Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

ПЕРСПЕКТИВА БЕЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В ближайшие годы прогнозируется существенный рост грузопотока по направлению к портам Дальнего Востока. Однако нехватка пропускных мощностей транспортной системы регионов потребует от грузоотправителя более тщательного анализа рисков и внимательного подхода к выбору компании – оператора.

 Экспорт растет

За последние несколько лет структура грузопотока в сети ОАО «РЖД» претерпела значительные изменения. Сегодняшние показатели экспортных перевозок опережают уровень «тучных» докризисных лет. В целом, в компании по итогам 1 квартала 2012 г., ожидается рост погрузки на уровне не менее 2,8%. Этот же уровень роста планируется достичь и по итогам года.

 С одной стороны, подобные тенденции роста радуют участников перевозочного процесса: операторов, экспортеров, представителей инфраструктурной компании. Но с другой - отмечаемое повышение загрузки сети приводит к фактически полному израсходованию пропускной способности на основных направлениях. Прежде всего, на подходах к портам Дальневосточного региона, в направлениях Транссиба и БАМа.

Только в феврале на Дальневосточной железной дороге было «брошено» 67 грузовых составов, около половины из которых составили цистерны с нефтепродуктами.

 Еще ранее ряд ограничений был введен на количество угольных маршрутов по направлениям в порты региона. При этом дальневосточные порты продолжают оставаться лидерами прироста грузооборота. Так, по итогам минувшего года, в портах региона грузооборот увеличился до 125,3 млн. тонн (+6,7%) – это лучший показатель среди российских портов. Сухогрузы составили 70,9 млн. тонн (+10,9%), а наливные грузы - 54,4 млн. тонн (+1,6%) от общего объема. И, судя по всему, темпы будут только увеличиваться.

 В ближайшие годы наибольший прирост грузооборота ожидается в портах Ванино-Совгаванского транспортного узла – Ванино и Советская Гавань. Свои намерения по развитию перевозок через узел заявляют ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел», ООО «Сахатранс», ГК «Петропавловск», ООО «Базовый элемент» и другие. Значительный рост перевозок ожидается в сообщении с портами Посьет, Владивосток, портами Восточно-Находкинского транспортного узла.

грузооборот На основе анализа заявок грузоотправителей и с учетом тенденций портового бизнеса, были сделаны прогнозы. Они показывают, что пропускную способность ДВЖД к 2020 году необходимо увеличить на всем ее протяжении в 4-5 раз и обеспечить перевозки в порты Ванино и Советская гавань на уровне 87 млн тонн в год. Очевидно, что доставка грузов через дальневосточные порты страны вполне конкурентоспособна, и более того, максимально востребована. Поскольку страны АТР[2] становятся не просто основными потребителями российской ресурсно-сырьевой базы, но и центром притяжения деловой и производственной активности.

 Дальневосточное направление стало еще более привлекательным для участников ВЭД после введения удаленного и электронного декларирования. Однако вполне правомерен следующий вопрос: способна ли железнодорожная отрасль, особенно в условиях перманентного реформирования, справиться с объемом экспортных грузопотоков, который будет предъявлен к перевозке?

 В настоящее время на сети ОАО «РЖД» насчитывается более 6000 км «узких мест». И как предостерегают в компании, при отсутствии дополнительных инвестиций к 2015 году протяженность лимитирующих участков может увеличиться еще на 7,2 тыс. км. В частности, необходимы значительные объемы инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона. Плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России. В то же время, именно здесь проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, «Приморье-1», «Приморье-2», БАМ.

 Контейнеры против массовых грузов

Сегодня наиболее загруженным направлением региона является Транссибирская железнодорожная магистраль. Она обеспечивает основные транспортно-экономические связи в международном сообщении. Используются мощности дальневосточных морских портов и приграничных станций на российско-монгольской, российско-китайской, российско-корейской границах.

 В наибольших объемах по Транссибу перевозятся сырая нефть и нефтепродукты, уголь, минерально-строительные материалы, черные металлы, лесные и прочие грузы. Густота перевозок грузов в последние годы на отдельных участках достигала 90 млн т км/км. В соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», прогнозируется увеличение суммарных объемов грузоперевозок по Транссибу в 1,1 – 1,3 раза от уровня 2010 года (в зависимости от участка).

 В перспективных объемах грузовых перевозок сохранится преобладающая доля угля и нефтегрузов при некотором увеличении перевозок рудных грузов и грузов группы «прочие». В составе последних может увеличиться доля грузов в контейнерах, при условии реализации мероприятий, направленных на привлечение грузов международного транзита, прежде всего товаров евроазиатской торговли, в сеть железных дорог России.

 В 2011 году загрузка основного хода по БАМу составляла от 7,8 до 24,7 млн т км/км в зависимости от участка. Значительное влияние на объемы перевозок грузов оказывали перевозки в сообщении с Ванино-Совгаванским транспортным узлом – более 15 млн. т (в восточном направлении уголь и нефтегрузы (90%), в западном – глинозем (85 %). На полигоне БАМа предусмотрено и уже частично начато освоение крупнейших угольных месторождений: Эльгинского, Денисовского, Чульмаканского, Апсатского, планируется разработка Тарыннахского, Таежного, Десовского, Краснояровского железорудных месторождений, Чинейского полиметаллического и Удоканского медного месторождений, Селигдарского месторождения апатитов.

 Увеличение объемов грузовых перевозок по Байкало-Амурской магистрали в перспективе будет зависеть, главным образом, от интенсивности развития горнодобывающей отрасли на полигоне влияния БАМа и от наращивания портовых мощностей в Ванино-Совгаванском транспортном узле. С учетом реализации проектов по застройке терминальных мощностей в Ванино-Совгаванском транспортном узле (ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел», ООО «Сахатранс», ГК «Петропавловск», ООО «Базовый элемент», создание портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» и др.), объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом на этом направлении возрастут к 2015 году в 4 раза, по сравнению с 2010 годом, а к 2020 году - почти в 6 раз (в соответствии со «Стратегической программой развития Байкало-Амурской магистрали на период до 2020 года»).

 Однако недостаток пропускных мощностей дальневосточного региона состоит в том, что пропускные мощности не позволяют полностью задействовать весь потенциал грузовой базы и экспорта сырья. Необходимо эффективное использование транзитного потенциала российских железных дорог с привязкой к развитию участков международных транспортных коридоров. Наиболее наглядной иллюстрацией может служить судьба проекта привлечения транзитных грузов на трансконтинентальное направление «Восток-Запад» с помощью нового транспортного продукта «Транссиб за 7 суток». Как показали пилотные испытания маршрута, вполне возможно не только осуществить транзит грузов от восточных границ и портов России до западных в указанный срок, но и достичь расчётнойскорости контейнерного состава в 1400 км/сут.

 В последние годы на Транссибе удалось повысить качество транспортного обслуживания, решить вопросы с сохранностью перевозимых грузов, ввести упрощенный порядок декларирования грузов в контейнерах. Применяемые информационные технологии позволяют осуществлять контроль за движением вагонов и контейнеров в режиме реального времени. Наряду с этим, технология контейнерных перевозок в составе контейнерных поездов позволяет не только сократить время доставки грузов, но и осуществлять доставку фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию.

 Согласно подсчетам, реализация мероприятий, предусмотренных программой по формированию транспортного продукта «Транссиб за 7 суток» позволит привлечь на Транссибирскую магистраль часть контейнеропотока в сообщении между странами Восточной Азии и странами Европы. В настоящее время поток осуществляется по традиционному морскому маршруту через Суэцкий канал, в объеме порядка 700 тыс. шт. ДФЭ[3]. Однако окончательному внедрению этого проекта препятствует перегруженность основного хода магистрали перевозкой массовых грузов и отсутствие пропускных резервов.

Преодоление лимитов

В настоящее время состояние железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей не отвечает потребностям растущего рынка грузовых перевозок. Коэффициенты использования мощности на большинстве участков превышают предельно допустимые значения. Общая протяженность «узких мест» составляет порядка 10% общей протяженности дорог полигона. К 2015 г прогнозируется более чем двукратный рост этого показателя (более 2,1 тыс. км) даже при условии реализации запланированных в настоящее время мероприятий в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД».

 Несмотря на высокую техническую оснащенность Восточного полигона Транссибирской магистрали, некоторые участки уже сталкиваются с недостаточной пропускной способностью и ограничением скорости движения поездов.

 Основными лимитирующими элементами являются устройства тягового электроснабжения. Так, износ основного оборудования хозяйства электроснабжения создает трудности в эксплуатационной работе на таких участках, как Чита – Петровский завод, Чита – Карымская, на подходах к Владивостокскому ж. д. узлу. Серьезные ограничения создает недостаточная пропускная способность ряда тоннелей и мостов этого направления. К примеру, существующий тоннель под рекой Амур у г.Хабаровска находится в неудовлетворительном состоянии и требует реконструкции с закрытием движения не менее чем на 3 года. Также в неудовлетворительном состоянии находятся мосты через р. Зея и р. Бурея, Облученский тоннель. Последний, кстати говоря, был построен еще в 1914 г., электрифицирован в 1979 г., скорость движения поездов в нем ограничена до 40 км/ч.

