Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем «ПрофХолод», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

«Магнит» объявил о запуске собственного сервиса доставки из «Магнит Косметик». В тестовом режиме к услуге подключены магазины «Магнит Косметик» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

В России хотят ввести регламент, согласно которому производители фастфуда будут указывать подробный состав продукта, а также снабжать его надписями о вреде для здоровья.

Россельхознадзор получил возможность отслеживать по России транзит продукции из стран, подпавших под российское продовольственное эмбарго.

Впервые обмен юридически значимыми электронными документами между компаниями в России и Белоруссии обеспечили СберКорус и белорусский EDI-провайдер "Современные технологии торговли".

/ Статьи

Проблемы лидерства в логистике на примере России, США и Китая в аспекте международных морских перевозок

Сергей Сахаровский, аспирант экономического факультета, Московский государственный университет им. Ломоносова

Введение

На протяжении последних 30 лет мировая экономика пережила становление таких терминов, как логистика, глобализация и прямые иностранные инвестиции в их современном понимании. Вместе с этим за три десятилетия мировая экономика выросла более чем в 3 раза, с 22,595 трлн долл. США в 1990 году до 75,845 трлн долл. США в 2016 году[1]. Прогнозируется, что мировой ВВП в 2017 году достигнет 79,43 млрд долл. США[2].

За годы исследований прямые иностранные инвестиции были признаны драйвером экономического роста, глобализация – необратимым процессом, а логистика – важнейшим элементом конкурентной борьбы и показателем уровня развития экономических отношений в обществе. Примечательно, что развитие современной логистики открыло новые качественные горизонты для ведения бизнеса и развития уровня жизни общества.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность экономики напрямую зависит от уровня развития логистической инфраструктуры. В схеме взаимодействия «государство – бизнес – наука» роль логистики со временем будет только усиливаться. В последние годы в западных источниках и ряде недавних отечественных публикаций стало фигурировать новое понятие – «логистическая экосистема». Оно характеризует отношения субъектов и объектов логистики, информационных технологий и Интернета вещей.

Попытки увязать логистику на уровне национальной экосистемы приводят исследователей к примечательным выводам. Так, лидерство стран в показателях эффективности логистики по ряду ключевых факторов сильно коррелирует с общим экономическим положением страны и развитием уровня жизни общества в целом. Проблемы лидерства стран в современной логистике становятся все более очевидными как для политиков, так и для бизнеса. Недавно президент США Дональд Трамп представил массивную программу модернизации логистической инфраструктуры страны на 1,5 трлн долл. США[3]. Ее масштабы сравнимы с годовым ВВП России в номинальном значении. Потенциальный эффект от такого объема инвестиций очевиден даже неподготовленному в экономическом плане человеку.

Вопросы лидерства

В течение нескольких лет объем мировой торговли сокращается вслед за падением мирового ВВП в 2014 году. Тем не менее октябрьский прогноз МВФ относительно восстановления и роста мировой экономики в 2017 году находит свое подтверждение в недавних отчетах, тем самым мировой ВВП обновил свой исторический максимум. Более того, уже в 2018 году ожидается рост мировой экономики на 4%.

Безусловными лидерами по объемам ВВП и мировой торговли остаются Китай, США, Германия, на которые приходится около 30% мирового экспорта, или в абсолютном значении более 6 трлн долл. США. Россия, к сожалению, не входит в первую десятку по данному показателю. Напротив, объемы внешней торговли товарами и услугами нашей страны неуклонно сокращаются. При этом общий объем экспорта стран с переходной экономикой в 2016 году сократился на 15%.

Очевидно, что общее состояние мировой экономики и ухудшившееся состояние экспорта стран с переходной экономикой негативно влияют на рост объема международных перевозок. Так, среднегодовой рост международной морской торговли в последние сорок лет оставался на уровне 3%, пошатнувшись в 2015 году (1,8%), но выровнявшись в конце 2016 года (2,6%)[4]. Всего в 2016 году было перевезено морем порядка 10,3 млрд т грузов. До 80% (в денежном выражении около 70%) грузов мировой торговли обслуживается морем. При этом морской флот не только обеспечивает связь регионов мира в аспекте международной торговли, но и является источником средств для существования миллионов людей.

По мнению экспертов UNCTAD, специализация стран в отдельных нишах морских перевозок в дальнейшем будет усиливаться. Многие страны, в том числе развивающиеся получат преимущества при дальнейшей специализации в строительстве, владении, регистрации, эксплуатации или утилизации судов[5]. Подобная специализация требует четкого понимания на уровне принятия политических решений. В такой ситуации политикам придется выбирать между глубокой специализацией по средствам защиты отечественной отрасли и улучшением конкурентоспособности в торговле за счет лучшей транспортной связанности и снижения торговых издержек.

Как было отмечено выше, отрасль морских перевозок обслуживает большую часть мировой торговли. Это дает основания предполагать, что для многих стран степень развития и эффективности логистики будет коррелировать с общим уровнем развития международной торговли, в частности, морской. Уже более десяти лет специалисты Всемирного банка (далее – ВБ) составляют рейтинг стран на основе индекса эффективности логистики. Положение страны в данном рейтинге зависит от пяти основных критериев: прозрачность и предсказуемость таможенных процедур, логистическая инфраструктура, международная доставка, логистическая компетенция специалистов, развитие систем отслеживания доставки и своевременность доставки.

В соответствии с ежегодным отчетом ВБ за 2016 год, Россия заняла 99-е место из 160 стран по индексу эффективности логистики, расположившись в рейтинге между Коморскими Островами и Республикой Нигер[6] (рис. 2).

Двумя годами ранее Россия занимала 90-е место в общем рейтинге. Ухудшение положения, по мнению экспертов, можно объяснить снижением эффективности таможенных процедур, надежностью в области международной доставки, общим состоянием транспортной инфраструктуры, отставанием развития систем отслеживания. Из положительных моментов стоит выделить логистическую компетентность, которая с годами улучшилась в своих значениях.

Сравнивая эффективность логистики России с США и Китаем, можно заметить, что последовательное развитие основных показателей эффективности логистики позволило США войти в десятку стран по данному показателю, а Китай удерживает позиции в первой тридцатке. Лидерские позиции США в большей мере проявляются в системах отслеживания и контроля движения грузов (4,20), своевременности поставок (4,25), качестве логистических услуг и компетенции (4,01). Отставание США от главных лидеров проявляется в международных грузоперевозках (3,65) и таможне (3,75). Китай остается крепким «середнячком», у которого слабым местом остаются таможня и таможенные процедуры (3,32). Остальные показатели Китая остаются на высоком среднем уровне (от 3,62 до 3,75), при этом своевременность доставки приближается к 4 баллам, составив значение в 3,90 балла в 2016 году.

Если брать во внимание объем перевозок по морю, то более 61% всего мирового объема перевозок приходится на азиатские порты. Россия и США при этом серьезно отстают. Система портов в США обслуживает 7% мирового объема всех морских отгрузок, занимая 2 место по этому показателю в мире (рис. 3).

Именно инфраструктура портов является звеном эффективной логистики, из которого исходит качество работы таможни на местах, уровень предоставляемых услуг, своевременность, надежность международной доставки и прочее. Понимая это, компании Китая и правительство республики содействуют развитию портовой инфраструктуры. Китайские инвесторы вкладывают значительные средства в активы зарубежных портов (более 20 млрд долл. США за 2016 год)[7]. Россия в этом плане примечательна развитием инфраструктуры в портах СанктПетербурга и Ванино. В порту Ванино, в свою очередь, привлекли инвестиций на сумму более 1,4 млрд долл. США[8]. В отношении США отличительным признаком является развитая система портового хозяйства, насчитывающая более 300 портов. Инвестиции в государственные порты в США за 60 лет с 1946 года в среднем составляли до 0,5 млрд долл. США в год, с 2005 года инвестиции выросли до среднегодового значения в 1,5 млрд долл. США в год. В большей мере инвестиции покрывают расходы на строительство новых объектов, модернизацию и восстановление старых [10]. При этом в большинстве случаев инвестирование исходит не только от государства, но и от частного сектора.

Выводы

Подводя черту и выделяя лидера, стоит отметить полное доминирование Китая как в морской торговле, так и в портовом хозяйстве. Добавим к этому тот факт, что Китай делит лидерство в производстве морских судов с Южной Кореей. Таким образом, Китай не только пытается упрочить свои лидерские позиции в эффективной логистике, но и построить сильнейшую торговую флотилию.

