 |
СЕРГЕЙ КАЛАШНИКОВ
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,
кафедра теоретической экономики,
профессор, д.э.н.
|
|
 |
НАТАЛЬЯ РОЖКОВА
Академия ФСИН России, г. Рязань,
кафедра бухгалтерского учета,
анализа, финансов и налогообложения,
профессор, к.э.н.
|
|
Рынок гостиничных услуг заинтересован в развитии российского сегмента, поскольку он предоставляет много возможностей и обладает высоким потенциалом. Несмотря на представленные планы развития гостиниц, в настоящее время по количеству отелей Санкт-Петербург, Москва и тем более Рязань значительно отстают от европейских туристических центров, а наполняемость отелей в этих городах зависит от сезонности.
Средняя загрузка рязанских отелей, по данным городской администрации, не превышает 46%. В некоторых гостиницах под управлением международных операторов фиксировали уровень загрузки в 15-20% YtD1. Столичные отели высшей и средней категории, по данным компании GVA Sawyer, заполнены на 60-64%, а аналитики Astera в петербургских гостиницах 3-4 звезды зафиксировали наполняемость на 65% (таблица 1).
Авторами дана оценка конкурентоспособности предприятий гостиничной индустрии.
Добиться конкурентных преимуществ, по мнению М. Портера, можно, решая одновременно как минимум 3 задачи:
■ повышение качества и потребительских свойств продукта;
■ снижение издержек и сохранение максимально приемлемого уровня цен;
■ ориентация своей продукции на целевые сегменты рынка, где конкуренция в силу высокой степени неоднородности рынка ослаблена.
Анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз объединяет SWOT-анализ. Показатели конкурентоспособности оцениваются по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и, как следствие, затруднительно провести сравнение конкурентных преимуществ организаций.
Методика оценки конкурентоспособности предприятий 4Р2 позволяет дать количественную оценку как по отдельным факторам, так и по всем факторам в целом.
При разработке стратегии сбыта гостиничных услуг (продукта) и сравнении предприятия с предприятием-конкурентом необходимо следовать схеме, приведенной на рисунке 1.

Рисунок 1. Задачи, решаемые при разработке стратегии гостиничных услуг (продукта)
Для определения конкурентоспособности гостиницы с.с. скобкин предлагает создавать экспертную группу из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек. Автором приведена оценка конкурентоспособности услуг на примере гостиницы «4 сезона» (г. Рязань).
Система баллов устанавливает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна 4 из 5 для качества услуги, 3 из 5 для цены услуги, 2 из 5 для доброжелательности персонала и 1 из 5 для эксплуатационных затрат.
Конкурентоспособность гостиничной услуги рассчитывается по следующей формуле:

Экспертная оценка конкурентоспособности гостиницы составила 7 балов из 10, т.е. у гостиницы имеются значительные резервы (30%) повышения конкурентоспособности по всем направлениям.
В таблице 3 проведена оценка конкурентоспособности номеров в гостинице с помощью параметрических методов ценообразования.
Для оценки конкурентоспособности цены можно использовать метод балльной оценки.
На основании представленных данных сделан вывод о том, что на повышение конкурентоспособности и увеличение рыночной доли гостиничного предприятия существенно влияют такие факторы, как постоянство и надежность качества услуг, соответствующие уровню цен.
Смысловой и логистический характер инфраструктуры электронного рынка совпадает с традиционной логистической системой, но имеет иную, качественно отличную форму. система непрерывной трансформации активов (СНТА) является отличительной особенностью сетей как вида бизнеса. данная трансформация предполагает следующий алгоритм (рис. 2).

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать выводы о необходимости первоочередного решения следующих проблем для развития гостиничного бизнеса:
■ создание благоприятных условий для привлечения дополнительных источников в инвестирование материально-технической базы;
Законодательное установление нормативов налоговых платежей, которые учитывали бы особенности отрасли; приведение существующей нормативноправовой базы для предприятий гостиничной отрасли России в соответствие с международными требованиями и практикой функционирования аналогичных предприятий за границей;
■ разработка концепции финансово-экономической поддержки предприятий отрасли со стороны федеральных и местных органов власти;
■ разработка механизмов содействия повышению загруженности гостиниц со стороны руководителей регионов и развитие рекламы туристского российского гостиничного продукта за границей.
Решение этих проблем поможет создать условия для обеспечения льготного кредитования предприятий гостиничного комплекса, благоприятного налогового режима для инвестора, уменьшения налогового давления на предприятия гостиничного комплекса, отраслевых особенностей формирования состава затрат на услуги. все эти мероприятия позволят повысить объем инвестирования строительства и развития гостиничных услуг.
1 Year-to-date — с начала года до настоящего момента.
2 Маркетинговая теория, основанная на следующих основных координатах маркетингового планирования: product — товар или услуга, ассортимент; price —цена, наценки, скидки; promotion — продвижение, реклама, пиар; place — месторасположение торговой точки.
Библиографический список
1. Новиков в.с. инновации в туризме: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.
2. Горовиц Ж. сервис-стратегия: управление, ориентированное на потребителя / Пер. 2-го англ. изд. — М.: дело и сервис, 2007.
3. Индустрия туризма: Правовые акты: Туристская деятельность / сост. г.М. дехтярь. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 228 с.
4. Квартальнов в.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений туристского профиля. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 336 с.
5. Турфирма «Робинзон»; официальный сайт: http://www.robintour.ru; http://media.unwto. org/ru/node/38150.
Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"
 | 2 февраля 2015 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|