Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Параллельный импорт: победителей пока нет

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в очередной раз встала на сторону неофициальных дилеров и призвала производителей автомобильных запчастей и медицинского оборудования препятствовать ввозу неавторизованными импортерами оригинальных запчастей. Речь идет о так называемом параллельном импорте.

Занимающиеся им компании, как заявил заместитель руководителя ФТС Андрей Кашеваров, должны четко соблюдать заложенную процедуру, в частности, получать согласие правообладателя. В остальном препятствий для ввоза деталей быть не должно. Отстаивать свою позицию в этом вопросе служба решила не только словом, но и делом.

Она уже выдала предупреждения Daimler, «КИБ Корпорейшн», Renault и YD-Diagnostics, которые, по ее мнению, ввели необоснованное ограничение импорта товаров под своими брендами неофициальными дилерами. ФАС усматривает в этом шаге недобросовестную конкуренцию и призвала убрать препятствия для неофициальных дилеров.

За частичное разрешение параллельного импорта в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который поддерживают российские власти, выступает и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Однако бизнес предупреждает о негативных последствиях этого шага. Напомним, что сейчас в ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания прав на товарный знак, то есть вводить тот или иной товар в оборот может только его правообладатель.

У нас свои принципы

Международный принцип исчерпания прав (или параллельный импорт) заключается в том, что ввоз товара под зарегистрированной товарной маркой возможен в страну любыми участниками рынка, а не только теми, кто получил разрешение правообладателя. На прошедшем в конце апреля заседании коллегии ЕЭК было предложено предусмотреть возможность временно изменять в ЕАЭС принцип исчерпания прав на товарные знаки с регионального на международный. При этом ЕЭК допускает, что в перспективе правообладатель сможет инициировать процедуру отмены применения международного принципа исчерпания прав.

Новые правила предложено применять не только в отношении отдельных видов товаров, которых на рынке Союза нет или недостаточно, в том числе из-за завышенных цен, но также «в иных случаях, исходя из социально-экономических интересов государств – членов Союза». Принципиальное решение о такой возможности было принято в 2016 году на уровне Евразийского межправительственного совета (МПС), в который входят главы правительств стран Союза.

Как уже отмечалось, против параллельного импорта в России выступают представители бизнеса, прежде всего иностранного. Так, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) сообщила, что обеспокоена последними инициативами, направленными на его легализацию. От этого, по ее мнению, пострадают все - инвесторы, потребители и государство, так как снизится инвестиционная привлекательность России, что приведет к росту контрафактной продукции.

Солидарные с позицией АЕЭ отечественные эксперты утверждают, что параллельный импорт нивелирует усилия бизнеса и государства по импортозамещению, а после его разрешения изменятся правила ввоза брендированных товаров. В новых условиях без согласования с правообладателем их смогут ввозить не только уполномоченные импортеры, но и любые компании из любых стран.

В таком случае, утверждают эксперты, «производитель не сможет не только контролировать импорт своей продукции, но и предоставлять покупателям ее сервисное обслуживание. Однако больше всего это ударит по локальному производству, ведь выпущенный в России товар будет конкурировать с аналогами из другой страны, которые не приспособлены к нашему рынку». При этом легализация параллельного импорта никак не повлияет на ввоз в страну запрещенных товаров, в том числе и санкционных.

Пока не разрешено

Напомним, что в России, где национальный принцип правообладания действует с 2002 года, давно обсуждается легализация параллельного импорта. За нее активнее других выступает ФАС. Как заявляет глава ФАС Игорь Артемьев, «она будет способствовать развитию конкуренции и создаст предпосылки для снижения цен на импортные товары». Еще в 2013 году первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что параллельный импорт могут ввести в 2018-2020 годах.

Однако уже в 2015 году глава Правительства РФ Дмитрий Медведев в качестве эксперимента одобрил его в отношении нескольких категорий товаров. Речь шла о запчастях для автомобилей, лекарствах, медицинских изделиях, косметике, детских товарах. Однако окончательный список сформирован не был, а реализацию идеи отложили. Теперь о ней вновь заговорили. Как раньше, озвучиваются диаметрально противоположные мнения. Причем каждая из сторон приводит свои доводы, которые, по ее мнению, являются более убедительными и непререкаемыми.

Дискуссия по этому вопросу уже вышла на международный уровень. Так как решено, что в рамках ЕАЭС легализация данной меры возможна лишь при согласовании со всеми членами Союза, то процесс еще долго не сдвинется с мертвой точки. Дело в том, что в 2015 году Беларусь, ссылаясь на негативные экономические последствия, выступала категорически против и вместо этого предложила расширить полномочия антимонопольных органов для борьбы со злоупотреблениями импортеров.

Поток растет

Пока суд да дело, по оценке аналитиков, в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2016 года объем параллельного импорта в Россию лекарственных препаратов увеличился почти в три раза в натуральном объеме и на 49% - в денежном выражении. В два раза возросло и число торговых наименований, и количества стран, откуда ввозится товар. Без официального разрешения правообладателей в Россию ввезено 302 тыс. упаковок готовых лекарственных препаратов на общую сумму 376,5 млн рублей (в ценах выпуска в свободное обращение). По параллельным каналам поставлялась продукция 16 компаний, основную часть которых составляли небольшие производители лекарственных препаратов.

Эксперты считают, что это становится реальным способом принуждения иностранных производителей к снижению цен. По мнению некоторых экспертов, в последнее время возможная легализация параллельного импорта фактически стала некой политической мерой, которую власти используют, чтобы достичь уменьшения на внутреннем рынке стоимости импортных препаратов. Однако пока не ясно, как в России в целом будет развиваться ситуация с параллельным импортом. Шансы победить пока есть и у его сторонников, и у противников.

Евгений КАЛИНИН

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 4 сентября 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog