Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Озаботились развитием конкуренции

Государства – члены Таможенного союза (ТС) приступают к унификации своего конкурентного законодательства. До конца года парламентам России, Беларуси и Казахстана предстоит принять первые правовые акты в данной сфере. По мнению экспертов, чтобы окончательно привести антимонопольные законы трех стран к единому знаменателю, потребуется пять-семь лет. За антимонопольное регулирование на территории Единого экономического пространства (ЕЭП) отвечает специальный наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Как пояснил «Российской газете» член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов, в рамках создания ТС были открыты границы, объявлено о свободном передвижении между тремя странами товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На практике это означало, что появился новый общий рынок со всеми вытекающими последствиями. Практически сразу встал вопрос о необходимости развивать конкуренцию, формировать единые «правила игры».

С одной стороны, необходимо обеспечить защиту своих производителей, помочь им в поисках конечного потребителя как внутри ЕЭП, так и за его пределами. С другой - приходится следить, чтобы отдельные участники рынка не создавали препятствий для развития той или иной отрасли. Как известно, национальные антимонопольные органы сейчас решают проблемы, которые касаются только одного государства. В России этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в Беларуси - Министерство экономики, в Казахстане - Агентство по защите конкуренции.

Вопросы, связанные с общим рынком, находятся в ведении Евразийской экономической комиссии. Она, в частности, разработала Модельный закон о конкуренции, который в октябре прошлого года подписали главы трех государств. Это рекомендательный документ, который можно использовать для гармонизации национального антимонопольного законодательства. В него, как уточнил Нурлан Алдабергенов, включили лучший нормативный и законодательный опыт стран ТС, а также других государств - мировых лидеров в области развития конкуренции. Документ также обсудили с Организацией Объединенных Наций и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые дали свои рекомендации.

Сейчас эксперты приступают к рассмотрению новаций. России рекомендуется внедрить такие понятия, как монопсоническое положение и монопсоническая цена. Имеются в виду ситуации, когда один или несколько хозяйствующих субъектов демпингуют, используют свое доминирующее положение покупателя на рынке определенного товара. Также предлагается внедрить норму, согласно которой создавать предприятие с более чем 50-процентным участием государственного капитала можно будет только с письменного согласия антимонопольного органа. Это позволит избежать появления на рынке некого крупного монополиста, который будет диктовать другим свои условия.

Следующая норма для РФ, которую рекомендовала ОЭСР, предусматривает антимонопольные запреты на соглашения, связанные с использованием интеллектуальной собственности (если эти действия направлены на ограничение конкуренции). Такая практика применяется в США, Японии, странах Европейского союза. Еще одна новация связана с расширением полномочий антимонопольного органа. В соответствии с ней ФАС России должна получить возможность выдавать субъектам, которые злоупотребили доминирующим положением, предписания об утверждении и опубликовании правил торговой практики.

Законодателям Беларуси предстоит решить вопросы, которые касаются порядка предоставления государственных преференций, антимонопольных требований к торгам и запретов на согласованные действия участников оптового и розничных рынков электрической энергии. Кроме того, республике предлагается ввести институт предостережений. Схожие задачи поставлены перед законодателями Казахстана. Только здесь, помимо института предостережений, предлагается ввести институт предупреждений.

Оба эти механизма направлены на поддержку предпринимателей. Дело в том, что субъект бизнеса не всегда нарушает антимонопольное законодательство умышленно - иногда это происходит от незнания или отсутствия выбора. Поэтому его сначала следует предупредить, потом вынести предостережение и только после этого накладывать штраф.

Сейчас все перечисленные нормы, как сказал министр, рассматривают национальные правительства. Планируется, что первая группа поправок в антимонопольные законы трех стран поступит в национальные парламенты к концу года. При этом ЕЭК наблюдает за всеми трансграничными сферами экономической деятельности, кроме финансовой. Нурлан Алдабергенов отметил, что в последнее время много жалоб поступает на тарифы сотовых операторов. Сегодня разница в стоимости звонков в соседние государства на территории ЕЭП может достигать нескольких десятков раз.

Так, в России звонок с местной SIM-карты одной из сотовых компаний внутри домашней сети стоит от 25 копеек за минуту. Если звонить по России с белорусской SIM-карты того же оператора связи, минута стоит уже 12 рублей. Специалист убежден, что такие ценовые «ножницы» мешают развитию трансграничного бизнеса, а сотовые операторы из-за своей политики теряют клиентов. Зачастую, приехав в другую страну, люди просто меняют свою SIM-карту на местную.

Много вопросов есть и к рынку пассажирских авиаперевозок. Например, не понятно, почему при относительном равенстве протяженности маршрута билет на самолет «Москва - Астана» стоит около 11 тыс. рублей, «Москва - Берлин» - 6 тыс. рублей, а «Москва - Караганда» - около 7 тыс. рублей. Странная ситуация сложилась и на рынке железнодорожных перевозок. К примеру, доехать от Москвы до Астаны в купейном вагоне поезда стоит даже дороже, чем долететь на самолете, - свыше 12 тыс. рублей.

Сейчас эксперты исследуют ситуацию, общаются с представителями сотовых операторов, железнодорожных и авиаперевозчиков. Аналогичные проблемы есть и на других рынках: лекарственных средств, нефти и нефтепродуктов, фосфатного сырья, синтетических моющих средств и так далее. Как пояснил министр, ЕЭК работает по восьми основным направлениям. Помимо антимонопольного регулирования, это снятие административных барьеров, совершенствование таможенного контроля, унификация технических стандартов, которые серьезно разнятся в трех странах. Главной целью является создание на территории ЕЭП максимально развитой конкурентной среды.

Максим ИСАЕВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 15 сентября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog