Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Работы меньше – чиновников больше

Одним из решающих факторов совершенствования политики управления межгосударственными объединительными процессами, достаточно активно протекающими в последнее время на постсоветском пространстве, является принятая 18 ноября 2011 года главами трех государств – России, Беларуси и Казахстана - Декларация о евразийской экономической интеграции.

Исходя из ее основного смысла, следует отметить, что формирование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), являющейся правопреемницей действовавшей до недавних пор Комиссии Таможенного союза (КТС), очень сильно изменило структуру данного наднационального органа и процедуру принятия решений в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Как вытекает из основополагающих документов, Коллегия ЕЭК как главный исполнительный орган данного Союза, в который с недавних пор, наряду с перечисленной ранее тройкой государств, также входят Армения и Киргизия, теперь не обязана проводить согласование со сторонами вопросов, переданных в ее ведение. При этом стороны могут оспорить любое решение Коллегии через Совет ЕЭК. В этой связи характер отношений между национальными правительствами и наднациональным органом существенно изменился.

Если ранее они работали как единое целое, действуя по единому плану и согласовывая все принимаемые решения, то после создания ЕЭК ее Коллегия обрела характеристики наднационального правительства со своими министрами по конкретным направлениям деятельности. Такой статус теперь имеют ее постоянные члены. В то же время ее Совет практически в полом объеме сохранил прежние основные функции и процедуры принятия решений, которыми обладала упраздненная КТС. Таким образом, в межгосударственной структуре появилась некая, на мой взгляд, лишняя прослойка.

Вместе с тем функции и полномочия, переданные на наднациональный уровень, не изменились. Напомним, что ЕЭК, сменившая КТС, в нынешних условиях функционирует как нормотворческий орган, разрабатывающий нормы регулирования путем межгосударственных согласований, начиная с уровня экспертов сторон. Следует подчеркнуть, что ЕЭК по форме принимаемых решений по-прежнему осуществляет свою деятельность как наднациональный орган, а по процедурам их разработки и исполнения - как межгосударственный.

Поводя итоги сказанного выше, можно утверждать, что на деле основной смысл проведенной в последнее время реорганизации системы управления в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) фактически свелся лишь к простой и по сути механической замене существовавшего ранее Секретариата КТС на нынешнюю Коллегию ЕЭК. При этом произошло ничем не оправданное и не обоснованное огромное разрастание управленческого аппарата. Так, по сравнению с первоначальным штат сотрудников Комиссии на данный момент вырос почти на порядок - со 180 до более чем 1200 человек. При этом, соответственно, десятикратно подскочили и расходы на его содержание.

Как мне представляется, данное увеличение было бы оправдано и объяснимо резким ростом объемов возлагаемой на ЕЭК ответственности и работы, которая претерпела наполнение соответствующим содержанием, передачей ей полномочий не только по согласованию, но и по разработке, принятию и исполнению принимаемых решений. Однако необходимых для этого изменений в международные договоры/соглашения внесено не было. В итоге получается, что Совету ЕЭК приходится решать те же самые вопросы, что и КТС, собираясь также часто и выполняя ту же работу, только уже в рамках ЕАЭС, а не Таможенного союза.

В свою очередь, срок принятия решений ЕЭК, а также процедуры их прохождения по инстанциям увеличился в несколько раз. Это произошло в результате многократно возросшего количества согласований между административными подразделениями аппарата Комиссии, ее вспомогательными органами, а также национальными правительствами. На практике получилось так, что решение о реорганизации системы управления в ЕАЭС опередило соответствующие изменения в регламентирующей его деятельность международно-договорной базе, в распределении полномочий между наднациональным органом и национальными правительствами, в процедурах подготовки и согласования решений наднационального органа.

Следует признать, что в значительной степени в основу проведенной реорганизации был положен опыт Европейского союза. Отмечу, что сегодня его фактически возглавляет Европейская комиссия, состоящая из профильных комиссаров, которая в пределах переданных ей государствами – членами ЕС полномочий выполняет функции своего рода наднационального правительства с правами по изданию нормативных документов по соответствующим направлениям регулирования. По некой аналогии с комиссарами Евросоюза члены Коллегии ЕЭК названы министрами, хотя в нашем случае полномочиями принимать нормативные правовые решения наделены только Коллегия и Совет ЕЭК.

По мнению экспертов, произошедшее в последнее время очень большое и зачастую неоправданное расширение состава ЕЭК, повлекшее за собой резкое увеличение его финансирования, без придания данному межгосударственному органу дополнительных полномочий может в конечном итоге повлечь за собой серьезные бюрократические сложности, которые, следует признать, свойственны также и аналогичным органам управления Евросоюза.

Во входящих в его состав государствах деятельность многочисленной армии международных еврочиновников вызывает у простых граждан большее недовольство, которое в последнее время постоянно усиливается. В правительствах стран ЕС все чаще звучит нескрываемое раздражение чрезмерной сложностью и длительностью процедур принятия решений на уровне Еврокомиссии. При этом зачастую оказывается, что на поверку многое из того, что принято в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, далеко не всегда отвечает, а бывает, что и противоречит интересам отдельных, а то и целых групп государств – членов Евросоюза. В то же время имеющая место условность механизмов ответственности в деятельности наднациональных органов на практике порождает безразличное отношение международных чиновников к исполнению своих обязанностей.

Надо полагать, что проблема заключается в том, что формирование институтов таможенного, торгового, антимонопольного и других видов контроля, а также иных функций, передаваемых на наднациональный уровень, предполагает соответствующее повышение ответственности сотрудников ЕЭК перед государствами – членами ЕАЭС за должное исполнение своих обязанностей, а также обеспечение для них прозрачности всех наднациональных процессов принятия решений.

В нашем случае очень важно учитывать, что в Евросоюзе эта проблема решается за счет парламентского контроля над работой наднационального органа, на котором основывается концепция ответственности международных чиновников в ЕС. Как известно, действующие на данный момент в государствах – членах ЕАЭС политические системы не позволяют рассчитывать на эффективный парламентский контроль, так же как и на создание в ближайшее время единого союзного парламента.

В силу этих обстоятельств можно сделать вывод, что отсутствие полноценного парламентского контроля в ЕАЭС следует компенсировать за счет формирования смешанного контрольного механизма, который должен опираться на полномочия глав государств Союза и формироваться с использованием национальных парламентов и Счетных палат (утверждение отчетов ЕЭК, в том числе бюджетных, и т. д.).

Михаил ТЮНИН,

Москва,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 11 мая 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog