Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

«Магнит» объявил о запуске собственного сервиса доставки из «Магнит Косметик». В тестовом режиме к услуге подключены магазины «Магнит Косметик» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

Промышленные наливные полы выступают надежным решением, когда речь идет о строительстве или ремонте коммерческих зданий. Такой вид покрытий отличают привлекательный внешний вид, прочность и высокие эксплуатационные характеристики.

В России хотят ввести регламент, согласно которому производители фастфуда будут указывать подробный состав продукта, а также снабжать его надписями о вреде для здоровья.

Россельхознадзор получил возможность отслеживать по России транзит продукции из стран, подпавших под российское продовольственное эмбарго.

Впервые обмен юридически значимыми электронными документами между компаниями в России и Белоруссии обеспечили СберКорус и белорусский EDI-провайдер "Современные технологии торговли".

/ Статьи

Познается на практике

Данностью стало то, что по итогам рассмотрения схожих по обстоятельствам дел арбитражные суды зачастую выносят противоположные решения. В итоге подобная противоречивая практика не только нарушает единообразие в толковании и применении установленных законодательством норм, но и не защищает должным образом нарушенные права участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Примером тому решения арбитражных судов по спорам о «признании незаконными бездействий таможенных органов по нарушению сроков выпуска товара», которые установлены статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), либо об отказе в удовлетворении названных требований. Напомню, что согласно части 1 статьи 196 ТК ТС «выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Это самое иное, как известно, установлено частью 2 той же статьи: «при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию».

Как следует из дел № А56-36379/2011, А56-39072/2011, А56-40581/2011, Арбитражный суд определился, что днем предъявления товара согласно положениям действующего законодательства следует считать «день предъявления таможенным органам коносаментов». Получается, что у таможенных органов есть всего один день на то, чтоб произвести выпуск товара. Однако тут в действие вступают положения части 4 статьи 196 о том, что «сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Напомню, что частью 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон № 311-ФЗ) установлены исключительные случаи для продления срока выпуска товара. На такую отсрочку можно рассчитывать:

если в соответствии с положениями ТК ТС и Закона № 311-ФЗ выпуск товаров может быть осуществлен при условии представления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, то срок продлевается до представления указанного обеспечения;

если декларант не представил лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, - до представления указанных документов либо обращения в письменной или электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 219 Закона № 311-ФЗ;

в случае проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 Закона № 311-ФЗ - до ее окончания;

при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС - до представления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

в случае запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 Закона № 311-ФЗ, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;

при представлении письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, - до уплаты таможенных пошлин, налогов.

Считаю, что три первых случая о возможности продления сроков не вызывают сомнений и вопросов. Однако участникам ВЭД следует знать, что при реализации таможенными органами положений подпункта 4 части 2 статьи 220 ТК ТС ключевыми являются положения части 10 статьи 106 Закона № 311-ФЗ. В соответствии с ними, если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то выпуск осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть начислены по результатам проведения дополнительной проверки. В этом случае таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем представления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Не стоит забывать и про положения статьи 198 ТК ТС: «если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз».

Здесь очевидна взаимосвязь положений данной статьи и части 10 статьи 106 Закона № 311-ФЗ, ограничивающих право таможенных органов на длительное увеличение сроков выпуска товара и обязывающих их в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, в письменной форме сообщать декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Все, что должен сделать декларант, - это своевременно представить необходимое обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом срок выпуска товара уже составит не два, а три дня, поскольку, как было отмечено ранее, в данном случае таможенный орган может осуществить его «не позднее одного дня, следующего за днем представления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов».

Напомню, что действующее законодательство допускает продление сроков выпуска товара по письменному разрешению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя либо лиц, их замещающих. Однако форма и порядок заполнения данного разрешения не регламентированы. По сложившейся практике решение о продлении срока должностные лица принимают в форме докладной либо служебной записки на имя руководителя (начальника) таможенного органа. При этом указываются разнообразные причины продления, а записки нумеруются произвольно.

Анализ изложенного выше показывает, что законодатель недоработал требования к письменным разрешениям руководителя (начальника) таможенного органа о продлении сроков выпуска, что существенно подрывает права декларанта и позволяет таможенникам произвольно и в удобное для них время создавать записки о продлении срока выпуска товара.

Однако в подпункте 3 пункта 43 решения Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») указано, что таможенным органом в случае принятия решения о продлении срока выпуска на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС, под номером 1 в графе «C» основного и добавочного листов декларации на товары (ДТ) проставляется отметка о принятом решении, цифровыми символами указывается дата (XXXXXX - день, месяц, две последние цифры года), до которой продлевается срок выпуска товаров, с проставлением подписи должностного лица. Отметку о принятом решении, указываемую в ДТ, невозможно внести задним числом.

Соответственно, в случае судебного обжалования следует обязательно обратить внимание на наличие на спорной ДТ даты, до которой продлеваются сроки выпуска товара, и подписи должностного лица. Их отсутствие свидетельствует о нарушении таможенным органом установленного законодательством порядка продления срока выпуска товара. Отсутствие отметки в графе «С» ДТ ставит под сомнение сам факт существования на этапе таможенного оформления решения о продлении срока.

К сожалению, в последнее время арбитражные суды не обращают внимания на несоответствие докладных и/или служебных записок о продлении срока выпуска товара требованиям относимости и допустимости доказательств, закрепленных в статьях 67, 68 АПК РФ.

Однако согласно действующим инструкциям, утвержденным приказами ФТС России, таким как Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах (региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах), которая утверждена приказом ФТС России от 18.10.2004 № 160, и «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене», которая утверждена приказом ФТС России от 06.06.2011 № 1200 (утратила силу), данные записки должны проходить регистрацию в отделе документационного обеспечения.

При этом на практике на них зачастую отсутствует штамп отдела, отвечающего за оборот документов, а также регистрационный номер. Также некоторые записки о продлении срока выпуска товара имеют ненадлежащим образом присвоенный регистрационный номер; бывает, что в описи к ДТ отсутствуют отметки об оспариваемых записках или нет указаний на отчет о применении/неприменении профиля риска. Практика показывает, что данные доводы суд оставляет без внимания (дела № А56-55219/2012, 63202/2012, 55223/2012, 62025/2012).

В некоторых случаях, несмотря на отсутствие у суда полномочий по проведению таможенного контроля, он принимал решение, которое не основывается на фактических и иных обстоятельствах дела, имеющихся в его материалах и доказательствах, что противоречит положениям статьи 170 АПК РФ (дело № А56-72164/2012). В то же время Арбитражный суд зачастую удовлетворяет требования заявителей о признании незаконными бездействия таможенных органов по нарушению сроков выпуска товара, установленных статьей 196 ТК ТС (дела № А56-65759/2012, 29104/2012, 35141/2012, 35176/2012, 68539/2011).

В этой связи хочется, чтобы таможенные органы не нарушали действующее законодательство и выпускали товар в максимально короткие сроки. Однако нужно понимать, что это идеальная картина и, вероятнее всего, ее воплощение в жизнь невозможно.

Поэтому, уважаемые участники ВЭД, прежде чем принять решение о судебном обжаловании бездействий таможенных органов, в первую очередь следует изучить возникшую ситуацию, тщательно проверить комплект документов к выпущенной ДТ, дать надлежащую оценку имеющимся у вас доказательствам. Чтобы минимизировать возможность возникновения в ходе судебного процесса неприятных сюрпризов, хотя у нас не прецедентная система права, стоит проанализировать сложившуюся по аналогичным делам судебную практику, не лишним будет по возможности проконсультироваться с квалифицированными специалистами по таможенным спорам.

Ксения ТУЛЬСКАЯ, партнер юридической фирмы ООО «Академия права» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 24 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Многофункциональный тягач для внутрипроизводственной логистики

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

 12 апреля 2021 / Логистика

«Магнит» запустил собственную экспресс-доставку из «Магнит Косметик»

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

 7 апреля 2021 / Логистика

Альтернативная защита для складского пола: российские технологии со знаком качества

Промышленные наливные полы выступают надежным решением, когда речь идет о строительстве или ремонте коммерческих зданий. Такой вид покрытий отличают привлекательный внешний вид, прочность и высокие эксплуатационные характеристики.

 31 марта 2021 / Логистика

 Что нас ждет в 2021 году: прогнозы и планы SCM Академии

Шок, который испытал бизнес в 2020 г., постепенно отступает. Начинается пора принятия новой реальности и адаптации.

 25 марта 2021 / Логистика

Как сэкономить, не потеряв в качестве с палетами CHEP (ЧЕП)

Деревянные палеты - многооборотная тара, без которой сложно представить существование ритейла. Палеты используют повсюду: на складах, распределительных центрах (РЦ), в торговых залах розничных магазинов.

 17 марта 2021 / Логистика

Бизнес-образование в таможенной сфере

В современном динамично меняющемся мире ценность практических знаний постоянно возрастает. В то же время неуклонно усиливается дифференциация людей по различным признакам, например, по уровню обеспечения общим и профессиональным образованием.

 8 февраля 2021 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog