Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

Для принятия верного решения о том, получать этот статус или нет, зачастую требуется помощь опытного эксперта, который позволит понять схему приобретения компанией нового статуса и его обслуживания. Прежде всего следует разобраться в том, во что обойдется выполнение необходимых формальностей, сколько на это потребуется денег и времени.

Сейчас в России действует 189 УЭО. Большинство из них – это крупные и известные всем предприятия или импортеры-ритейлеры. Их относительно актуальный перечень можно найти на сайтах Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России. Мы детально проанализировали массу источников информации про УЭО и предлагаем читателям свое видение принципов работы данной категории компаний. Начнем с азов и разберемся с практическим смыслом УЭО.

Как известно, свидетельство о получении данного статуса сегодня выдает ФТС России. Если вы добросовестный участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД), давно и честно работаете, то контрольные действия таможенных органов по отношению к вашим грузам (досмотры, проверки документов и прочее), как правило, безрезультативны для таможни.

На деле это означает, что вы реально перемещаете через границу только те товары, которые полностью соответствуют сведениям о них, указанным в сопроводительных документах. В данном случае добропорядочность является вашим дополнительным преимуществом и некой преференцией перед таможенными органами. Поскольку ваша репутация уже давно и многократно проверена и не вызывает сомнений, таможне нет смысла тратить время и усилия на контроль грузов вашей компании.

Именно так называемый принцип доверия является сегодня основополагающим в статусе УЭО. Логика таможни здесь понятна – то время и силы, которые она, как правило, в общем-то, бесполезно тратит на контроль надежной компании, можно было бы отвести на проверку тех участников ВЭД, которые сомнительны или неизвестны.

Здесь стоит разобраться в той выгоде, которую даст статус УЭО. Так, обладающие им участники ВЭД получают ряд существенных упрощений, которые недоступны обычным участникам рынка. За счет этого они могут максимально упростить и ускорить таможенное оформление своих товаров. Среди бесспорных плюсов статуса УЭО следует выделить возможность полного отказа от услуг склада временного хранения (СВХ). Это место, где осуществляется хранение и таможенное оформление товаров. В порту – это зона таможенного контроля (ЗТК). Если товар декларируется без привлечения таможенного представителя (ТП), то услуги СВХ участник ВЭД оплачивает самостоятельно.

В случае оформления груза через ТП тот, как правило, включает расходы на СВХ в счет своих услуг.

У оператора есть возможность использования собственных (арендованных) складских помещений для таможенного оформления товара. На практике это означает, что с границы груз едет не в место, определенное таможней, а непосредственно на склад УЭО и там хранится. При этом выпуск товара УЭО должен быть завершен в день регистрации декларации (ДТ), если она зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа. В данном случае речь идет о существенном ускорении выпуска товаров таможней.

Еще одним преимуществом является то, что в отношении УЭО проводится меньше досмотров. Это возможно за счет использования такого упрощения, как «Выпуск товаров до подачи таможенной декларации». В этом случае груз вывозится на склад УЭО, который может им распоряжаться как «выпущенным», но есть обязательство подать ДТ в определенный срок. При подаче ДТ на груз, который уже вывезен, зачастую провести досмотр невозможно.

Если используется такое упрощение, как «Выпуск товаров до подачи таможенной декларации», то у УЭО нет привязки к срокам таможенного оформления. В этом случае товар вывозится на склад получателя без декларирования и без уплаты платежей, а подать ДТ необходимо не позднее 10-го числа следующего месяца. Это очень удобно для предприятий с непрерывным производственным циклом, так как нет риска остановки производства из-за того, что «груз застрял на таможне».

Кроме того, УЭО имеет право на отсрочку уплаты таможенных платежей на срок до 40 дней. Фактически это сравнимо с получением от государства беспроцентного кредита. При приличном потоке грузов одно лишь это позволяет существенно экономить на использовании оборотных средств. Поскольку у УЭО нет обязанности внесения в таможню обеспечения, предусмотренного для всех остальных участников ВЭД, он может существенно снизить иные расходы, в том числе связанные с транзитом грузов от границы до места назначения. Напомню, что в отношении определенных категорий товаров ФТС России устанавливает ограниченный перечень таможен, где они могут оформляться. В отношении УЭО такие меры не действуют.

Однако следует помнить, что в отношении операторов применяется ряд ограничений. Так, российский УЭО может действовать и использовать этот свой статус только на территории России. Он не имеет права работать с подакцизными товарами, подлежащими маркировке; применять свои упрощения при работе с товарами, которые ввозятся из офшорных зон или оплачены посредством проведения операций через эти зоны.

Среди минусов данного статуса - высокая стоимость обеспечения, равная 1 млн евро, для производителей и экспортеров она установлена на уровне 150 тыс. евро; необходимость заключения специального соглашения с каждой таможней, с которой планируете работать; отсутствие полноценного электронного взаимодействия — в основном используются документы на бумаге; дополнительная необходимость контроля сроков подачи ДТ и отчетности.

Далее приведу основные условия, которые необходимо выполнить и которым должна отвечать компания, рассчитывающая на получение статуса УЭО. Все они прописаны в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) и в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Статус УЭО может получить только участник ВЭД, являющийся российским юридическим лицом и готовый представить обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную 1 млн евро. Для лиц, осуществляющих производство товаров и (или) экспортирующих товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии определенным критериям, размер обеспечения составляет 150 тыс. евро.

Кроме того, компания должна заниматься ВЭД не менее года; на день обращения в таможенный орган у нее не должно быть неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней, а также задолженности (недоимки) в соответствии с налоговым законодательством. Еще одно обязательное условие - отсутствие фактов привлечения в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за определенные правонарушения в сфере таможенного дела.

Российским законодательством предусмотрено, что УЭО может быть участник ВЭД, не применяющий упрощенную систему налогообложения; у его руководителя, сотрудников, отвечающих за таможенные операции, а также у руководителя и сотрудников, отвечающих за таможенные операции, таможенного представителя, который, возможно, будет применять упрощения от имени УЭО, не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

Среди прочего кандидат на статус оператора обязан быть контрактодержателем в отношении товаров; вести бухгалтерский и налоговый учет, а также раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах; предоставлять таможенным органам доступ в пределах их компетенции к базам данных таможенных операций; применять систему учета логистических операций, которая предусматривает раздельный учет совершения таких операций с иностранными товарами и товарами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Еще одним обязательным условием является применение автоматизированной информационной системы, содержащей меры защиты информации, обеспечивающие предотвращение несанкционированного доступа к информации, возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и наличие постоянного контроля за обеспечением уровня защищенности информации.

В дополнение к перечисленному, у участника ВЭД в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде) должны быть помещения, открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров и отвечающие определенным требованиям. Отмечу, что это условие применяется лишь в случае, если УЭО запрашивает такое упрощение, как временное хранение товаров на своих площадях (для других упрощений оно не требуется). На статус УЭО не может претендовать казенное предприятие, ГУП и организации, относящиеся к таможенным органам.

Всего имеется 14 условий, многие из которых на первый взгляд кажутся трудновыполнимыми. Однако если разобраться, то половине из них уже изначально отвечают многие участники ВЭД, даже ничего для этого не делая. Остальное также выполнимо, для этого компании только нужен опытный эксперт в качестве помощника.

Далее следует обозначить специальные упрощения, представляемые УЭО. Напомним, что любое из них УЭО может применять только в отношении своих собственных грузов, то есть он должен быть держателем контракта с иностранным поставщиком. Также следует помнить, что статус УЭО, как уже отмечалось, не может применяться в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке.

Первым упрощением является возможность временного хранения товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. Его получить несколько сложнее, чем иные упрощения. В этом случае УЭО потребуется провести некоторые мероприятия со складом, где он планирует осуществлять временное хранение. Дело в том, что этот склад, по которому также придется собрать дополнительный комплект документов, в итоге будет иметь статус зоны таможенного контроля. Выездная таможенная проверка охватит не только офис УЭО, но и территорию его склада.

Данное упрощение позволяет хранить на складе УЭО иностранные товары. Сюда непосредственно доставляются все грузы, а необходимость в «транзитном» складе отпадает. Следовательно, исключаются расходы, связанные с оплатой въезда и хранения товаров на СВХ. Также нет необходимости включаться в реестр владельцев СВХ.

Второе упрощение предусматривает выпуск товаров до подачи декларации на товар (ДТ). Оно чаще всего востребовано компаниями-ритейлерами, которые не являются производителями товаров. Его смысл прост – груз имеет статус выпущенного таможней (при определенных условиях), хотя при этом компания на него еще даже не подавала ДТ.

Технически это делается так – в таможню подается «Обязательство в письменной форме о подаче ДТ». Вместе с ним представляется минимальный набор документов, позволяющих идентифицировать товары (инвойс, упаковочный лист, сертификаты). Если таможня определяет, что представленных документов ей достаточно для идентификации товара, она разрешает выпуск, и груз вывозится как растаможенный. ДТ на него нужно будет подать не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска. В зависимости от даты выпуска груза, соответственно, ДТ подается в интервале от 10 до 40 дней после того, как произошел выпуск.

Соответственно, нет угрозы срыва производства или сроков поставки, а логистика компании становится более предсказуемой.

Также сокращается срок хранения грузов на таможенных терминалах, что особенно актуально для портов, где время бесплатного хранения грузов минимально, а платные дни ощутимо дороги. Наличие такого доверия со стороны таможни объясняется весьма глубоким уровнем проверки надежности самого предприятия в период решения вопроса о присвоении ему статуса УЭО.

Третье упрощение допускает проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. Здесь нужно пояснить, что, даже имея статус УЭО, у компании сохраняется риск назначения таможней досмотра, осмотра, взвешивания и иных форм таможенного контроля. Однако все эти мероприятия будут проходить на территории склада УЭО, а не чужом СВХ, что значительно удешевляет расходы.

Подводя итог всему сказанному, в первую очередь отмечу, что, конечно, любой участник ВЭД, пожелавший получить статус УЭО, может самостоятельно подготовить пакет документов. Однако практика показывает, что надежнее и быстрее будет вариант работы через опытных экспертов. Главное – не ошибиться при выборе такого партнера и не сэкономить себе во вред. По нашему опыту, нанять брокера и через него «обслуживать» статус значительно дешевле и проще.

На рынке есть компании, которые успешно и на высоком уровне оказывают клиентам сервис по подготовке необходимой документации для получения статуса УЭО и предоставляют консультационные услуги максимально эффективного использования статуса УЭО в зависимости от вида деятельности компании, типа грузов и способов логистики. В качестве дополнительного сервиса можно рассчитывать на текущее абонентское обслуживание статуса УЭО, которое предполагает контроль соблюдения сроков подачи ДТ, подготовку отчетности для таможенных органов. Стоит помнить, что вся работа со стороны ФТС России по включению в реестр УЭО строится на строгом соблюдении регламентных сроков рассмотрения документов. Временами возникающие задержки, как правило, связаны с нерасторопностью самого заявителя при исполнении запросов таможенных органов.

Олег КРОПОЧЕВ,

генеральный директор ООО «Балтика-Транс»,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 20 марта 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog