Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Предложено то, что работать не будет

ТюринЦелью создания Евразийского экономического союза (Союз), который начал свое полноценное функционирование с 1 января 2015 года, в первую очередь является формирование единого торгового пространства, создание благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности на территориях государств – членов Союза, упрощение процедур получения правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров (принцип «единого окна»).

Разработанный и одобренный решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 16.05.2013 № 30 проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Договор) вводит в обращение единый товарный знак ЕЭП, а также предоставляет ему правовую охрану одновременно на всей территории Союза.

Вместе с этим проект Договора определяет порядок регистрации наименований мест происхождения товаров, зарегистрированных до вступления в силу указанного Договора и порядок регистрации новых наименований мест происхождения товаров (НМПТ). В документе также предусмотрено, что Стороны осуществят обмен перечнями НМПТ, которые были зарегистрированы до вступления Договора в силу. При этом в течение трех месяцев с того момента, как данный документ начнет действовать, Совет ЕЭК должен будет утвердить инструкцию, содержащую правила и процедуры применения указанного Договора.

В развитие инструкции предполагается разработать так называемый общий процесс Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП). В нем должны быть представлены операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Союза и законодательствами входящих в него государств–членов. В данном случае речь идет об операциях и процедурах, которые начинаются на территории одного из государств – членов Союза, а заканчиваются (изменяются) на территории другого союзного государства. Проект общего процесса ТС и ЕЭП представлен комплектом документов, перечень которых приведен в таблице:

Наименование документа Назначение документа Примечание
«Описание общего процесса ТС и ЕЭП» Предназначен для документирования процедур и операций общего процесса ТС и ЕЭП с учетом решений, направленных на оптимизацию и гармонизацию процедур Один документ для каждого общего процесса ТС и ЕЭП
«Регламент информационного взаимодействия общего процесса ТС и ЕЭП» Предназначен для документирования порядка и условий исполнения бизнес-транзакций, реализующих информационные взаимодействия между участниками при исполнении процедур общих процессов ТС и ЕЭП Один или несколько документов для каждого общего процесса ТС и ЕЭП
«Единый реестр электронных документов» Предназначен для документирования наборов данных, передаваемых в рамках информационных взаимодействий в составе общих процессов ТС и ЕЭП Единый реестр для всех общих процессов ТС и ЕЭП
«Порядок присоединения к общему процессу ТС и ЕЭП» Предназначен для документирования порядка и условий присоединения новых участников к общему процессу ТС и ЕЭП Один документ для каждого общего процесса ТС и ЕЭП

На данный момент в развитие общего процесса ТС и ЕЭП уже разработан документ под условным названием «Объектная модель деятельности Евразийской экономической комиссии». В нем приводится сводный перечень и детальное описание электронных документов, подлежащих использованию при информационном взаимодействии в рамках общих процессов ТС и ЕЭП.

Аналогичный общий процесс ТС и ЕЭП разработан в отношении использования наименований мест происхождения товаров ЕЭП. Он назван «Регистрация, правовая охрана и использование наименований мест происхождения товаров ЕЭП» (далее – Описание общего процесса) и представляет собой операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Союза и входящих в него государств–членов, которые начинаются на территории одного из них, а заканчиваются (изменяются) на территории другого. При этом описание общего процесса снабжено графическим материалом, иллюстрирующим схемы выполнения процедур с использованием стандартизованной графической нотации Unified Modeling Language (UML). Он входит в состав информационного обеспечения Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ) Таможенного союза.

В данной ситуации возникает вполне резонный вопрос: что необходимо государствам, формирующим Евразийский экономический союз? Считаю, что среди прочего от вступления в данное международное объединение они рассчитывают получить упрощение и унификацию отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров на территориях государств – членов Союза. На практике это означает введение и упрощение процедур регистрации единого товарного знака Союза, предоставление ему правовой охраны одновременно на всей территории государств – членов Союза.

Однако с сожалением приходится констатировать, что эти вопросы не решены ни в одном из проектов описанных выше документов. При этом структурно они представляют собой достаточно громоздкую конструкцию, которая для реализации поставленных задач вдобавок предполагает заключение еще целого ряда международных документов различного уровня. В результате этого еще на начальном этапе мы получаем чрезмерную правовую зарегулированность процесса регистрации товарного знака Союза.

В свою очередь, необходимость использования при его регистрации столь неоправданно большого объема регламентирующих документов значительно повышает коррупционную емкость собственно процесса регистрации товарного знака Союза. Исходя из этого, понимая громоздкость и неработоспособность упомянутого ранее Договора, по мнению специалистов, в новых условиях правообладателям будет целесообразнее регистрировать товарные знаки сразу на все государства Союза по так называемой Мадридской системе.

В этой связи необходимо обратить внимание на международный опыт регистрации товарных знаков, накопленный, например, в таких региональных объединениях, как Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС), Ведомство по товарным знакам стран Бенилюкс, Ведомство по гармонизации внутреннего рынка ЕС (OHIM), Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI) и Африканская региональная организация интеллектуальной собственности (ARIPO).

Думается, что в рамках Союза не стоит изобретать велосипед. В нашей ситуации, принимая во внимание особенности функционирования Союза и Единого экономического пространства пяти государств, более продуктивным и целесообразным будет учесть и творчески переработать опыт в данной области, например, Европейского союза (ЕС).

На мой взгляд, крайне важно учесть, что система регистрации товарного знака, разработанная и принятая в OHIM, позволяет исключить возможность возникновения неоднозначных трактовок основных отличительных способностей того или иного знака, а также избежать появления у национальных патентных ведомств предположения о вероятности угрозы смешения с другими товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, при рассмотрении споров о нарушении прав владельцев товарных знаков. Здесь следует пояснить, что по действующим правилам после регистрации знак может использоваться во всех 28 странах Евросоюза.

В завершение отмечу, что, на мой взгляд, ЕЭК не в полной мере проработала вопросы, связанные с порядком регистрации товарных знаков на территории ЕАЭС. В данном случае следует помнить о таких показателях товарных знаков, как «различительная способность» и «степень смешения». Напомню, что согласно статье 1483 Гражданского кодекса (ГК) РФ «не могут быть зарегистрированы товарные знаки, которые сходны до степени смешения с другими товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, или элементами таких знаков; а также сходные до степени смешения с наименованием мест происхождения товаров, официальными государственными символами, фирменными наименованиями, известными произведениями литературы и искусства, именами и псевдонимами известных лиц».

Михаил ТЮНИН,

кандидат юридических наук

Москва,

специально для «ТН» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 30 июля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog