Один из наиболее актуальных вопросов, особенно интересующих бизнес, касается категорирования участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которое с недавних пор проводит ФТС России. Эта тема вызвала живую дискуссию на прошедшем в Москве 24-25 октября Международном таможенном форуме.
Как сообщил начальник Управления контроля таможенных рисков ФТС России Филипп Золотницкий, на тот момент к категории низкого уровня риска ведомство отнесло 7793 организации. Впервые же категорирование участников ВЭД ввели в 2011 году, сначала как эксперимент. Сейчас применяют две его формы — автоматизированную и отраслевую. Первую, когда все операции без участия человека совершают специальные программные средства, служба внедрила в 2013 году. Вторая форма предусматривает анализ деятельности организаций, имеющих определенную отраслевую принадлежность. Ее проводят на основе заявления и документов, представленных компанией в таможню.
«Координатором работы по созданию системы, ее реализации и совершенствованию является наше управление, - подчеркнул Филипп Золотницкий. - Однако, учитывая всесторонний анализ при категорировании, в нем участвуют и специалисты других управлений ФТС России. Отраслевое категорирование производится однократно, автоматизированное – ежеквартально.
В отношении организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска, машина ежемесячно проводит перерасчет по всем критериям категорирования и ежедневно проверяет по «блокирующим» критериям. Система настроена так, чтобы быстро реагировать на случаи злоупотребления статусом организации низкого уровня риска и исключать таких участников ВЭД из «зеленого сектора».
При категорировании участников ВЭД распределяют на 3 уровня риска — низкий, средний и высокий. Если организация только начинает заниматься внешней торговлей и впервые совершает таможенные операции, то ФТС России рассматривает ее как участника ВЭД среднего уровня риска. В зависимости от того, как она будет работать, ее могут перевести в ту или иную категорию.
При этом добросовестный участник ВЭД может потерять свой статус. Это произойдет, если допущенные им нарушения привели к тому, что он перестал соответствовать критериям низкого уровня риска. В этом случае его исключат из «зеленого сектора» до конца текущего квартала. Все нарушения фиксируются в информационных ресурсах таможенных органов.
Филипп Золотницкий сказал, что не может однозначно ответить на вопрос: как восстановить репутацию? Например, если участника ВЭД отнесут к высокой категории риска по «блокирующему» критерию из-за задолженности по уплате таможенных платежей или штрафов, то он, конечно, должен ее быстро погасить.
Если же причиной стали результаты комплексного анализа деятельности по всем параметрам категорирования, то для возврата в низкий уровень риска потребуется потратить и время, и усилия. Так, нельзя заявлять недостоверные сведения при декларировании товаров, допускать административные правонарушения, но нужно своевременно и качественно выполнять все, что предписано таможенным законодательством. Такая модель поведения со временем станет основанием для перехода сначала в категорию среднего уровня риска, а затем и низкого.
В ФТС России подчеркивают, что развитие обеих форм категорирования является приоритетным направлением. Служба планирует: усовершенствовать критерии отраслевого категорирования, чтобы его можно было использовать при реализации масштабных инвестиционных проектов. Данную форму предполагают шире применять в отношении экспортеров. За счет внедрения современных информационных технологий будет упрощен порядок представления документов и сведений, а проверку критериев удастся максимально автоматизировать.
Стало известно, что категорированием будут активно заниматься не только российские таможенники, но и их коллеги из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договоренность об этом достигнута в 2017 году руководителями таможенных служб государств - членов ЕАЭС. Они приняли документы, определяющие общие базовые подходы к проведению автоматизированного категорирования.
Филипп Золотницкий уточнил, что «сейчас коллеги находятся на начальном этапе разработки и внедрения такого категорирования участников ВЭД. После завершения работ, я уверен оно станет еще одной сферой активного взаимодействия в рамках ЕАЭС.
Ведь категорирование позволяет существенно снизить количество форм таможенного контроля в отношении добросовестных компаний, что способствует ускорению таможенных процедур и снижению операционных издержек бизнеса. Создание благоприятной и комфортной среды при осуществлении ВЭД позволит привлечь иностранные инвестиции, активизировать развитие экономики».
Иннокентий ГРЯЗЕВ
Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением
"Таможенные новости" | 21 января 2019 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|
Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.
В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.
Промышленные наливные полы выступают надежным решением, когда речь идет о строительстве или ремонте коммерческих зданий. Такой вид покрытий отличают привлекательный внешний вид, прочность и высокие эксплуатационные характеристики.
Шок, который испытал бизнес в 2020 г., постепенно отступает. Начинается пора принятия новой реальности и адаптации.
Деревянные палеты - многооборотная тара, без которой сложно представить существование ритейла. Палеты используют повсюду: на складах, распределительных центрах (РЦ), в торговых залах розничных магазинов.