 Кроме того, сдерживающим фактором для организации движения поездов повышенного веса и длины, является недостаточное количество и длина приемо-отправочных, сортировочных, вытяжных и подгорочных путей на промежуточных, участковых и сортировочных станциях. Это снижает их пропускную и перерабатывающую способность, приводит к задержкам поездов у входных сигналов, снижает участковую скорость пассажирских и грузовых поездов.

 Пропускную способность участков Байкало-Амурской магистрали, в основном, ограничивает наличие однопутных перегонов протяженностью свыше 20 км. Сложный профиль участков с горными перевалами, тоннелями, виадуками и мостами, а так же значительное количество перегонов с ограничениями скоростей. Так, дефицит пропускной способности отмечен на участке Тайшет – Тында. Движение поездов осуществляется здесь без технологического «окна» и резерва времени на отказы технических устройств. Недостаточная пропускная способность имеет место из-за большой протяженности перегонов и сложных горных условий.

 Для ликвидации инфраструктурных ограничений и обеспечения пропуска перспективных грузопотоков в ОАО «РЖД» разработана Комплексная программа развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона Транссибирской железнодорожной магистрали на период до 2015 г. и Стратегическая программа развития Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на перспективу до 2020 года.

 С целью освоения перспективных объемов перевозок на восточном полигоне Транссибирской магистрали планируется осуществить:

 · комплексную реконструкцию участка Карымская - Забайкальск с электрификацией участка Карымская - Борзя;

 · удлинение станционных путей;

 · развитие железнодорожных узлов и сортировочных станций;

 · развитие пограничной станции Забайкальск; усиление устройств энергоснабжения;

 · модернизацию устройств СЦБ и связи;

 · реконструкцию локомотивных депо;

 · развитие пунктов технического осмотра локомотивов.

 Кроме того, предусматривается строительство контейнерного терминала на станции Хабаровск и реконструкция контейнерных терминалов на станциях Находка и Гродеково. Объем инвестиций в реализацию мероприятий по модернизации железнодорожной инфраструктуры восточной части Транссибирской магистрали составляет 193,0 млрд руб.

 Освоение заявляемых перспективных объемов перевозок по БАМу потребует:

 · завершения реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля (реализуется в настоящее время с участием Инвестиционного фонда РФ),

 · строительства вторых путей общей протяженностью 2700 км; развития Ванино - Совгаванского железнодорожного узла;

 · реконструкции Дабанского тоннеля, усиления путевого хозяйства и искусственных сооружений. Необходимые инвестиции на реализацию указанных мероприятий составляют около 868,6 млр руб.

 В то же время, очевидно, что какими бы быстрыми темпами ни шло наращивание железнодорожной сети в целом по стране, свободный рынок инфраструктуры появиться еще не скоро. В этих условиях особое значение приобретают организационные формы взаимодействия между инфраструктурной компанией в лице ОАО «РЖД» и компаниями-операторами. Нельзя сказать, что на сегодняшний день это взаимодействие проходит гладко. Переизбыток порожних вагонов на сети, брошенные поезда на подходах к портам, пробки на лимитирующих участках, все это привело к тому, что (согласно ранее озвученным планам) в марте РЖД планирует перестроить систему работы с операторами подвижного состава на основе введения запрета на отправку порожних вагонов без гарантии обратной загрузки.

 В сложившихся условиях формирования операторского рынка выбор компании – перевозчика для грузоотправителя становится крайне актуальной задачей. Ориентиром здесь может служить индивидуальный подход к каждому клиенту, высокий уровень качества оказываемых услуг, оперативная перевозка грузов, гибкие формы сотрудничества, ответственность и ориентация на долгосрочное партнерство.

 [2] Азиатско-Тихоокеанский регион

[3] ДФЭ - двадцатифутовый эквивалент

 Быков Вадим – начальник Отдела по работе с клиентами

“СТТ Брокер”

vadim@sttb.ru

тел.(495) 234-52-54

www.sttb.ru

Материал предоставлен информационно-аналитическим журналом "ВЭД консалтинг"


 26 сентября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog