Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Пришла пора позаботиться о себе

Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) готовится к масштабной перезагрузке. Фактически речь идет о его перезапуске и создании второй версии - УЭО 2.0.

Здесь следует уточнить, что в тексте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) не только обозначены главные контуры грядущих изменений в отношении УЭО, но многие из них детально описаны. При этом основные положения ряда новелл Кодекса являются прямыми нормами, которые своими решениями должна утвердить Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Их принятие необходимо для того, чтобы с момента вступления в силу ТК ЕАЭС заработал в полном объеме.

Проекты некоторых решений ЕЭК по данному вопросу уже вынесены на общественное обсуждение. По регламенту они должны вступить в силу практически одновременно с Кодексом. Применительно к системе УЭО в опубликованных документах четко обозначено смещение акцентов с национального на наднациональное законодательство и перераспределение регулятивных полномочий в пользу ЕЭК. Уточню, что еще в ходе написания ТК ЕАЭС его авторы поясняли смысл данного перераспределения.

С их слов, идея состояла в том, чтобы добиться максимальной унификации норм, регулирующих институт УЭО в рамках Союза. Это не просто красивая идея. Унификация позволяет заложить основы для взаимного признания УЭО пятью государствами ЕАЭС. При этом она преследует и более масштабные цели. В обозримой перспективе унификация позволит перейти к реализации идеи взаимного признания наших УЭО третьими странами.

Это очень важный момент, так как именно взаимное признание УЭО страной-экспортером и страной-импортером является реальным ключом к решению вопросов ускорения и упрощения внешней торговли. Такого рода успешных проектов в мире пока не много, но те из них, что были реализованы, например в рамках Соглашения между Китаем и Южной Кореей, обеспечили резкое повышение эффективности внешней торговли.

У перераспределения полномочий в пользу ЕЭК есть и «побочные» положительные последствия. Так, «тонкая настройка» большинства проблем и вопросов по УЭО, которая неизбежно потребуется после начала практического тестирования новых норм, может быть проведена через решения ЕЭК. Это более эффективный путь, чем реализация путем внесения поправок в национальный закон о таможенном регулировании или через акты ФТС России.

Причиной тому создание внутри ЕЭК, которой следует за это сказать добрые слова, понятной, эффективной и прогнозируемой технологии принятия, корректировки и общественного обсуждения проектов решений. Конечно, хочется, чтобы их принимали быстрее, но следует признать, что нынешние сроки и технологии принятия в ЕЭК существенно превосходят все то, что делается на уровне российского таможенного законодательства.

Из новшеств ТК ЕАЭС относительно института УЭО остановлюсь на том, которое толкователи Кодекса почему-то обходят вниманием. Его реализация в будущем наверняка обеспечит операторам существенные преференции. Речь о норме, что УЭО относится к низкой категории риска. Отмечу, что в ходе дебатов по статьям, которые касались УЭО, она вызвала ожесточенные споры и сопротивление ряда таможенных администраций.

Однако благодаря дипломатическим талантам представителей ЕЭК удалось не только сохранить эту важную новеллу, но и не допустить внесение в ее текст никаких отсылочных норм на национальное законодательство. Считаю, что с точки зрения лучших международных практик и ориентиров, которые Всемирная таможенная организация (ВТамО) установила для таможенных администраций, закрепление этой нормы в ТК ЕАЭС позволяет поднять статус института УЭО в Союзе до международных стандартов.

Напомню, что согласно действующему Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) уполномоченные экономические операторы могут воспользоваться преимуществами своего статуса только в виде применения специальных упрощений. При этом международная практика и мировые стандарты предусматривают для компаний, обладающих статусом УЭО, два вида преимуществ.

Второй нам пока недоступен. Речь о преимуществах в сфере безопасности. Они предполагают, что таможенные администрации применяют к ввозимым УЭО товарам менее затратные формы таможенного контроля или снижают частоту их применения. Убежден, что введение в ТК ЕАЭС такой нормы обязательно приведет к появлению многочисленной группы уполномоченных экономических операторов, главной целью для которых при получении статуса УЭО станет не применение специальных упрощений, а именно получение права относиться к низкой категории риска, причем на понятных и предсказуемых условиях.

Не секрет, что обладателей статуса УЭО многое не устраивает в нынешней системе. К сожалению, практика показывает, что, начиная процесс получения заветного статуса, многие слабо понимали особенности применения системы управления риска (СУР) в отношении УЭО и необоснованно надеялись, что статус автоматом даст им определенные преимущества.

На деле все оказалось не так. У нас система «белых списков» или «зеленого коридора» и система УЭО существуют параллельно, а в сфере управления рисками, по крайней мере в России, получение статуса УЭО является лишь одним из многих критериев отнесения к низкой категории риска. То есть получение статуса УЭО абсолютно не гарантирует, что его обладателя сразу внесут в «белые списки».

Более того, даже если ставшая УЭО компания выполнит все предъявляемые требования и будет отнесена к низкой категории риска, то ее могут в любой момент по неизвестным заранее причинам вычеркнуть из указанных списков. Это может произойти, например, из-за того, что в течение какого-то периода она сделала слишком много корректировок таможенных деклараций или совершила какие-либо иные законные действия, но которые почему-то не понравились ФТС России.

При этом исключение из «белых списков» не является основанием для исключения из Реестра УЭО. Сама же списочная система по-прежнему является непрогнозируемой и непубличной, хотя и крайне привлекательной для импортеров сферой. Сейчас появился шанс, что ТК ЕАЭС исправит эту ситуацию и изменит соотношение «белых списков» и статуса УЭО.

Надеемся, что имеющая статус УЭО компания будет автоматически и без дополнительных условий получать не только низкий уровень риска, но и включаться в «белые списки». Основанием для исключения, по нашему мнению, должно быть только приостановление действия свидетельства УЭО или его отзыв.

Очевидно, что ФТС России будет не просто понять и принять новые реалии, ведь речь идет о покушении на святая святых – монополию таможни на СУР. Не исключено, что попытки «исправить» ситуацию по-своему и не допустить революционных изменений в системе УЭО у нас в стране будут предприняты при написании нового закона «О таможенном регулировании в РФ».

В связи с этим сегодня важнейшая задача бизнеса состоит в том, чтобы не просто отстоять революционные и эволюционные достижения ТК ЕАЭС, но и постараться развить успех. Считаю, что пора заложить основы новой системы управления рисками в отношении УЭО. Для этого необходимо максимально активно включаться в процесс формирования нового таможенного законодательства России. Давайте напишем его вместе!

Дмитрий МАЙОРОВ,

генеральный директор ООО «Лакор»,

специально для «ТН» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 4 апреля 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog