Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Только за две недели с начала действия правил, допускающих приезд иностранцев в Санкт-Петербург по электронной визе, город посетило более 15 тыс. зарубежных туристов. 

10 октября завершился второй курс обучения в логистической академии «Supply Chain Leaders 2019. Развитие без границ!» – первой обучающей программы для менеджеров по логистике в России.

C 24 по 26 сентября 2019 г. в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» с успехом прошла 10-я Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT RUSSIA, став по-настоящему знаковым выставочным событием для специалистов по логистике и управлению цепями поставок.

Электронные паспорта транспортного средства взамен бумажных начали выдавать ко всем выпускаемым в России автомобилям.

Минфин РФ предложил продлить эксперимент по документарной прослеживаемости товаров до конца июня 2020 года.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что ведомство выступает за введение базового уровня качества для продукции в странах ЕАЭС и работает, чтобы сделать её наднациональной.

/ Статьи

Перед ввозом товар следует идентифицировать

В данной публикации речь пойдет о применении запретов и ограничений, действие которых распространяется на конкретные товары, перемещаемые через таможенную границу различными видами транспорта. Как известно, их достаточно четкое определение изложено в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Договоре о Союзе.

Из перечисленных документов следует, что применительно к таможенному делу имеются в виду запреты и ограничения, которые «применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов».

Сразу уточню, что в настоящее время действует очень много запретов и ограничений. Соответственно имеется не меньше документов, которые определяют объекты применения запретов и ограничений, а также момент и порядок представления таможенному органу различного рода разрешительных и иных, например идентификационных, документов. Однако на сегодня нет единого документа, в который были бы сведены все имеющиеся запреты и ограничения, а также приведен перечень необходимых в данном случае разрешительных документов. По этой причине участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) каждый раз приходится проверять соблюдение запретов и ограничений по обширному перечню документов.

При работе с запретами и ограничениями особое внимание изначально следует обратить на такое ключевое понятие, как «идентификация товара». Сделать это необходимо заранее, то есть еще до момента заключения внешнеторгового контракта и начала перемещения товара через границу. Признаю, что для получения искомого результата придется приложить определенные усилия, но в данном случае «овчинка стоит выделки».

Ключевая роль в предварительной работе, которую, планируя внешнеторговую сделку в отношении конкретного товара, необходимо провести, отводится Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС. Однако следует понимать, что, пользуясь кодом товара, далеко не всегда удается определить все запреты и ограничения, применяемые к тому или иному товару. Далее приведу некоторые самые сложные и резонансные случаи, когда введенный в справочник и проверенный по всем полученным ссылкам на документы код ТН ВЭД не расскажет нам про все имеющиеся запреты и ограничения.

Так, код не скажет нам все о товаре в тех случаях, которые я отношу к «законодательным недоработкам». Известно, что в последнее время в отношении товаров, являющихся объектами технического регулирования, один за другим выходят соответствующие технические регламенты. В них приводятся конкретные требования к указанным группам товаров.

При этом в дополнение к каждому техрегламенту мы ожидаем появление перечня продукции с указанием кодов ТН ВЭД, в отношении которых подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, которые подтверждают соблюдение требований техрегламента.

Бывает, что ожидание длится год-два, а иногда бывает, что оно затягивается на более длительный срок. Например, технический регламент «О безопасности продукции легкой промышленности» вступил в силу с 1 июля 2012 года, а соответствующий перечень подпадающей под него продукции был утвержден более чем через год - 15 октября 2013 года. Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» действует с 1 июля 2013 года, но вот перечня к нему нет до сих пор, то есть участники ВЭД ждут его появления без малого шесть лет.

Для наглядности предположим, что участник ВЭД предполагает импортировать некие товары, требования к которым содержатся в технических регламентах «О безопасности низковольтной продукции» и «Электромагнитная совместимость технических средств». Знакомство с перечнями по этим регламентам показывает, что для товара, который планируется к ввозу, сертификат соответствия не требуется.

Однако если продолжим идентификацию и изучим сам регламент, то с очень большой долей вероятности выясним, что для ввоза технической продукции импортеру потребуется декларация о соответствии. На сегодня к указанным регламентам перечни декларируемой продукции отсутствуют. По этой причине идентификация товаров в части отнесения к тому или иному регламенту многократно усложняется.

В итоге сложившаяся ситуация немного напоминает ловушку: с одной стороны, для таможенного оформления документ о соответствии не требуется, а с другой - по условиям регламента для ввоза товара такой документ необходим. Главное здесь - определить товар как объект подтверждения соответствия и понять, необходимо ли на него оформлять документ о соответствии до того момента, когда в рамках системы управления рисками (СУР) таможня заинтересуется причиной отсутствия сведений о документе о соответствии в графе 44 декларации на товары (ДТ).

Здесь также следует уточнить, что, помимо ситуации с техническим регулированием, код не всегда подскажет нам, требуется ли для импортируемого товара лицензия. Например, из-за рубежа планируется ввезти некий «затейливый коктейль», представляющий собой смесь из нескольких различных химикатов в одном флаконе. Представим, что на первом этапе декларант сумеет определить код указанной смеси и выяснит, что код не включен ни в никакие списки и перечни контролируемых товаров. Также не окажется справочников, говорящих о наличии требований по лицензированию указанного товара.

Однако это не означает, что позднее, при декларировании, система управления рисками не выявит наличие в указанной смеси компонента, в отношении которого вне выбранного кода ТН ВЭД применяется лицензирование. Например, если в смеси вдруг окажется всего 1% гаммабутиролактона, импортеру потребуется получать лицензию Министерства промышленности и торговли. При этом за разрешением на ввоз или вывоз смеси, содержащей компонент, внесенный в Список I раздела 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, участнику ВЭД придется обратиться в МВД.

Дело в том, что решение данного вопроса находится в компетенции именно этого федерального органа. Соблюдать же разрешительный порядок необходимо независимо от количества в данной смеси того или иного средства и вещества из Списка I, причем находящихся в любой форме и физическом состоянии.

Если в смеси вдруг окажется, например, 31% триэтаноламина, то импортеру товара, независимо от его кода, также будет необходимо заблаговременно получить лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

Это обусловлено тем, что триэтаноламин включен в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. Поясню, что необходимость лицензирования возникает в случае содержания в смеси данного вещества в количестве 30% и более по весу или объему. Конечно, здесь не стоит забывать, что экспортный контроль не является контролем экспортируемой продукции, существенная часть химикатов подлежит лицензированию при вывозе и при ввозе.

Также следует учитывать, что в экспортном контроле есть еще одна идентификационная сложность, вытекающая из понятия «всеобъемлющий экспортный контроль». В экспортном контроле в качестве разрешительного документа выступает лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, а при всеобъемлющем экспортном контроле эту роль играет соответствующее разрешение Комиссии по экспортному контролю. Оно может потребоваться именно для того товара, который идентифицируется как не подлежащий лицензированию.

В финале рассмотрим случай, когда, например, предполагается осуществить идентификацию импортного товара. Имею в виду ввоз партии оригинальных женских кошелечков из крокодиловой кожи. Предварительно поставщику, чтобы в будущем избежать проблем на границе, следует выяснить, не подпадает ли данный кошелечек под действие требований, предъявляемых к объектам нетарифного регулирования, включенным в раздел 2.7 Единого перечня товаров. По действующим правилам к такому товару могут применяться меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами. Раздел 2.7 включает товары, контролируемые Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года (СИТЕС). Как понятно из названия документа, под его действие подпадают перечисленные в нем виды дикой фауны и флоры. Причем это правило действует не только в отношении животного, но и любой его легко узнаваемой части или деривата. Из сказанного следует, что ввозимый товар является контролируемым конвенцией. Соответственно, для его импорта, вероятно, потребуется оформление предусмотренных правилами разрешительных документов.

По итогу сказанного можно заключить, что предварительная идентификация товара в части определения применения к нему запретов и ограничений – работа сложная, но важная и ответственная. Вопрос не терпит поверхностного отношения к нему, в противном случае товар может быть не выпущен таможней, кроме того, в случае несоблюдения запретов и ограничений может наступить административная ответственность, по некоторым нарушениям – уголовная.

Ирина ГОЛОВАНОВА,

эксперт в сфере ВЭД,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 24 июля 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Россия становится более открытой

Только за две недели с начала действия правил, допускающих приезд иностранцев в Санкт-Петербург по электронной визе, город посетило более 15 тыс. зарубежных туристов.В 

 11 ноября 2019 / Таможня

«Supply Chain Leaders. Развитие без границ!» завершила второй курс обучения

10 октября завершился второй курс обучения в логистической академии В«Supply Chain Leaders 2019. Развитие без границ!В» – первой обучающей программы для менеджеров по логистике в России.

 7 ноября 2019 / Логистика

CeMAT RUSSIA 2019 – комплексный взгляд на интралогистику

C 24 по 26 сентября 2019 г. в Москве в МВЦ В«Крокус ЭкспоВ» с успехом прошла 10-я Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT RUSSIA, став по-настоящему знаковым выставочным событием для специалистов по логистике и управлению цепями поставок.

 6 ноября 2019 / Логистика

Практические решения для топологии и технологии работы разных складов

Что такое эффективность работы складского комплекса? Каждый может трактовать это понятие по-своему, в зависимости от того, для чего предназначен склад. Однако, на наш взгляд, есть параметры, по которым можно измерить эффективность любого склада.

 31 октября 2019 / Логистика

Обязательная маркировка: с чего начать, что делать и как работать без штрафов. Рекомендации экспертов

Обязательная маркировка товаров стартовала в 2019 г. Многие об этом слышали, но не всем понятно до конца, что делать с проблемами, которые таит в себе данное нововведение.

 28 октября 2019 / Логистика

Россия становится более открытой

Только за две недели с начала действия правил, допускающих приезд иностранцев в Санкт-Петербург по электронной визе, город посетило более 15 тыс. зарубежных туристов.В 

 11 ноября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Кому-то густо, а кому-то - пусто

Правительство своим постановлением ввело квотирование в объеме 1 млн 9,2 тыс. тонн экспорта отходов и лома черных металлов по регионам, которое будет действовать с 1 сентября до конца года. Эти нормы будут действовать в отношении поставок в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 21 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенный представитель: пора одиночек прошла

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

 17 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Электронные визы пришлись по вкусу

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

 16 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Работать нельзя отдыхать?!

В июле 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей и выпуск транспорта на линию без тахографа. Предполагается, что данные изменения вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

 15 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog