Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Проезд границы могут сделать платным

Судя по всему, российские чиновники решили внести свой посильный вклад в процесс снижения внешнеторгового товарооборота, который у нас в стране в последнее время и так неуклонно падает опережающими темпами. Так, стало известно, что Минтранс предлагает в ближайшее время ввести плату в России за пересечение государственной границы автомобилями и грузовыми поездами.

Эта идея, как сообщил со ссылкой на свой информированный источник «Коммерсантъ», подготовлена Минтрансом во исполнение поручений по итогам прошедшего в конце августа в Южно-Сахалинске заседания Государственной пограничной комиссии (ГПК). Ведомство рассматривает возможность внедрения способа получения дополнительных средств по аналогии с системой «Платон» и даже с использованием ее элементов. Как утверждает источник издания, министерство хочет использовать полученные средства на компенсацию расходов на реконструкцию, обустройство и эксплуатацию пограничных пунктов пропуска.

Эти затраты оцениваются в 250 млрд рублей. На первом этапе платными предлагается сделать автомобильные и железнодорожные пункты пропуска и брать деньги с автотранспорта в зависимости от его категории (легкой или грузовой), а с железнодорожного - за тонну груза. Новые правила якобы могут ввести уже во второй половине 2017 года.

Появление данного предложения вполне логично и четко укладывается в реалии нашей жизни. Напомним, что своим указом от 02.02.2016 № 40 Президент РФ упразднил Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница). Эта госструктура отвечала за осуществление строительных и транспортных работ на границе. Возлагавшиеся на нее функции и полномочия передали Министерству транспорта. Похоже, оценив свалившееся на него хозяйство, ведомство озаботилось решением главного вопроса: где взять деньги на содержание и реконструкцию полученных в свое ведение объектов. Как уже отмечалось, речь идет о нескольких сотнях миллиардов рублей.

Как отмечают эксперты, в стране действуют 314 пунктов пропуска, из которых не более 20% соответствуют нормативным требованиям по техническому оснащению и обустройству, необходимым для осуществления госконтроля, а также по санитарно-бытовым условиям для лиц, пересекающих границу. В основном это касается автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. По данным министерства, порядка 200-250 объектам необходима серьезная реконструкция и модернизация, на которую потребуются значительные капвложения. Так, средняя стоимость реконструкции одного пункта пропуска оценивается в среднем в 1 млрд рублей.

В этой ситуации Минтранс, похоже, решил не изобретать велосипед и переложить бремя расходов на тех, кто пересекает границу. Так сказать, хотите быстро и без проблем проезжать через пункты пропуска – раскошеливайтесь. В ответ перевозчики говорят, что новая плата повысит цену их услуг и может привести к удорожанию импортных товаров. Однако некоторые уточняют, что готовы нести «разумную нагрузку», если это сократит время прохождения границы.

Имеем с того, что имеем

Глава ведомства Максим Соколов подтвердил, что в министерстве обсуждают данную идею. По его словам, которые приводит ТАСС, «вопрос платы изучается в составе общего комплексного подхода только относительно транспортных средств, не предполагает взимание платы с физических лиц и не является вопросом ближайшей перспективы». Как говорится, что имеем – с того и имеем.

В ведомстве полагают, что на пунктах пропуска в первую очередь необходимо создание условий для уменьшения времени прохождения государственного контроля, ликвидации очередей и сокращения простоя транспортных средств и грузов, в том числе за счет введения электронной очереди, а также создания максимально комфортных условий прохождения границы. Для этого, как пояснил министр, прорабатывается вопрос о расширении перечня видов хозяйственной деятельности и коммерческих услуг, разрешенных в пунктах пропуска, которые будут востребованы физическими и юридическими лицами, что позволит сформировать внебюджетные доходы для их содержания и развития.

Он уточнил, что, помимо магазинов Duty Free, прорабатывается возможность разрешения следующих видов деятельности: логистические сервисы, аптечные и банковские услуги (банкоматы), капсульные гостиницы, услуги для автовладельцев и тому подобное. По словам министра, вопрос будет вынесен на рассмотрение правительства только после тщательной экспертной оценки и общественного обсуждения.

Даже приведенного перечня достаточно, чтобы сделать вывод: если планы министерства будут реализованы, со временем пункты пропуска превратятся в коммерческие торговые центры. Напомним, что в последнее время было потрачено немало сил, чтобы убрать с границы тех, кто там по определению не должен находиться, и оставить лишь пограничников и таможенников. Вскоре, видимо, все вернется на круги своя.

На границу за услугами

Ведь вряд ли сотрудники контролирующих госорганов будут оказывать пересекающим границу логистические сервисы, аптечные и банковские услуги (банкоматы), подрабатывать администраторами и горничными в капсульных гостиницах. Скорее всего, это возьмут на себя коммерческие структуры, которые получат доступ на границу.

Зная российскую реальность, вряд ли стоит питать иллюзии относительно того, кто войдет в число счастливчиков, вытянувших счастливый билет. Уже сегодня практически безошибочно можно предсказать итоги предлагаемой Минтрансом «тщательной экспертной оценки и общественного обсуждения». При этом за скобками остается ответ на вопрос: интересно, каким образом аптеки, банкоматы, магазины и гостиницы помогут ускорить прохождение транспорта через границу? Их появление в пунктах пропуска, скорее всего, как это обычно у нас происходит, приведет к обратному результату.

Из публикации «Коммерсанта» следует, что во второй половине октября Минтранс планирует провести расширенное совещание по этому вопросу. Однако уже появилась информация, что операторов взимания платы за пользование погранпунктами может быть несколько либо ее будут вносить только на новых, альтернативных пунктах пропуска, построенных с привлечением частных инвестиций, а старые будут работать в прежнем режиме. Уже одно это вряд ли может вселить оптимизм относительно предстоящих перемен.

В этой ситуации, зная находчивость и настойчивость отечественных чиновников, когда дело касается выгоды и возможности делать деньги из воздуха, можно быть уверенным лишь в одном – коммерциализация пересечения границы, скорее всего, неизбежна и неотвратима, причем на вполне законных основаниях. Ведь Конституционный суд своим решением признал платежи в рамках системы «Платон» не налогом или сбором, а «обязательным публичным индивидуально-возмездным платежом компенсационного фискального характера».

На всех не хватит

Побор за пересечение границы вполне укладывается под это определение, когда деньги начнут брать за пользование старым пунктом пропуска, чтобы построить новый. Потом, конечно, окажется, что этих сборов недостаточно. Значит, Минстрой пойдет с протянутой рукой за бюджетными деньгами в правительство, которое войдет в его положение и запустит очередную целевую программу, типа «Обустроим внешние рубежи России».

Основная часть выделенных под нее средств, как обычно, уйдет не знамо куда. Зато наиболее приближенные к нужным людям коммерсанты займут свои места в пунктах пропуска, возможно даже потеснив пограничников и таможенников. Ведь те приносят деньги в госказну, а не в карман оборотистых чиновников. Этот путь мы уже неоднократно проходили и неизменно возвращались к предсказуемому результату – разбитому корыту, известному всем с раннего детства из пушкинской сказки, которое можно смело причислить к российским символам всеобщей бесхозяйственности и безответственности.

При этом ни у кого не вызывает сомнения необходимость обустройства границы, повышения скорости ее прохождения товарами и транспортными средствами. Это требование в равной степени относится к автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным пунктам пропуска, из которых у нас, как уже отмечалось, на должном уровне находятся лишь единицы.

При этом в данном вопросе наглядно проявилась еще одна российская черта, когда левая рука не знает, что делает правая. Так, Минэкономразвития заявило, что пока не знакомо с предложением Минтранса ввести плату за пересечение пунктов пропуска транспорта на госгранице. Об этом в кулуарах форума «Россия зовет!» сообщил корреспонденту ТАСС заместитель главы ведомства Николай Подгузов. Он уточнил, что «пока не видел ничего официального. Когда получим от них какое-то предложение, тогда и вынесем свою позицию по этому вопросу».

В этой ситуации россиян может радовать одно - Минтранс не планирует взимать плату за пересечение границы с физлиц. Правда, он оставляет за скобками тот факт, что бремя новых поборов, если они все-таки появятся, по сложившейся практике транспортники неизменно переложат на плечи рядового потребителя.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 31 октября 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog