Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разработала пакет решений, реализация которых позволит усовершенствовать порядок таможенного декларирования экспресс-грузов. В условиях развития трансграничной электронной торговли вступление документов в силу с 1 июля 2019 года позволит значительно упорядочить таможенные операции и обеспечит возможность электронной обработки сведений в отношении указанной категории грузов.

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

Вице-премьер Антон Силуанов поручил профильным ведомствам до 1 августа подготовить соответствующие поправки в законодательство, касающиеся контроля за продажей пива в России.

Минтранс предлагает контроль за движением тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам федерального значения отдать Ространснадзору.

В РоссииВ  вступают в силу дополнительные требования к месту расположения магазинов duty free.

/ Статьи

Пора перестать играть в молчанку

Большинство экспертов в сфере таможенного дела и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) почему-то оставили практически без внимания серьезную, в каких-то моментах даже фундаментальную, теоретическую работу - доклад «Таможенное администрирование в России. Какими должны быть современные процедуры».

Его подготовил триумвират уважаемых и авторитетных специалистов в области международной торговли и права - старший научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных макроэкономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Галина Баландина, заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Юрий Пономарев и ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев.

Их труд издан отдельной брошюрой, правда, если учесть число потенциальных читателей, весьма ограниченным тиражом – всего 500 экземпляров. Своего рода презентация 100-страничного доклада состоялась в ходе экспертной дискуссии «Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры?». Она прошла в рамках Х Гайдаровского форума «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды». В дискуссии участвовали представители Минфина и Минэкономики, налоговой и таможенной служб, бизнес-сообщества.

В докладе рассмотрены текущее состояние, основные проблемы и перспективы таможенного администрирования в России, проанализированы его лучшие мировые практики, а также мировой и российский опыт построения систем управления рисками (СУР). Вывод о том, что он не стал событием в сфере ВЭД, редакция «ТН» сделала на основании мониторинга откликов и публикаций по данной научной работе в открытых источниках.

Ничего, кроме нескольких призывов ознакомиться с работой, не обнаружили. Возможно, плохо искали. Не впечатлили и результаты опроса, который провел один из интернет-ресурсов, ориентированных на участников ВЭД. Судя по откликам, в нем участвовало 20 человек. Поэтому мы решили проинформировать читателей о указанном докладе. Однако считаем некорректным давать ему какую-либо оценку, пусть это делают профессионалы.

Как сообщили авторы, они «проанализировали наиболее важные направления деятельности таможенной службы России, организацию государственного контроля соблюдения мер торговой политики (перемещения товаров через таможенную границу), перспективы развития таможенной деятельности согласно обновленному таможенному законодательству, правительственным и ведомственным планам развития таможенной службы».

Уточнено, что труд развивает основные положения опубликованного в феврале 2018 года доклада «Таможенное администрирование в России: что делать?». Его подготовил Центр стратегических разработок (ЦСР) совместно с РАНХиГС и Всероссийской академией внешней торговли. В нем «проанализированы современные тенденции организации государственного контроля за трансграничным перемещением товаров в России и за рубежом, выявлены и описаны основные проблемы таможенного администрирования в России, предложены меры, реализация которых должна привести к построению единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей с повышением эффективности деятельности российской таможни как для участников ВЭД, так и для государства».

В своем труде авторы напомнили, что «административные процедуры, которые используют таможенные органы, с одной стороны, должны надежно обеспечивать соблюдение внешнеторгового законодательства, а с другой — быть комфортными и минимально затратными для лиц, участвующих в перемещении товаров через таможенную границу».

Их выводы основаны на необходимости «достижения амбициозных показателей национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», изучении лучшей мировой практики организации таможенного дела, а также исходя из правительственных планов развития цифровых технологий в государственном управлении».

Основные изменения, которые нужно осуществить в таможенной деятельности, считают авторы, - это настройка СУР, реформация текущих бизнес-процессов, оптимизация распределения и перераспределения функций между федеральными контрольно-надзорными органами исполнительной власти. Также даны предложения по отдельным инструментам таможенного регулирования, направленным на стимулирование развития экспорта и международного транзита. Эксперты убеждены, что их выводы и предложения можно использовать «при формировании планов действий Правительства РФ, разработке нормативных правовых актов в области таможенного дела, принятии управленческих решений в данной сфере».

В докладе рассмотрены текущее состояние, основные проблемы и перспективы таможенного администрирования в РФ, в том числе через призму международных рейтингов, оценок экспертов и участников ВЭД. Особое внимание уделено анализу показателей эффективности деятельности таможенных органов и основных направлений совершенствования таможенного администрирования в России.

Указано, что в РФ таможенные органы обеспечивают «соблюдение мер торговой политики, включая меры таможенно-тарифного (взимание таможенной пошлины) и нетарифного (запреты и ограничения на ввоз и вывоз) регулирования при перемещении товаров через таможенную границу». Авторы отметили, что в последнее время ФТС России декларирует повышение качества администрирования таможенных платежей и снижение административной нагрузки на бизнес за счет автоматической регистрации таможенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, их автоматического выпуска (до 80% к 2020 году) и совершенствования работы по категорированию участников ВЭД по уровню риска.

Для реализации намеченного служба будет концентрировать декларирование в центрах электронного декларирования (ЦЭД), а фактический контроль - в местах нахождения товаров. Для борьбы с «серым импортом» она намерена ввести маркировку каждой единицы отдельных категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу. По мнению авторов, предлагаемые ФТС России основные мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, которые уже закреплены в официальных правительственных и ведомственных планах, в целом сохраняют неизменными применяемые сейчас базовые технологии и бизнес-процессы, а значит, консервируют наиболее острые проблемы в таможенной сфере.

При этом эксперты признают, что в ней происходят некие позитивные изменения, например переход на электронное декларирование, постепенное сокращение сроков выпуска товаров. Однако по международным рейтингам в области организации государственного контроля трансграничных перемещений товаров Россия еще отстает от развитых и даже многих развивающихся стран.

Так, в составленном Всемирным банком (ВБ) Индексе эффективности логистики в 2018 году по критериям, оценивающим таможенно-пограничные формальности, мы находимся на 97-м месте из 163 стран, в рейтинге ВБ Doing Business 2019 года по направлению «Международная торговля» - на 99-м месте из 190 стран. На практике это означает, что у российских производителей, импортеров и экспортеров значительно больше издержек, связанных с перемещением товаров через границу, чем у зарубежных конкурентов.

В докладе сказано, что улучшение ситуации и достижение целей в сфере внешней торговли, международной кооперации и экспорта, поставленных в указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204, невозможны «без существенных изменений в ключевых сферах таможенного администрирования». На основе анализа в работе даны конкретные предложения и основные инструменты их реализации. В первую очередь они направлены на оптимизацию ключевых этапов бизнес-процессов таможенного и налогового администрирования.

Чтобы добиться существенного прогресса в развитии таможенного администрирования, по мнению экспертов, следует «минимизировать объем и количество проверочных мероприятий при прохождении товаров через границу». Достичь этого можно за счет «профессионального, предварительного анализа информации о всей цепочке поставок до прибытия товаров и осуществления фискального контроля на этапе после выпуска товаров в хозяйственный оборот. Облегчение и уменьшение контроля до выпуска (автоматического выпуска) должно компенсироваться полноценными проверками импортных процедур в контексте всей хозяйственной деятельности после выпуска».

Особое внимание нужно уделить внедрению технологий контроля, основанных на использовании автоматического сбора, накопления и анализа данных о международных поставках товаров и их дальнейшем обороте на таможенной территории (big data). Информация о товаре от производства до его реализации, ведение контроля на основе анализа товарных, транспортных и денежных потоков за определенный период обеспечивают прослеживаемость товара надежнее, чем его маркировка.

При своей эффективности она все-таки оставляет возможность для манипуляций с таможенной стоимостью и другими характеристиками товаров, влияющими на размер таможенных платежей, а также требует осуществления значительного объема различных поддерживающих контрольных мероприятий при товарообороте на внутреннем рынке. Также важное значение имеет организация контроля по принципу «единого окна», основанного на однократности представления информации для нужд государственного контроля и объединении (интеграции) различных видов контроля.

Проанализировав наиболее острые проблемы в таможенной сфере, авторы представили предложения по их решению. Так, при транзите нужна унификация таможенных документов и финансовых гарантий со странами, участвующими в транзитных операциях; при организации электронного документооборота можно использовать первичные документы экономических операторов, включая электронные данные, составленные иностранными лицами.

Для совершенствования нетарифных мер целесообразно осуществить перенос во внутренний оборот контроля соблюдения мер технического регулирования, а при использовании финансовых гарантий - внедрить генеральные гарантии с размером, адекватным риску неплатежей. Совершенствование СУР невозможно без вовлечения в анализ рисков «больших данных», получаемых из многочисленных источников, включая производителей и лиц, участвующих в цепочке поставок, обороте товаров на территории страны. Также следует уделить внимание совершенствованию внешнеторговой инфраструктуры, это необходимо для формирования условий по созданию в России консигнационных (бондовых) складов, включая склады для интернет-магазинов.

По оценке авторов, только за счет введения системы финансовых гарантий, их сопряжения с СУР и ее дальнейшего развития можно будет снизить среднее время прохождения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска. Это позволит России улучшить позиции в международных рейтингах, описывающих качество условий для ведения ВЭД, и подняться по компоненте «Международная торговля» рейтинга Doing Business до 70-й позиции (с 99-й позиции по состоянию на май 2018 года). Такое улучшение ситуации в таможенном администрировании положительно скажется на объемах внешней торговли России за счет снижения издержек участников ВЭД, что, в свою очередь, может привести к росту собираемости таможенных платежей.

Допускаем, что не все специалисты в сфере ВЭД примут и поддержат изложенные выше идеи и предложения авторов доклада, это вполне нормальная ситуация. Так, скорее всего, в ближайшей перспективе их вряд ли возьмет на вооружение ФТС России. Это стало понятно уже по ходу дискуссии на Х Гайдаровском форуме. Принимавший в нем участие руководитель ведомства Владимир Булавин особо подчеркнул, что сейчас реализуется Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, в которой четко определены основные приоритеты службы, цели и задачи.

Соответственно иное, что не отражено в программе, служба рассматривать сейчас не будет. При этом глава ведомства не исключил, что какие-то из идей независимых экспертов, в том числе из числа участников ВЭД, будут учтены при составлении аналогичной программы до 2030 года. Она будет принята после завершения ее предшественницы.

Отметим, что изначально было не понятно, почему на доклад практически никак не отреагировало бизнес-сообщество. Однако, поразмыслив, поняли, что на самом деле этого следовало ожидать. Дело в том, что основная часть участников сектора ВЭД, в котором, по данным ФТС России, занято более 80 тыс. игроков, на сегодня представляет собой некую аморфную массу, которая интересуется лишь зарабатыванием денег.

В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, получение прибыли - главная цель любой коммерческой организации. Для этого их и создают. Однако есть и другая сторона: участие в работе по выработке и реализации мероприятий и программ, направленных на формирование в стране благоприятных условий ведения бизнеса. Сегодня от бизнеса у нас этой работой профессионально занимаются дай бог несколько сотен экспертов.

Более чем 15-летний стаж работы на рынке ВЭД дает нам право говорить о том, что большинство его участников являются своего рода правовыми иждивенцами, которые ждут, что кто-то другой обеспечит им комфортные условия ведения бизнеса, создаст вменяемые законы, заставит чиновников их неукоснительно исполнять. Типа сделайте так, чтобы нам понравилось.

Пора понять, что этого не будет, а министерства и ведомства в обозримом будущем вряд ли начнут вырабатывать правила, исходя из интересов бизнеса. При этом сейчас его интересы в различных рабочих группах при Государственной думе, том или ином ведомстве, Торгово-промышленной палате РФ, как правило, защищают одни и те же эксперты, и счет им не легион. Многих из них мы, к счастью, знаем и активно взаимодействуем в информационном плане.

Правда, есть и такие, кто наши предложения игнорирует, но это их выбор, и мы его принимаем. Надеемся, что совместная работа с теми, кто в ней заинтересован, будет продолжена. На наш взгляд, эксперты зря не уделяют должное внимание публичной стороне законотворчества. Как говорится, страна должна знать своих героев, причем не только их, но и совершенные ими дела. Это только в разведке награждают по секретным спискам.

Редакция «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 14 марта 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Нужны современные электронные таможенные технологии

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разработала пакет решений, реализация которых позволит усовершенствовать порядок таможенного декларирования экспресс-грузов. В условиях развития трансграничной электронной торговли вступление документов в силу с 1 июля 2019 года позволит значительно упорядочить таможенные операции и обеспечит возможность электронной обработки сведений в отношении указанной категории грузов.

 21 марта 2019 / Таможня

По силам ли нам сберечь свой лес?

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

 20 марта 2019 / Таможня

Таможенный аудит важен, но его нет

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

 18 марта 2019 / Таможня

Сообщество плюс цифровизация

Весь документооборот в порту Гамбург, начиная с 2020 года, будет осуществляться исключительно в электронном виде. Информация об этом была доведена до участников прошедшей в Санкт-Петербурге международной конференции В«Цифровизация в порту на примере порта ГамбургВ».

 13 марта 2019 / Таможня

Представители расскажут о себе всё

Приказ ФТС России от 23.11.2018 № 1902 В«Об утверждении форм заявления о включении в реестр таможенных представителей и заявления о внесении изменений в реестр таможенных представителейВ» 23 февраля 2019 года вступил в силу.

 12 марта 2019 / Таможня

Нужны современные электронные таможенные технологии

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разработала пакет решений, реализация которых позволит усовершенствовать порядок таможенного декларирования экспресс-грузов. В условиях развития трансграничной электронной торговли вступление документов в силу с 1 июля 2019 года позволит значительно упорядочить таможенные операции и обеспечит возможность электронной обработки сведений в отношении указанной категории грузов.

 21 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

По силам ли нам сберечь свой лес?

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

 20 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенный аудит важен, но его нет

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

 18 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Сообщество плюс цифровизация

Весь документооборот в порту Гамбург, начиная с 2020 года, будет осуществляться исключительно в электронном виде. Информация об этом была доведена до участников прошедшей в Санкт-Петербурге международной конференции В«Цифровизация в порту на примере порта ГамбургВ».

 13 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Представители расскажут о себе всё

Приказ ФТС России от 23.11.2018 № 1902 В«Об утверждении форм заявления о включении в реестр таможенных представителей и заявления о внесении изменений в реестр таможенных представителейВ» 23 февраля 2019 года вступил в силу.

 12 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog