
Ежегодно, в течение последних 8 лет, Координационный совет по логистике и МАДИ проводят исследование, посвященное оценке текущего состояния и прогнозам развития логистики в России. Методы исследования включают анкетирование производственных, торговых и логистических компаний, анализ статистических данных, экспертную оценку, а также разработку рекомендаций по повышению эффективности логистических процессов.
Исследование традиционно проводится с начала декабря по конец января, что позволяет подвести итоги предыдущего года и оценить планы развития компаний на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
В этом году подготовлено 15 вопросов, позволяющих проанализировать ретроспективу и оценить планы развития компаний. в исследовании приняли участие более 200 компаний из следующих отраслей: машиностроение; энергетика и нефтегазовая отрасль; электроника и телекоммуникации; товары народного потребления/FMCG; 3PL, транспортировка, экспедиция, таможня; продукты питания; медицина/фармацевтика; розничная торговля.

Первый вопрос исследования: «Какие основные логистические задачи были решены компанией в 2014 году?»
Результат анализа ответов респондентов показывает, что большинство компаний считает оптимизацию затрат приоритетной задачей. Вторая ключевая задача — повышение уровня логистического обслуживания клиентов по основным параметрам: точности, своевременности, надежности и устойчивости.
В 2013 году результаты анализа ответов на аналогичный вопрос показали, что большинство компаний сосредоточились на создании собственной логистической инфраструктуры (складов, РЦ, формировании автопарков), а оптимизация затрат занимала второе место.
Традиционным вопросом исследования является изменение в штатной численности персонала, занятого в логистике. в 2014 году у 57% респондентов штат сотрудников увеличивался. однако у оставшихся 43% респондентов произошло значительное сокращение штатной численности. Так, до 20% персонала было сокращено у 60% респондентов. У пятой части респондентов сократилось от 20 до 40% персонала, еще у одной пятой — от 40 до 60%. в 2013 году сокращение персонала компаний-респондентов было существенно меньшим. При этом сокращения 2014 года коснулись не только операционных сотрудников, но и целых подразделений, во главе с руководителями.
Несмотря на снижение в 2014 году макроэкономических показателей, большинство компаний-респондентов зафиксировало увеличение объема товарного потока. структура изменений представлена на рис. 4.

Но не стоит переносить результаты исследования на ситуацию во всем российском бизнесе. Так, изменения в товаропотоке одного из ТОП-5 крупнейших российских предприятий существенно превышают совокупное изменение объемов большей части компаний-респондентов.
Большинство компаний-респондентов с оптимизмом смотрит на ближайшую и среднесрочную перспективу и планирует значительно увеличить объем товарного потока в течение 1 -2 лет. Многие компании рассматривают кризисные факторы в экономике как возможность увеличения доли присутствия на рынке за счет повышения конкурентных преимуществ и ослабления других предприятий отрасли. Структура планируемых изменений представлена на рис. 5.
49% респондентов отметили, что в 2014 году удалось сократить затраты на логистику, что коррелирует с ответом на первый вопрос о приоритетности решенных задач.
Проведенный анализ логистических затрат в стоимости продукции показал, что у 38% респондентов величина данных затрат находится на уровне 10%.

Согласно исследованию, 55% респондентов указали, что наибольшие затраты в логистической системе занимает транспортное обеспечение, более 59% респондентов указали, что наименьшие затраты относятся к таможенному оформлению. Второе место по величине затрат одновременно занимают склад, управление закупками и запасами.
Большая часть респондентов отметила, что в 2015 году будут увеличивать объем использования услуг логистических операторов или начнут пользоваться такими услугами.

Однако большинство респондентов также отметили, что к настоящему времени возникли проблемы, которые препятствуют эффективной работе с логистическими операторами. К таким проблемам участники исследования отнесли:
■ недостаточно высокое качество оказываемых услуг, в том числе задержки и срывы в оказании услуг, отсутствие своевременной обратной связи, неоперативная реакция на запросы, низкий уровень использования систем контроля грузопотоков.
■ отсутствие гибкости в формировании предложений для компаний с нестандартными грузами.
■ отсутствие специальных экономически эффективных решений доставки мелких партий в сетевые магазины.
■ низкое качество логистической инфраструктуры в большинстве регионов России и, как следствие, невозможность обеспечения единого уровня качества по всей цепи поставок.
■ низкая прозрачность ценообразования.
Значительная часть респондентов (см. рис. 9) выделяет инновационные решения и технологии в логистике как приоритетное направление в развитии компании. При этом большая часть респондентов планирует сосредоточиться на внедрении систем управления, позволяющих автоматизировать проессы, снижая как трудоемкость, так и риск человеческой ошибки. Кроме того, многие компании намереваются повысить эффективность работы своих складских подразделений за счет более прогрессивных технологий, позволяющих увеличить плотность хранения, одновременно с повышением скорости и точности выполнения операций. В транспортном обеспечении большинство компаний планирует внедрить технологии, позволяющие контролировать и в режиме реального времени управлять перемещением транспорта с учетом условий многофакторности задач.

В качестве основной задачи на ближайшие два года большинство компаний (39% респондентов) ставит повышение уровня логистического обслуживания клиентов. 25% респондентов планируют сосредоточить свои усилия на оптимизации затрат.
В качестве способов оптимизации логистических процессов, в том числе связанных с повышением уровня обслуживания клиентов, компании-респонденты отметили:
■ внедрение методов,технологий и концепций: кайдзен, теории ограничений, бережливого производства, шесть сигм, 5s и др.;
■ внедрение автоматизированных систем контроля уровня затрат;
■ автоматизацию логистических процессов, внедрение электронного документооборота и повышение эффективности информационного обмена между подразделениями;
■ бенчмаркинг.
Участники исследования отметили, что в последние годы также определены устойчивые тенденции в развитии логистики, которые существенно повлияли на эффективность процессов, и продолжат оказывать влияние в будущем. К таким тенденциям компании-респонденты отнесли:
■ автоматизацию складской деятельности и внедрение различных систем управления;
■ повышение качества работы PL-провайдеров;
■ оптимизацию затрат по всей цепочке поставок;
■ рост складских площадей и предлагаемых в этой сфере услуг;
■ более высокий уровень специализации логистических операторов;
■ укрупнение и расширение логистических услуг.
К менее заметным, но тем не менее важным тенденциям участники исследования отнесли:
■ интеграцию традиционного и электронного каналов продаж;
■ внедрение новых KPI (ключевых показателей эффективности) для лучшего повседневного контроля;
■ повышение роли подразделений логистики в принятии управленческих решений;
■ высокую конкуренцию у перевозчиков;
■ внедрение новых IT-решений.
По результатам опроса компаний, принимавших участие в исследовании, и экспертов определены основные проблемы, оказывающие влияние на уровень эффективности логистических процессов в России. К ним относятся:
■ нестабильная макроэкономическая ситуация в стране;
■ бюрократизация и сложность взаимодействия участников логистических процессов с госорганами;
■ недостаточно развитая логистическая инфраструктура;
■ низкий уровень образования в сфере логистики и компетенций персонала;
■ высокая стоимость заемных средств;
■ низкий уровень интеграции участников цепи поставок;
■ низкий уровень использования электронного документооборота;
■ низкий уровень клиентоориентированности;
■ отсутствие общепринятых стандартов логистических процессов.
Ежегодно, подводя итоги исследования, группа экспертов формирует 5 основных рекомендаций, которым можно будет следовать в ближайшее время. В этом году к числу таких рекомендаций отнесены:
■ Фокусирование на формировании профессиональных компетенций специалистов, задействованных в логистических процессах, и мотивации на постоянное улучшение деятельности.
■ Внедрение автоматизированных систем оперативной диагностики логистических систем.
■ Улучшение качества данных по характеристикам материальных потоков.
■ Синхронизация процессов в цепи поставок и между подразделениями компании.
■ Развитие сотрудничества и кооперации между производственными, торговыми и логистическими компаниями в цепи поставок.
Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"
 | 17 февраля 2016 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|