Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Платежи в Таможенном союзе

Актуальные вопросы применения норм законодательства Таможенного союза и национального таможенного законодательства по вопросам начисления, взимания, уплаты и взыскания таможенных платежей

С 01.07.2010 ключевым документом, регулирующим правоотношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС).

В целях реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза на территории Российской Федерации издан Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Целью настоящей публикации является освещение отдельных актуальных и проблемных вопросов, связанных с начислением, взиманием и взысканием таможенных платежей, в условиях действия Таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, возникающих у представителей бизнеса и таможенных органов.

Необходимо отметить, что правовое регулирование в этой области претерпело значительные изменения. Обозначенные вопросы взимания и взыскания таможенных платежей, лежащие в плоскости таможенного законодательства, самым тесным образом переплетены с вопросами применения гражданского и налогового законодательства, законодательства об исполнительном производстве.

Эти сферы законодательства по состоянию на настоящий момент в государствах-участниках Таможенного союза практически не унифицированы, что, зачастую, и является причиной возникновения проблем у правоприменителей.

Так, значительные изменения коснулись законодательной регламентации начисления и взимания таможенных сборов за таможенные операции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 №724 (далее - Постановление №724), которое вступило с 01.10.2011, внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (далее - Постановление № 863).

Постановлением № 724 утверждены так называемые «фиксированные» ставки таможенных сборов за таможенные операции при подаче временной таможенной декларации в отношении товаров, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, а также при вывозе товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

ФТС России разъяснила, что под товарами, облагаемыми вывозными таможенными пошлинами, понимаются, в том числе и те товары, в отношении которых постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 №695 и от 23.12.2006 №795 установлена нулевая ставка вывозной таможенной пошлины. В таких случаях подлежит применению ставка таможенных сборов за таможенные операции исходя из стоимости вывозимых товаров.

При помещении под таможенные процедуры экспорта или временного вывоза товаров, классифицируемых в диапазоне товарных групп 84-90 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ЕТН ВЭД), таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 7.2 Постановления №863, а именно однократно в размере 5 тыс. рублей (при условии, что в такой таможенной декларации не декларируются товары, классифицируемые в иных товарных группах ЕТН ВЭД).

Если в одной таможенной декларации помимо товаров, классифицируемых в товарных группах 84-90 ЕТН ВЭД, декларируются товары, классифицируемые в иных товарных группах ЕТН ВЭД, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются следующим образом: 5 тыс. руб. - в отношении товаров, классифицируемых в товарных группах 84-90, в отношении остальных товаров, классифицируемых в иных товарных группах ЕТН ВЭД, - по ставкам, установленным пунктом 1 Постановления № 863 (от стоимости таких товаров). Изменения в законодательстве о таможенном деле затронули также вопросы внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (глава 12 ТК ТС).

Так, согласно статье 88 ТК ТС размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов без учета возможных тарифных льгот и тарифных преференций, которые могут быть предоставлены в отношении перемещаемых товаров.

То есть, если в отношении какого-либо товара применяется ставка НДС в размере 10% при условии предоставления таможенному органу соответствующих документов при таможенном декларировании, то в случае выпуска этого товара в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, должно рассчитываться с учетом суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке 18%.

Существенно изменился порядок осуществления контроля за условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Такой контроль будет осуществляться в течение 5 лет, если не будет установлен иной срок действия данной льготы. По истечении этого срока при отсутствии нарушений, обязанность по уплате таможенных платежей считается прекращенной. Этот вопрос очень важен для участников ВЭД в связи с тем, что в предшествующие годы значительное количество товаров было ввезено в качестве вклада в уставный капитал.

В отношении таких товаров предоставлены льготы, сопряженные с ограничением по пользованию и распоряжению. Чтобы определиться со сроком уплаты необходимо иметь в виду, что с учетом переходных положений ТК ТС о статусе товаров (статья 370 ТК ТС), срок уплаты, установленный статьей 211 ТК ТС для товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению, считается с даты вступления в силу ТК ТС, то есть с 01.07.2010.

18.08.2011 вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». Этим Решением утвержден порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин для отдельных категорий товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза. Данный порядок, в том числе, содержит положения, касающиеся товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд).

Согласно положениям данного Решения в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при передаче таких товаров во временное пользование иным лицам наступает срок уплаты таможенных пошлин. Это либо первый день совершения указанных действий, а если такой день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. По аналогии с требованиями, установленными постановлением Правительства №883 от 23.07.1996 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», в Решении Комиссии сохранено положение о наступлении срока уплаты таможенных пошлин и в случае совершения организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) с освобождением от таможенных пошлин.

Ряд проблем возникает при применении положений Закона о таможенном регулировании при осуществлении возвратов (зачетов) денежных средств, уплачиваемых участниками ВЭД. Эти вопросы регулируются положениями главы 17 Закона о таможенном регулировании.

Установленный статьей 147 Закона о таможенном регулировании порядок возврата излишне уплаченных, а также излишне взысканных таможенных платежей предусматривает подачу плательщиком одновременно с заявлением о возврате (зачете) денежных средств документов, необходимых таможенному органу для принятия соответствующего решения. К числу таких документов, в том числе, относится документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, например корректировка декларации на товары (КТД) или корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС). Другими словами, для осуществления возврата (зачета) денежных средств изначально таможенный орган должен внести соответствующие изменения в декларацию на товары, после чего исчисленные в декларации таможенные пошлины, налоги приобретут статус излишне уплаченных или взысканных.

Такой порядок применяется, в том числе, и в ситуациях, связанных с исполнением таможенными органами решений судов. Общая концепция изменений в законодательстве по взысканию задолженности сводится к упрощению, унификации и ускорению процедуры взыскания, причем как для таможенных органов, так и для участников ВЭД.

Главное новшество здесь состоит в том, что теперь таможенный орган в случаях возникновения задолженности наделен более широкими полномочиями при осуществлении мероприятий, направленных на погашение задолженности.

Поэтому необходимо иметь в виду, что при наличии у участника ВЭД задолженности таможенный орган в целях ее оперативного погашения вправе обратить взыскание практически на любые денежные средства, имеющиеся на лицевом счете плательщика в таможенных органах Российской Федерации независимо от их статуса - будь то авансы, денежные залоги, излишне уплаченные либо излишне взысканные денежные средства.

Для принятия всех этих мер законом установлены ограниченные сроки, что способствует сокращению сроков взыскания, и, как следствие, - уменьшению сумм пеней, начисляемых в связи с несвоевременной уплатой таможенных платежей.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что значительное, масштабное обновление нормативной базы, регулирующей правоотношения, возникающие между таможенным органом и участником ВЭД в условиях функционирования Таможенного союза, в том числе в части вопросов, связанных с начислением, взиманием и взысканием таможенных платежей - вещь объективная, и взаимодействие таможни и бизнеса должно строиться на качественно ином уровне.

Безусловно, законодателю при разработке отдельных нормативно-правовых актов не удалось избежать недостатков и пробелов. Но в целом общая тенденция нового таможенного законодательства сводится к оптимизации взаимодействия таможни и бизнеса, упрощению и ускорению таможенных операций, связанных с таможенным декларированием.

Елена Ухова, начальник отдела таможенных платежей ЮТУ

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 6 марта 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog