Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Торгово-сервисная сеть ЕвроАвто существует с 1994 г. Приоритетными направлениями являются продажа запчастей для иномарок, станций технического обслуживания и предоставление услуг по обслуживанию частных автомобилей и корпоративных автопарков. В ассортименте магазинов представлены все группы запасных частей, включая бывшие вупотреблении, что позволяет предложить решение под любой бюджет.

Общеизвестно, что у нас таможенная стоимость (ТС) экспортно-импортного товара фактически является налоговой базой. Ведь именно она лежит в основе исчисления размеров и сумм таможенных платежей (пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС), которые поступают в государственную казну от внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 10 октября на границе Казахстана с Киргизией усилен ветеринарный контроль. Усиление контроля введено в рамках борьбы с "серым" импортом.

Очередь из более 900 грузовых автомобилей стоит на границе Белоруссии с Литвой из-за работ по наладке программного обеспечения в литовских пунктах пропуска. Об этом сообщает Государственный пограничный комитет Белоруссии.

1 октября министр коммерции КНР Чжун Шань и министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина подписали совместное заявление об официальном завершении переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Евразийским экономическим союзом. Церемония подписания соглашения состоялась в китайском городе Ханчжоу.

/ Статьи

Россия в ВТО: итоги и перспективы переговорного процесса

Российская Федерация была принята в члены ВТО 16 декабря 2011 г. На переговоры о присоединении страны к этой организации было затрачено 18 лет (для сравнения - Китай вел переговоры 15 лет). В течение переходного периода и в дальнейшем нашей стране предстоит выполнять принятые на себя обязательства, а государству и бизнесу - адаптироваться к деятельности в рамках норм и правил этой международной торговой системы.

На повестку дня выдвигается комплекс правовых, организационных, финансовых и управленческих проблем, решение которых зависит от усилий органов исполнительной власти, бизнес-сообщества и таможенных органов.

В этих условиях остро встают вопросы, касающиеся, во-первых, практической реализации принятых страной обязательств как члена ВТО в контексте обеспечения благоприятных условий для отечественного бизнеса на внешних рынках и внутри страны; во-вторых, организации обучения предпринимателей, государственных служащих, студентов по правовой системе ВТО в целях разъяснения последствий присоединения, выгод и издержек, рисков и оценки возможных потерь, а также разработки мер по их минимизации; в-третьих, готовности России выступать активным переговорщиком и аналитиком проектов соглашений, предлагаемых в ВТО на современном этапе ее развития.

Если говорить об итогах переговорного процесса по вступлению России в ВТО, то целесообразно обратить внимание на некоторые из них.

Во-первых, в отличие от ГАТТ-47, когда страна могла выполнять его положения в той степени, в которой они не противоречили национальному законодательству, страна - участница ГАТТ-94/ВТО соглашается на безусловное выполнение всех многосторонних соглашений, составляющих правовую базу этой организации. Помимо обязательств о связывании тарифных ставок страна должна брать на себя обязательства в отношении сельскохозяйственных субсидий, торговли услугами, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Поэтому Россия адаптировала национальные законодательно-нормативные акты к требованиям Соглашений ВТО, и этот процесс не является завершенным. С принятием новых соглашений и/или их новой редакции потребуется дополнительная работа в этом направлении, но с учетом реализации национальных интересов.

Приведем пример практической деятельности в указанном направлении одной из стран - членов ВТО - Китая. Происшедшее после присоединения к ВТО (2001 г.) увеличение товарного импорта в Китай, обострение борьбы за китайские рынки сбыта обусловили усиление такой составляющей внешнеторговой политики как защита от недобросовестной конкуренции. В этой связи потребовалось дополнить и уточнить национальные нормативные акты по антидемпинговым и компенсационным мерам.

Примечательно, что «Положение Госсовета КНР об антидемпинге», «Положение Госсовета КНР о недотировании», «Положение Госсовета КНР о защитных мерах» состоят в среднем из 50 статей с, казалось бы, простыми и легкими для понимания формулировками, но за ними скрывается полная неопределенность по ряду вопросов, и исход решения любого вопроса зависит от трактовок статьи. С одной стороны, возможность интерпретировать эти статьи по-разному позволяет правительственным органам удовлетворять текущие политические и экономические потребности и нужды, а, с другой стороны, она же порождает неуверенность у иностранных партнеров.

Отметим, что антидемпинговые расследования инициируются в Китае только в том случае, когда заведомо невозможно избежать ущерба. Большинство таких расследований относится к продукции химической, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности. Чаще всего предприниматели не могут предоставить существенные доказательства причинения ущерба и ошибочно полагают, что решить проблему можно путем переговоров с иностранными партнерами.

Что касается расследований против субсидируемого экспорта и антидотаций, то они практически не применяются из-за сложности в их доказательстве, сборе фактов и данных. Если оценивать высказывания многочисленных китайских менеджеров, то пока применяется недостаточно мер против дискриминационных мер в торговле для защиты национальных производителей от убытков, связанных с открытием национальной экономики при вступлении в ВТО.

Во-вторых, во время переговоров к России предъявлялись завышенные требования в формате «ВТО+» со стороны некоторых партнеров. Одним из требований было присоединение к так называемым плюрилатеральным соглашениям пакета Уругвайского раунда (или соглашениям с ограниченным кругом участником), а именно: Соглашению о торговле гражданской авиатехникой (участие в этом Соглашении обязало бы российскую сторону обнулить импортную пошлину на гражданскую авиацию, что не могло бы по понятным причинам быть для страны приемлемо) и Соглашению о госзакупках. В итоге Россия не присоединилась ни к одному из этих Соглашений, но пришлось затратить определенное время для убеждения партнеров по переговорам, в частности, Евросоюз, о невозможности принятия их требований.

В-третьих, в переговорный период по присоединению России к ВТО обсуждались вопросы, имеющие системный характер, но в действительности не регулируемые правилами ГАТТ/ВТО. Среди них наиболее сложным был вопрос двойного ценообразования в РФ на энергоносители. Так, например, Евросоюз и США настойчиво предлагали довести российские цены на газ до уровня мировых. Дело в том,что цена на газ составляет 50-70% себестоимости удобрений и создает дополнительную конкурентоспособность российским производителям данного продукта. Российской стороне пришлось доказать на основе правил ГАТТ/ВТО, что низкие цены на этот энергоноситель не являются запрещенными субсидиями. По итогам переговоров в российских обязательствах прописана возможность продажи газа для частных потребителей по любым ценам, то есть Правительство РФ может продолжать субсидировать продажи газа физическим лицам и потребителям в социальной сфере.

Приведем пример, связанный с решением проблем ценообразования на товары, имеющие статус «государственных», «обеспечивающих национальную безопасность» и «социально значимых». Так, по соглашениям с ВТО Китай несколько ослабил позиции государственных посредников - субъектов ценообразования во внешней торговле: была ликвидирована государственная система осуществления экспортно-импортных операций по ряду товаров (натуральный каучук, резина, сталь и прокат). В то же время государственным экспортно-импортным компаниям оставлено право ведения внешней торговли зерновыми, нефтью и нефтепродуктами, удобрениями, хлопком и хлопковым волокном, табаком и сигаретами, сахаром, некоторыми видами растительных масел, вольфрамовыми рудами и концентратами, чаем, углем и коксом, шелком, серебром, сурьмой. На большинство из этих товаров, а также на медикаменты сохраняется государственное ценообразование. Оно распространяется также на соль, природный газ, тарифы на коммунальные услуги, плату за жилье и воду для орошения, оплату почтовых услуг.

В-четвертых, много усилий было затрачено в рамках переговорного процесса на решение вопросов, связанных с импортными пошлинами, осложненных и таким фактором как национальный аспект определения приемлемого для всех уровня тарифной защиты. В ряде случаев внутренние мотивы и противоречия были не менее сложными для преодоления, чем внешние партнерские требования о максимальном снижении импортных таможенных пошлин.

По итогам переговоров российская сторона взяла на себя следующие тарифные обязательства (представлены в Таблице 1).

Россия в ВТО

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2 - 3 года, а по наиболее чувствительным товарам - 5 - 7 лет.

[Источник: Портанский, А.П. Россия становится полноправным участником мировой торговли // А.П.Портанский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 4. - С. 54].

Рассмотрим практику Китая в области формирования импортного тарифа. До присоединения этой страны к ВТО импортный тариф КНР подразделялся на две категории пошлин - общие и преференциальные. Общий тариф применялся для импортных товаров из стран, с которыми КНР не заключала соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Преференциальный тариф использовался при ввозе товаров из стран, с которыми такие соглашения были подписаны. В 2002 г. была проведена реформа таможенного тарифа. Теперь в нем выделяют четыре вида импортных пошлин:

- таможенные пошлины для стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования;

- таможенные пошлины для стран, с которыми заключены региональные или двусторонние соглашения о свободной торговле. Ставки таких пошлин более льготные, чем при использовании режима наибольшего благоприятствования, и, кроме того, они снижаются в упреждающем порядке по сравнению с либерализацией импорта из других стран -членов ВТО;

- особые преференциальные таможенные пошлины для стран, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Речь идет в основном о наименее развитых странах Африки и Азии. При этом для большинства товарных позиций действуют нулевые пошлины;

- общие таможенные пошлины. Они касаются импорта из стран, на которые не распространяется действие режима наибольшего благоприятствования, специальных соглашений и договоренностей.

Средняя ставка импортного тарифа КНР составляет сегодня 9,8%. По этому показателю Китай классифицируется как член ВТО с низкими тарифами. Средний уровень таможенных пошлин на промышленные товары снизился с 14,8% в 2001 г. до 8,9% в 2009 г. На сельскохозяйственную продукцию за это же время уровень пошлин снизился с 22,3% до 15,2% [Источник: Мозиас, П. М., Яковлева, В. В. Внешнеторговая политика Китая после присоединения к ВТО / П. М. Мозиас, В. В. Яковлева // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 12.- С. 64 - 65].

В китайской практике используются и временные импортные пошлины, которые устанавливаются на относительно высоком уровне для защиты национальных производств, пока недостаточно конкурентоспособных по сравнению с зарубежными поставщиками. Пониженные импортные тарифы устанавливаются на такие товары как высокотехнологичное оборудование и комплектующие к нему, природные энергетические ресурсы, сельскохозяйственная техника и т.п.

Что касается перспектив России по снижению до финального уровня импортных пошлин, то по истечении переходного периода, в оценках экспертов, около половины всех ставок останется на уровне не ниже ныне действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза Россия -Беларусь - Казахстан, а около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

Вступление России в ВТО означает, что закончен этап организационного вхождения в эту организацию, но начался этап, когда национальная экономика начинает реально функционировать в достаточно сложных и дисциплинирующих предпринимателей условиях соблюдения взятых на себя обязательств. А это требует напряженной, высокопрофессиональной реакции на кратко-, средне- и долгосрочные вызовы со стороны мировой торговой системы.

Правительство РФ определило основные направления, по которым требуется выработка мер, защищающих национальных производителей и потребителей и, в то же время, соответствующих нормам и правилам ВТО. Среди них: меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные и др.); использование механизма государственного заказа; применение не-запрещенных ВТО субсидий; налоговая политика; меры по улучшению доступа на внешние рынки др.

Еще раз обратимся к опыту Китая, который демонстрирует эффективную внутреннюю и внешнюю политику по претворению в жизнь программы либерализационных мероприятий, предусмотренных соглашениями с ВТО в направлении расширения внешней открытости в таких областях как торговля товарами, торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности, обеспечение транспарентности, унификация таможенных и налоговых норм. Современная внешнеторговая политика Китая - это не только адаптация к нормам ВТО, но и использование таких форм, методов и инструментов, которые позволяют компенсировать «провалы» Дохийского раунда ВТО. Среди них значимое место занимают:

- заключение двусторонних и региональных торговых договоров о либерализации взаимной торговли (Чили, Пакистан, Новая Зеландия, Сингапур);

- соглашение о поэтапном создании зоны свободной торговли Китай - АСЕАН;

- соглашения «о более тесном торгово-экономическом сотрудничестве» с Сянганом и Аоменем.

Китай использует элементы внешнеторгового протекционизма как составную часть промышленной политики, направленной на решение задач импортозамещения по той или иной группе товаров.

Изменения во внешнеторговой политике Китая происходят и в зависимости от того, на какой стадии макроэкономического цикла находится китайское хозяйство - идет ли речь об инфляционном «перегреве» или же о дефляционном замедлении экономического роста.

Будучи членом ВТО, Китаем применяются количественные ограничения импорта. Например, в отношении ряда категорий сельскохозяйственной продукции используется тарифное квотирование (импорт в рамках квоты облагается пониженными пошлинами, а за рамками квоты - по более высоким ставкам (пшеница, кукуруза, рис, сахар, овечья шерсть, хлопок и др.). По-прежнему Китай относится к странам, практикующим ограничение экспорта определенных товаров (в основном, сырьевых) посредством установления экспортных таможенных тарифов и экспортных квот. Кроме этого, практически в 2,5 раза расширилась номенклатура товаров, подпадающих под экспортные таможенные пошлины.

Что касается перспектив переговорных процессов России как члена ВТО, то имеет смысл остановиться на двух, в контексте постановки, проблемах, на наш взгляд, наиболее актуальных.

Российские переговорщики становятся активными участниками обсуждения Проекта Соглашения о мерах по упрощению процедур в торговле, которое направлено на уточнение, развитие и улучшение положений таких статей ГАТТ-94 как:

- статья V - Свобода транзита;

- статья VIII - Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом;

- статья X - Публикация и транспарентность торговых законов и нормативных актов.

Переговоры по упрощению процедур в торговле, в отличие от переговоров по снижению барьеров в торговле (цель - обмен уступками и обязательствами), направлены на подготовку общего, обязывающего всех соглашения о правилах, которые должны упрощать процедуры по перемещению товаров и услуг во внешней торговле стран членов ВТО.

Участие России в обсуждении уже одиннадцатой редакции Проекта соглашения означает: необходимость анализа этого документа с точки зрения реализации интересов нашей страны; готовность к правовой корректировке отдельных законодательных актов на федеральном и региональном уров-нях;разработкуадекватныхорганизационно-управленческих решений по реализации данного Соглашения.

Основные положения Проекта Соглашения о мерах по упрощению процедур в торговле и предполагаемые адаптационные меры представлены в Таблице 2.

положения соглашения о мерах вто

обязательства перед вто

[Источник: Дюмулен И.И. Упрощение процедур в международной торговле - перспективное направление торговых переговоров в рамках ВТО в 2012 году: интересы России / И.И.Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 4. - С. 4 - 5, 7-8, 11].

Есть еще один аспект переговорных процессов, который потребует пристального внимания. Речь идет о том, что вступление страны в ВТО поставило на повестку дня ряд вопросов, связанных с функционированием Таможенного союза Россия - Беларусь - Казахстан. Уникальность ситуации состоит в том, что один из членов союза - член ВТО, поэтому принятые в рамках международной торговой организации обязательства одной страной распространяются на всех членов Таможенного союза, о чем в рамках последнего был подписан соответствующий документ. Россия будет нести ответственность за действия Таможенного союза. Если со стороны Беларуси и Казахстана проявятся какие-либо нарушения, то меры ВТО будут применяться в отношении РФ.

Кроме того, все страны - члены Таможенного союза часть государственных полномочий в сфере торговой политики делегировали на наднациональный уровень: созданы посты комиссаров в рамках Евразийской экономической комиссии. Это - абсолютно новая реальность, которая усложняет переговорные процессы и требует выработки умений адаптировать национальные, наднациональные и международные интересы к требованиям правил и норм ВТО к реализации внешнеэкономической политики каждой страны -члена Таможенного союза и Таможенного союза в целом.

Таким образом, итоги и перспективы переговорного процесса Россия - ВТО свидетельствуют о том, что предстоит постоянная, многоуровневая и разносторонняя работа по реализации принятых страной обязательств, дальнейшему совершенствованию таможенного дела и адаптации российского законодательства по результатам многосторонних торговых переговоров в отношении упрощения процедур в торговле, определения концепции участия РФ в ВТО на основе максимально эффективного использования накопленного опыта другими странами-членами ВТО.

Т. Е. Кочергина, профессор кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, д.э.н., профессор

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 28 ноября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Компания ЕвроАвто выбирает для своей работы терминал сбора данных Datalogic Skorpio ХЗ

Торгово-сервисная сеть ЕвроАвто существует с 1994 г. Приоритетными направлениями являются продажа запчастей для иномарок, станций технического обслуживания и предоставление услуг по обслуживанию частных автомобилей и корпоративных автопарков. В ассортименте магазинов представлены все группы запасных частей, включая бывшие вупотреблении, что позволяет предложить решение под любой бюджет.

 18 октября 2017 / Логистика

Вместо корректировки - отказные письма

Общеизвестно, что у насВ таможенная стоимость (ТС)В экспортно-импортного товара фактически является налоговой базой. Ведь именно она лежит в основе исчисления размеров и суммВ таможенных платежейВ (пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС), которые поступают в государственную казну отВ внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

 17 октября 2017 / Таможня

Решат после обсуждения

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 12 октября 2017 / Таможня

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия В«Промышленная сборка транспортных средствВ» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

 11 октября 2017 / Таможня

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

 10 октября 2017 / Таможня

Вместо корректировки - отказные письма

Общеизвестно, что у насВ таможенная стоимость (ТС)В экспортно-импортного товара фактически является налоговой базой. Ведь именно она лежит в основе исчисления размеров и суммВ таможенных платежейВ (пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС), которые поступают в государственную казну отВ внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

 17 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Решат после обсуждения

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 12 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия В«Промышленная сборка транспортных средствВ» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

 11 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

 10 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Валютное регулирование подправят

Министерство финансов России предложило распространить нормы законодательства, касающиеся невозврата валюты, к операциям, которые не предусматривают ввоза товаров на территорию РФ. Соответствующий проект поправок в закон В«О валютном регулировании и валютном контролеВ» опубликован на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.

 9 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog