Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Для различных участков работы и процессов на складе можно найти разные способы перевода операций в более экономичный режим.

Компания внедрит единую автоматизированную систему прогнозирования и пополнения для всех форматов магазинов, товарных категорий и распределительных центров с помощью решения Relex Solutions.

Уходящий 2020-й г. отметился нестабильной обстановкой и новыми вызовами. Это заставило всех нас изменить свою картину мира и взглянуть на привычные вещи по-другому.

С 15 декабря 2020 года Омский таможенный пост утрачивает компетенцию по осуществлению электронного декларирования товаров.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о создании портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) и Каспийского кластера в Астраханской области.

3 ноября на заседании сенаторы одобрили закон, направленный на создание в России национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ), ввезенных из-за рубежа.

/ Статьи

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

В нынешних условиях такой алгоритм действий приобретает новое звучание и актуальность. Современные тенденции в таможенном деле таковы, что осуществляется поиск правовых и организационных основ для создания механизма обязательного досудебного урегулирования споров в области таможенных правоотношений.

Это означает, что если сейчас лицо, чьи права нарушены, вправе не обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов в вышестоящий таможенный орган, а обратиться непосредственно в суд, арбитражный суд, то в дальнейшем ему нужно будет пройти по цепочке: подать жалобу в вышестоящий таможенный орган – дождаться решения – в случае отказа в удовлетворении жалобы подумать о судебных перспективах.

Хорошо это или плохо? Ведь, согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК РФ) 1993 года, ведомственное обжалование было обязательной стадией перед обращением в суды. Однако впоследствии законодатель отказался от обращения в вышестоящий таможенный орган как от обязательного досудебного этапа, оставив его в статусе альтернативного.

Попробуем разобраться в нюансах, не навязывая своего мнения. Во-первых, обязательный досудебный порядок никоим образом не нарушает положения Конституции России в части гарантий права на судебную защиту прав и свобод, о чем еще в апреле 2003 года четко высказался Конституционный суд Российской Федерации, рассматривая соответствующую норму упомянутого выше ТК РФ. Процитируем высшую судебную инстанцию страны почти дословно: «Предусматривая возможность устранения нарушений уже на стадии досудебного ведомственного контроля, досудебный порядок урегулирования таможенных споров служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод».

Во-вторых, можно для примера обратиться к другим сферам права, например к близкому по духу к таможенному праву налоговому законодательству. С момента введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в нем предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров путем подачи жалоб в вышестоящие налоговые органы.

В-третьих, обязательное досудебное обжалование заложено в одном из основных актов международного права, регламентирующих вопросы таможенного дела. Напомним, что в 2010 году Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в городе Киото, поэтому известна как Киотская конвенция). В ней есть отдельная глава «Жалобы по таможенным вопросам», включающая в себя три положения: в национальном законодательстве предусматривается право на подачу первоначальной жалобы таможенной службе; в случаях отклонения жалобы таможенной службой заявитель имеет право на дальнейшее обжалование в органе, независимом от таможенной администрации; в последней инстанции заявитель имеет право обратиться в судебный орган. Таким образом, согласно Киотской конвенции, подача жалобы в таможенные органы – это своего рода первая ступень до обращения в суд. Она является полноправной частью механизма обжалования.

Однако, пока вопрос об обязательном досудебном обжаловании в области таможенного дела находится в стадии активного обсуждения, напомним о существующих порядке, сроках и преимуществах альтернативного обжалования в вышестоящие таможенные органы.

Обжалование в вышестоящие таможенные органы – это некий институт ведомственного или внесудебного обжалования. При этом следует помнить, что внесудебное обжалование в таможенные органы, о котором мы ведем речь в настоящей статье, ограничено областью таможенного дела. Например, в указанном порядке жалобы подаются на решения по таможенной стоимости товара, по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, действия по выставлению требований об уплате таможенных платежей, решения об отказе в выпуске товара и так далее.

Напомню, что жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных постов и их должностных лиц рассматривают таможни. Жалобы на них, в свою очередь, подаются в региональные таможенные управления (например, в Уральском федеральном округе это Уральское таможенное управление). Жалобы на решения, действия (бездействие) любых таможенных органов уполномочена рассматривать Федеральная таможенная служба.

Итак, заинтересованное лицо подает жалобу в таможенный орган, вышестоящий по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Можно подать жалобу и в тот же таможенный орган, который принял решение, – он обязан будет сам направить ее в вышестоящий таможенный орган. Уплаты государственной пошлины при ведомственном обжаловании не требуется. Затрат, подобных судебным расходам, лицо не несет.

При этом в законе приведены обязательные требования к форме и содержанию жалобы. Они таковы: жалоба подается в письменной форме; заявитель должен ее подписать собственноручной подписью; к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя (для руководителей и представителей юридических лиц, представителей физических лиц).

Из второго обязательного требования следует очевидный вывод: не стоит обращаться в таможенные органы с жалобами по электронной почте или через официальные интернет–сайты таможенных органов, по факсимильной связи, даже если направляемый в таможенный орган электронный документ является сканированной копией документа, подписанного собственноручно. Для юридических лиц (организаций), обращающихся в таможенные органы с жалобами, есть своя особенность, которая вытекает из третьего вышеупомянутого требования.

Полномочия единоличных исполнительных органов должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. К иным документам относятся приказ о назначении на должность генерального директора, директора хозяйственного общества, президента общества и т. п. либо решение участников (единственного участника) общества. В качестве учредительного документа таможенный орган примет копию устава организации, заверенную надлежащим образом.

Что понимать под иными документами? В качестве таковых принимаются, например, учредительный договор, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ) с отметкой налогового органа о ее выдаче и со сроком давности не более года. Однако следует помнить, что представление выписки из ЕГРЮЛ возможно в качестве дополнительного документа. Оно не подменяет и не заменяет собой представление копии устава организации и решения участников (участника) общества.

Жалобы могут быть поданы представителями заявителей, в качестве которых могут выступать адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь на основании доверенности. Следует отметить, что доверенность от имени организации подписывается ее руководителем и скрепляется печатью организации (при наличии печати), то же самое касается доверенности от имени индивидуального предпринимателя. Если доверенность выдается от имени гражданина (физического лица), то такой документ недостаточно просто подписать лицу–доверителю. Он подлежит удостоверению нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Кроме того, есть особенность для оформления вышеуказанных доверенностей, пренебрегать которой не следует. Закон гласит: при подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. При отсутствии этого полномочия таможенные органы отказывают представителю заявителя в рассмотрении жалобы по существу.

В этой ситуации не спасет даже то, что доверенность составлена очень полно и подробно и в ней присутствуют полномочия на представление интересов во всех государственных и муниципальных органах с правом обжалования, подписания жалобы и так далее. Проще говоря, фразу про «право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела», в том виде, в каком она изложена в статье 39 Федерального закона от 27.11.2010 № 311–ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в доверенности лучше всего процитировать дословно.

Вряд ли вызовет удивление тот факт, что законом установлены сроки для обращения с жалобами в вышестоящие таможенные органы. Главное, что следует помнить: жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации, либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного законом.

Кому–то, возможно, срок в три месяца может показаться очень коротким. Однако, во-первых, таковы требования закона. Во-вторых, в точности такой же срок для обращения в суды, арбитражные суды с жалобами на решения, действия или бездействие органов государственной власти установлен Кодексом административного судопроизводства и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу обратиться в таможенный орган с жалобой по истечении срока нельзя. Пропуск срока – самостоятельное основание для того, чтобы таможенный орган отказал в рассмотрении по существу самой обоснованной жалобы. Вместе с тем, и это правило имеет исключение, как и в случае со сроками давности при обращении в суды: в случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования он может восстанавливаться по заявлению лица, обратившегося с жалобой, таможенным органом, уполномоченным на рассмотрение данной жалобы.

В этой ситуации необходимо одновременное соблюдение двух условий: наличие заявления лица (в тексте жалобы или в виде отдельного документа) и уважительной причины для пропуска срока. Решение о том, является ли причина уважительной и следует ли восстановить срок для обжалования в конкретной ситуации, принимает таможенный орган.

В завершение добавим про дальнейшее судебное обжалование (если в нем возникнет необходимость). Обжалуя в суд, арбитражный суд первоначальное решение в области таможенного дела после его рассмотрения вышестоящим таможенным органом во внесудебном порядке, гражданам и организациям следует иметь в виду особенность исчисления сроков. По этому поводу Верховный суд России разъяснил следующее: поскольку лицо, избравшее ведомственный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту, период ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа не включается в срок обращения в суд.

Хотелось бы завершить статью советом, который может показаться банальным, так сказать, констатацией очевидного, но практика реальной работы с жалобами показывает, что этот совет по-прежнему актуален: всем заявителям, вознамерившимся обратиться с жалобами в таможенные органы, следует еще раз внимательно ознакомиться с главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311–ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Михаил АЛПЕЕВ,

главный государственный

таможенный инспектор отдела

контроля за соблюдением законности

в области таможенного дела

Правовой службы Уральского

таможенного управления,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 10 октября 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Решения, помогающие «эргономить»

Для различных участков работы и процессов на складе можно найти разные способы перевода операций в более экономичный режим.

 20 января 2021 / Логистика

«Магнит» приступил к масштабной трансформации цепочек поставок

Компания внедрит единую автоматизированную систему прогнозирования и пополнения для всех форматов магазинов, товарных категорий и распределительных центров с помощью решения Relex Solutions.

 31 декабря 2020 / Логистика

Автоматизация склада от А до Я

Уходящий 2020-й г. отметился нестабильной обстановкой и новыми вызовами. Это заставило всех нас изменить свою картину мира и взглянуть на привычные вещи по-другому.

 30 декабря 2020 / Логистика

«Магнит» запустил собственную доставку из гипермаркетов

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из гипермаркетов. Компания расширяет тестирование собственного сервиса доставки новой географией и форматами магазинов. Теперь к услуге подключены гипермаркеты в Краснодаре.

 29 декабря 2020 / Логистика

Грузы уходят в небо

Грузовые авиаперевозки всегда в тренде. Это самый быстрый, а иногда единственный способ доставки. Об этом не понаслышке знают члены Альянса АСЕХ, изо дня в день организуя доставку грузов на фрейтерах и пассажирских судах в различные точки мира.

 28 декабря 2020 / Логистика

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog