Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Понятия «логистика» и «логистическая деятельность» возникли в глубокой древности. Первые сведения о них связаны с накоплением и распределением произведенного продовольствия.

Компания SSI Schafer увеличила объем склада и его пропускную способность для пекарни Inter Europol, построив полностью автоматизированный высотный склад глубокой заморозки в ее логистическом и производственном центре.

Президент РФ Владимир Путин дал поручение снизить штрафы за непоступление валютной выручки. Как известно, в конце апреля председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила освободить экспортеров от оформления паспортов сделок.

Таможенные органы планируют получить доступ в ближайшие три года к информационным ресурсам "Почты России". Это поспособствует более эффективной работе по обнаружению в посылках наркотив, взрывчатки и оружия.

Закон о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море был принят Госдумой в третьем чтении.

С 22 июня Россельхознадзор введет временные ограничения на поставки в Россию продукции двух предприятий Белоруссии - "Лунинецкого молочного завода" и Браславского филиала "Глубокского молочно-консервного комбината". Решение было принято "в связи с нарушениями ветеринарно-санитарных требований ЕАЭС".

/ Статьи

Работы меньше – чиновников больше

Одним из решающих факторов совершенствования политики управления межгосударственными объединительными процессами, достаточно активно протекающими в последнее время на постсоветском пространстве, является принятая 18 ноября 2011 года главами трех государств – России, Беларуси и Казахстана - Декларация о евразийской экономической интеграции.

Исходя из ее основного смысла, следует отметить, что формирование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), являющейся правопреемницей действовавшей до недавних пор Комиссии Таможенного союза (КТС), очень сильно изменило структуру данного наднационального органа и процедуру принятия решений в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Как вытекает из основополагающих документов, Коллегия ЕЭК как главный исполнительный орган данного Союза, в который с недавних пор, наряду с перечисленной ранее тройкой государств, также входят Армения и Киргизия, теперь не обязана проводить согласование со сторонами вопросов, переданных в ее ведение. При этом стороны могут оспорить любое решение Коллегии через Совет ЕЭК. В этой связи характер отношений между национальными правительствами и наднациональным органом существенно изменился.

Если ранее они работали как единое целое, действуя по единому плану и согласовывая все принимаемые решения, то после создания ЕЭК ее Коллегия обрела характеристики наднационального правительства со своими министрами по конкретным направлениям деятельности. Такой статус теперь имеют ее постоянные члены. В то же время ее Совет практически в полом объеме сохранил прежние основные функции и процедуры принятия решений, которыми обладала упраздненная КТС. Таким образом, в межгосударственной структуре появилась некая, на мой взгляд, лишняя прослойка.

Вместе с тем функции и полномочия, переданные на наднациональный уровень, не изменились. Напомним, что ЕЭК, сменившая КТС, в нынешних условиях функционирует как нормотворческий орган, разрабатывающий нормы регулирования путем межгосударственных согласований, начиная с уровня экспертов сторон. Следует подчеркнуть, что ЕЭК по форме принимаемых решений по-прежнему осуществляет свою деятельность как наднациональный орган, а по процедурам их разработки и исполнения - как межгосударственный.

Поводя итоги сказанного выше, можно утверждать, что на деле основной смысл проведенной в последнее время реорганизации системы управления в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) фактически свелся лишь к простой и по сути механической замене существовавшего ранее Секретариата КТС на нынешнюю Коллегию ЕЭК. При этом произошло ничем не оправданное и не обоснованное огромное разрастание управленческого аппарата. Так, по сравнению с первоначальным штат сотрудников Комиссии на данный момент вырос почти на порядок - со 180 до более чем 1200 человек. При этом, соответственно, десятикратно подскочили и расходы на его содержание.

Как мне представляется, данное увеличение было бы оправдано и объяснимо резким ростом объемов возлагаемой на ЕЭК ответственности и работы, которая претерпела наполнение соответствующим содержанием, передачей ей полномочий не только по согласованию, но и по разработке, принятию и исполнению принимаемых решений. Однако необходимых для этого изменений в международные договоры/соглашения внесено не было. В итоге получается, что Совету ЕЭК приходится решать те же самые вопросы, что и КТС, собираясь также часто и выполняя ту же работу, только уже в рамках ЕАЭС, а не Таможенного союза.

В свою очередь, срок принятия решений ЕЭК, а также процедуры их прохождения по инстанциям увеличился в несколько раз. Это произошло в результате многократно возросшего количества согласований между административными подразделениями аппарата Комиссии, ее вспомогательными органами, а также национальными правительствами. На практике получилось так, что решение о реорганизации системы управления в ЕАЭС опередило соответствующие изменения в регламентирующей его деятельность международно-договорной базе, в распределении полномочий между наднациональным органом и национальными правительствами, в процедурах подготовки и согласования решений наднационального органа.

Следует признать, что в значительной степени в основу проведенной реорганизации был положен опыт Европейского союза. Отмечу, что сегодня его фактически возглавляет Европейская комиссия, состоящая из профильных комиссаров, которая в пределах переданных ей государствами – членами ЕС полномочий выполняет функции своего рода наднационального правительства с правами по изданию нормативных документов по соответствующим направлениям регулирования. По некой аналогии с комиссарами Евросоюза члены Коллегии ЕЭК названы министрами, хотя в нашем случае полномочиями принимать нормативные правовые решения наделены только Коллегия и Совет ЕЭК.

По мнению экспертов, произошедшее в последнее время очень большое и зачастую неоправданное расширение состава ЕЭК, повлекшее за собой резкое увеличение его финансирования, без придания данному межгосударственному органу дополнительных полномочий может в конечном итоге повлечь за собой серьезные бюрократические сложности, которые, следует признать, свойственны также и аналогичным органам управления Евросоюза.

Во входящих в его состав государствах деятельность многочисленной армии международных еврочиновников вызывает у простых граждан большее недовольство, которое в последнее время постоянно усиливается. В правительствах стран ЕС все чаще звучит нескрываемое раздражение чрезмерной сложностью и длительностью процедур принятия решений на уровне Еврокомиссии. При этом зачастую оказывается, что на поверку многое из того, что принято в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, далеко не всегда отвечает, а бывает, что и противоречит интересам отдельных, а то и целых групп государств – членов Евросоюза. В то же время имеющая место условность механизмов ответственности в деятельности наднациональных органов на практике порождает безразличное отношение международных чиновников к исполнению своих обязанностей.

Надо полагать, что проблема заключается в том, что формирование институтов таможенного, торгового, антимонопольного и других видов контроля, а также иных функций, передаваемых на наднациональный уровень, предполагает соответствующее повышение ответственности сотрудников ЕЭК перед государствами – членами ЕАЭС за должное исполнение своих обязанностей, а также обеспечение для них прозрачности всех наднациональных процессов принятия решений.

В нашем случае очень важно учитывать, что в Евросоюзе эта проблема решается за счет парламентского контроля над работой наднационального органа, на котором основывается концепция ответственности международных чиновников в ЕС. Как известно, действующие на данный момент в государствах – членах ЕАЭС политические системы не позволяют рассчитывать на эффективный парламентский контроль, так же как и на создание в ближайшее время единого союзного парламента.

В силу этих обстоятельств можно сделать вывод, что отсутствие полноценного парламентского контроля в ЕАЭС следует компенсировать за счет формирования смешанного контрольного механизма, который должен опираться на полномочия глав государств Союза и формироваться с использованием национальных парламентов и Счетных палат (утверждение отчетов ЕЭК, в том числе бюджетных, и т. д.).

Михаил ТЮНИН,

Москва,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 11 мая 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Современные проблемы логистики в транспортной сфере

Понятия В«логистикаВ» и В«логистическая деятельностьВ» возникли в глубокой древности. Первые сведения о них связаны с накоплением и распределением произведенного продовольствия.

 28 июня 2017 / Логистика

Полностью автоматизированные процессы для непрерывной логистической цепочки низкотемпературного склада

Компания SSI Schafer увеличила объем склада и его пропускную способность для пекарни Inter Europol, построив полностью автоматизированный высотный склад глубокой заморозки в ее логистическом и производственном центре.

 26 июня 2017 / Логистика

Паспорта сделок могут кануть в Лету

Президент РФ Владимир Путин дал поручение снизить штрафы за непоступление валютной выручки. Как известно, в конце апреля председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила освободить экспортеров от оформления паспортов сделок.

 22 июня 2017 / Таможня

«Однодневки» отступают, но пока с боем

Российским властям удалось одержать некую победу над одной из самых популярных еще с девяностых годов схем вывода капиталов из страны – с использованием фирм-В«однодневокВ». Об этом сообщило руководство Центробанка и ФТС России.

 21 июня 2017 / Таможня

Приравняли к международным рейсам

С середины мая пассажиров авиарейсов из Беларуси в наших аэропортах стали встречать по новым правилам. Сейчас все прибывающие из Беларуси самолеты прилетают не во внутренние, а в международные терминалы российских воздушных гаваней.

 20 июня 2017 / Таможня

Паспорта сделок могут кануть в Лету

Президент РФ Владимир Путин дал поручение снизить штрафы за непоступление валютной выручки. Как известно, в конце апреля председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила освободить экспортеров от оформления паспортов сделок.

 22 июня 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

«Однодневки» отступают, но пока с боем

Российским властям удалось одержать некую победу над одной из самых популярных еще с девяностых годов схем вывода капиталов из страны – с использованием фирм-В«однодневокВ». Об этом сообщило руководство Центробанка и ФТС России.

 21 июня 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Приравняли к международным рейсам

С середины мая пассажиров авиарейсов из Беларуси в наших аэропортах стали встречать по новым правилам. Сейчас все прибывающие из Беларуси самолеты прилетают не во внутренние, а в международные терминалы российских воздушных гаваней.

 20 июня 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Верховный суд разобрался с контрабандой

Пленум Верховного суда (ВС) РФ разработал проект постановления В«О судебной практике по делам о контрабандеВ». В нем, в частности, содержатся разъяснения нижестоящим судам, из которых следует, что такие дела необходимо рассматривать с учетом решений и распоряжений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Документ уже прошел обсуждение на очередном заседании пленума.

 19 июня 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз займется импортозамещением

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) сформировала предварительный перечень предприятий стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), готовых принять участие в программе импортозамещения, которую реализует Российская Федерация.

 15 июня 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog