 65-й. Это меньше, чем долларовых миллиардеров у нас в России, которых сейчас 77. На основе моей коллекции создан Музей подстаканников и принадлежностей для чаепития. В музее проводятся экскурсии-презентации, а один раз в месяц экскурсию провожу я лично.
– Сергей Игоревич, большое спасибо за интересную беседу!
Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"
 | 19 апреля 2017 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|