Еще одним важным элементом эффективной логистики в мировом масштабе станет глобальное регулирование и управление морской торговлей.

Два важных документа с изменениями вступили в силу в 2017 году: «Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими», «Международная рыбная конвенция». Также широкую адаптацию получит «Конвенция об изменении климата» в рамках ООН, которая вступит в силу с 1 января 2020 года. Документ призван способствовать сокращению выбросов при морской перевозке. Содержание серы в топливе кораблей должно ограничиваться 0,5% к 2020 году. Все это не только поменяет правила игры, но и прямым образом окажет влияние на компании, оперирующие в странах-участницах международного регулирования.

Также большое внимание межправительственных организаций и компаний привлечет растущая проблема киберугроз. Обеспечение безопасного перемещения судов, сохранности информации на борту и на берегу будет все больше зависеть от безопасности передачи данных. Межправительственные организации, государственные, частные компании и другие заинтересованные стороны будут вынуждены работать вместе для лучшего управления новыми проектами в сфере информационных технологий.

Несмотря на глобальные усилия, тормозом эффективной логистики не только для лидеров, но и для всех стран остается пиратство. 221 случай пиратства и вооруженного разбоя был зарегистрирован в мире в 2017 году. 77% случаев пиратства и вооруженного разбоя было зарегистрировано в западной Африке и Сомали [7], из чего можно заключить, что проблемы лидерства в эффективной логистике в мировом масштабе – это не только общие проблемы инвестирования в инфраструктуру, но и глобальные вызовы, на которые нужно будет отвечать сообща.

Добавим, что основными областями регулирования логистики в международном аспекте остаются трудовые ресурсы, компетентность и образование, региональная и городская логистика, исследование логистических технологий, оптимизация использования инфраструктуры, гармонизация и упрощение регулирования. На национальном уровне результатом политических решений, принимаемых в отношении таможенного регулирования, качества логистических услуг, развития инфраструктуры, могут стать улучшение своевременности доставки, надежности международных перевозок (рис. 4).

В 2018 году ожидается выпуск нового отчета «Индекс эффективности логистики» с участием Всемирного банка. Учитывая тенденции морской логистики на ближайшие годы (рост объемов международных морских перевозок, рост инвестиций в инфраструктуру, доминирование азиатского региона и усиление глобального регулирования), можно предвосхитить результаты некоторых стран. Так, огромные инвестиции и рост морских перевозок Китая могут позволить улучшить позиции по инфраструктуре. Вместе с тем может ухудшиться своевременность, что связано с глобальными проблемами растущей перегруженности портов. В целом можно прогнозировать, что Китай поднимется на несколько позиций вверх в будущем отчете. США, в свою очередь, укрепит позиции по существующим областям эффективной логистики: инфраструктуре, своевременности и системам отслеживания грузов. Таможня все также останется отстающим звеном системы логистики США, но и здесь стоит отметить, что такое отставание не имеет критического значения для эффективности в целом. Переходя к России и ее месту в международном отчете эффективной логистики, ожидать существенных перемен не приходится. Инвестиции в инфраструктуру несравнимы с инвестициями стран-лидеров. В условиях существования санкций прозрачность таможенных процедур и их предсказуемость останется на низком уровне по причине контрсанкций и политики протекционизма. Улучшения можно ожидать только со стороны роста уровня компетенций специалистов, связанных с логистикой, а также систем мониторинга и отслеживания грузов благодаря введению информационных технологий, охватывающих работу брокеров и таможни. Более того, глобальное участие стран в международных соглашениях позволит логистике выйти на качественно новый уровень, а стремление к партнерству и сотрудничеству даст возможность получить дополнительные выгоды для участников глобальных цепочек поставок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. CNN. Trump’s TPP withdrawal: 5 things to know. – Feb. 2. Электронный ресурс: URL: https:// www.cnn.com/2017/01/23/politics/ trump-tpp-things-to-know/index. html

2. International Chamber of Shipping. – Feb. 1. Электронный ресурс: URL: http://www.ics-shipping.org

3. Logistics Bureau. 6 Key Supply Chain and Logistics Trends to Watch in 2017. – Feb. 2. Электронный ресурс: URL: https://www.logisticsbureau. com/6-key-supply-chain-andlogistics-trends-to-watch-in-2017/

4. The Global Voice of Freight Logistics. – Feb. 3. Электронный ресурс: URL: http://fi ata.com/home.html

5. World Bank. Connecting to Compete 2016 Trade Logistics in the Global Economy. – 2016. Jan. 30. Электронный ресурс: URL: https://lpi. worldbank.org/

6. World Integrated Trade Solutions. World Bank Group. – 2017. – Jan. 29. Электронный ресурс: URL: https:// wits.worldbank.org/CountryProfi le/en/

7. UNCTAD. Review of Marine Transport 2017. – N.Y.; Geneva, UNCTAD. Электронный ресурс: URL: https://moverdb.com/ shipping-companies

8. Всемирный информационный бюллетень. Россия. Электронный ресурс: URL: https://www.cia.gov/ library/publications/the-worldfactbook/geos/rs.html

9. Управление торгового флота (США). Электронный ресурс: URL: https://www.marad.dot.gov/ports/offi ce-ofport-infrastructure-developmentand-congestion-mitigation/portinvestment-and-fi nancel

[1] Статистика ВТО. Мировой ВВП в текущих ценах. 02/2018 URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD

[2] Статистика МВФ. Прогноз ВВП в текущих ценах. 02/2018 URL: http://www.imf.org

[3] CNN. 11.02.2018. URL: http://money.cnn.com/2018/02/11/news/economy/trump-infrastructure-plan-details

[4] UNCTAD. Review of Marine Transport 2017. – N.Y.; Geneva, UNCTAD, 2017, с. 10.

[5] Там же, с. 10.

[6] Примечательно, что Нигер занимает одно из лидирующих мест по уровню бедности в мире. При этом в рейтинге по развитию инфраструктуры Нигер от России отличается незначительно: 2,22 против 2,43 соответственно. Инфраструктура Нигера включает в себя 18 949 км дорог (144-е место в мире), из которых асфальтированное покрытие имеют 3 912 км. Россия же здесь имеет показатель в 1 283 387 км (5-е место в мире), из которых асфальтированное покрытие имеют 927 721 км, что, безусловно, несопоставимо в значениях.

[7] Китай скупает порты по всему миру // Ведомости. Электронный ресурс: URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/07/18/724217- kitai-porti

[8] Свободный порт Ванино: 82 млрд инвестиций. Минвостокразвития. Электронный ресурс: URL: https://minvr.ru/press-center/news/11167

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 28 сентября 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Бегущие по лезвию ожиданий: как меняется логистика в В2В под влиянием роста требований потребителей в В2С

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем В«ПрофХолодВ», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

 21 апреля 2021 / Логистика

Многофункциональный тягач для внутрипроизводственной логистики

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

 12 апреля 2021 / Логистика

«Магнит» запустил собственную экспресс-доставку из «Магнит Косметик»

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

 7 апреля 2021 / Логистика

Альтернативная защита для складского пола: российские технологии со знаком качества

Промышленные наливные полы выступают надежным решением, когда речь идет о строительстве или ремонте коммерческих зданий. Такой вид покрытий отличают привлекательный внешний вид, прочность и высокие эксплуатационные характеристики.

 31 марта 2021 / Логистика

 Что нас ждет в 2021 году: прогнозы и планы SCM Академии

Шок, который испытал бизнес в 2020 г., постепенно отступает. Начинается пора принятия новой реальности и адаптации.

 25 марта 2021 / Логистика

Бегущие по лезвию ожиданий: как меняется логистика в В2В под влиянием роста требований потребителей в В2С

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем В«ПрофХолодВ», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

 21 апреля 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Многофункциональный тягач для внутрипроизводственной логистики

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

 12 апреля 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

«Магнит» запустил собственную экспресс-доставку из «Магнит Косметик»

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

 7 апреля 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Альтернативная защита для складского пола: российские технологии со знаком качества

Промышленные наливные полы выступают надежным решением, когда речь идет о строительстве или ремонте коммерческих зданий. Такой вид покрытий отличают привлекательный внешний вид, прочность и высокие эксплуатационные характеристики.

 31 марта 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

 Что нас ждет в 2021 году: прогнозы и планы SCM Академии

Шок, который испытал бизнес в 2020 г., постепенно отступает. Начинается пора принятия новой реальности и адаптации.

 25 марта 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog