Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В III квартале 2016 г. максимальная ставка аренды на основных торговых улицах Москвы осталась неизменной, составив 250 тыс. руб./м2/год.

Группа ГАЗ в рамках выставки «ЭкспоСитиТранс» представила электробус нового поколения на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Заказчиком создания электробуса выступил Мосгортранс. Документы о передаче машины в тестовую эксплуатацию заказчику подписали президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

"Комендантский проспект" лидирует по обеспеченности объектами стритритейла, "Проспект Просвещения" - по их количеству

26 мая в Казани состоятся заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправсовета. На заседании Совета глав правительств СНГ планируют обсудить вопросы развития взаимодействия в рамках содружества, включая международные договоры в сферах использования атомной энергии в мирных целях, в сфере геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли и в сфере противодействия производству и распространения контрафактной продукции, защиты интеллектуальной собственности.

С 1 июня распределением терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" займутся официальные таможенные представители. "Сумотори-Авто" - один из уполномоченных агентов АО "ГЛОНАСС" в Приморье - В прекращает продажу физлицам.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в саммите стран-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Стамбуле.

/ Статьи

От чиновников ожидали иного подхода

Проведение ревизии административных составов главы 16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ нецелесообразно. К такому заключению пришли ФТС России и Министерство юстиции РФ. Напомним, что в свое время в Минюст России, согласно запросу таможенного ведомства, были направлены предложения по ревизии составов главы 16 КоАП РФ. Их составила рабочая группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) на основе предложений бизнеса и крупнейших общественных организаций.

Прокомментировать заключение двух ведомств мы попросили эксперта Некоммерческого партнерства «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД» (ГПУ ВЭД) Анастасию Чурсину, которая в свое время принимала активное участие в разработке изменений в данную главу КоАП РФ.

Она пояснила, что, прежде чем направить предложения по запросу министерства по ревизии составов главы 16 КоАП РФ, рабочая группа АСИ провела широкомасштабный опрос и обработку предложений бизнеса, консолидировала позиции по данной теме крупнейших общественных организаций. Все это было осуществлено в очень сжатые сроки с привлечением большого количества экспертов. Полученный в итоге результат вызвал огромный позитивный резонанс среди предпринимательского сообщества.

Это притом, что на начальном этапе при опросе и сборе предложений от бизнеса в ответ со стороны некоторых его представителей довольно-таки часто сталкивались со скепсисом, отсутствием надежды на результативность, что свидетельствует об отсутствии в обществе доверия к институтам власти. Весьма тревожный показатель. Как известно, сотрудничество с институтами гражданского общества, уровень общественного контроля в деятельности государственных органов, как правило, исследуются аналитиками для оценки инвестиционной привлекательности страны наравне с динамикой инвестиций, уровнем коррупции и наличием административных барьеров.

На взгляд эксперта, репутацию нынешней исполнительной власти в бизнес-сообществе вряд ли повысит приведенный в начале статьи отрицательный ответ двух ведомств на предложения АСИ по ревизии составов главы 16 КоАП РФ. Рассуждая о мотивах такого отказа, Анастасия Чурсина считает, что не лучшее средство для предупреждения совершения нарушений таможенных правил – высокий уровень санкций, а основание оставить конфискацию в качестве санкции потому, что конфискация товара у нас и так практически не применяется, по меньшей мере странное. Полученным безапелляционным отказом предприниматели оказались поставленными в сложное положение просителя, в то время как они очень рассчитывали на установление с представителями заинтересованных министерств и ведомств на площадке АСИ открытого диалога на равных партнерских позициях.

Даже в возникшей ситуации бизнес-сообщество настаивает на необходимости представления профильными властными структурами более мотивированного заключения на его предложения по пункту 38 «дорожной карты». Тем самым со стороны органов власти не на словах, а на деле будет продемонстрировано уважение к мнению бизнеса и готовность учитывать его при составлении и ревизии различных нормативно-правовых актов.

Эксперт убеждена, что применяемая сегодня при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства конфискация товаров – не просто мера наказания. Это архаизм, доставшийся нам из времени процветания разномастной контрабанды и различных схем «серого» импорта. В большинстве случаев она является своего рода инструментом устрашения и чрезмерного административного давления на неугодных участников ВЭД.

Как известно, производство по любой статье КоАП, предполагающей в качестве санкции конфискацию, предусматривает обязательное изъятие товаров на все время административного производства, наличие двойной подсудности по таможенным правонарушениям. Ну и конечно, применяемый у нас механизм реализации конфискованных товаров не прозрачен. На деле конфискованные товары практически никогда не продаются по той экспертной «рыночной» оценке, которая в рамках административного производства определяется для расчета размера административного штрафа. Как правило, цена устанавливается с учетом сезонности, особенности товара, региона, отсутствия у уполномоченной организации опыта сбыта такого рода товаров и т. д. и т. п. Здесь участникам процесса есть где разгуляться, поэтому нередки случаи должностных злоупотреблений и коррупции.

ФТС России, уточнила Анастасия Чурсина, говорит о том, что конфискация предусмотрена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Однако при этом служба забывает упомянуть о наших российских реалиях, о том, что в нашем случае конфискация, например, по составу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ производится у лица, не уполномоченного распоряжаться такими товарами на территории России. Как результат, нередко происходят случаи, когда в судах представители перевозчика, чтобы избежать издержек по уплате штрафа, намеренно ходатайствуют о применении конфискации товара. При этом, в отсутствие информации, владелец товара зачастую никак не может повлиять на процесс и в итоге по суду лишается своих ценностей только потому, что нарушил-то закон не он сам, а перевозчик, которому было поручено их просто доставить из пункта А в пункт Б. Все это выглядит несправедливо, несоразмерно и неадекватно.

Доходит до смешного: ну обнаружили в машине на два унитаза больше, чем указано в сопроводительных документах, – сделайте отметку об этом, и пусть перевозчик (если виновен) заплатит фиксированный штраф, владелец перечислит дополнительные пошлины и налоги: сначала за ввоз, а потом и с реализации этих товаров. В ходе же конфискации эти товары будут проданы специализированной организацией. Однако полученная при этом выручка вряд ли поступит в доход государства, она едва покроет расходы по перевозке, организации хранения, реализации и т. д. В такой ситуации вполне понятно отсутствие у бизнеса интереса к институту конфискации как санкции за таможенные правонарушения, но и государственный интерес не так очевиден, как кажется.

По убеждению эксперта, невозможно установить интерес государства, когда у давно и успешно работающего завода решают конфисковать основные средства производства в виде технологической линии, которая при этом изношена и давно амортизирована. При этом в качестве санкции по статье 16.20 КоАП РФ еще налагается и административный штраф. Как результат, полная остановка предприятия, которая приводит к его банкротству и увольнению персонала.

Трудно найти интерес государства и в конфискации лишней тонны частей сборной металлической конструкции, без которой невозможно запустить новый цех. Причина проста: при ее ввозе таможня выявила факт перевеса. Конечно, эти абсолютно неликвидные товары через уполномоченную организацию затем можно будет продать тому же импортеру, в итоге цех все-таки запустят, но что делать со штрафами за срыв сроков подрядного (на установку строительной конструкции) договора, другими потерями, которые в сумме выливаются для предпринимателя в весьма круглую цифру.

В справке к упомянутому заключению ФТС России и Минюста, как уточнила эксперт, привели данные о том, что сейчас от общего количества дел об административных правонарушениях (АП) всего 13% возбуждаются по статьям, предусматривающим конфискацию. При этом по результатам 2012 года от общего объема импорта был конфискован лишь незначительный процент товаров – всего 0,001%, без учета товаров Таможенного союза.

Однако эта незначительная по меркам государства в целом сумма зачастую ставит попавшие под такого рода санкцию предприятия малого и среднего бизнеса на грань жизни и смерти. Вполне уместен вопрос: почему же оба ведомства настаивают на сохранении фактически несущественной для государства меры наказания, но представляющей повышенный интерес для предпринимателей?

Эксперт также обратила внимание на постановление Конституционного суда от 17 января 2013 года по делу Маслянского хлебоприемного пункта. В нем штраф в 300 тыс. рублей, запрошенный Антимонопольной службой за непредставление в срок документов, признан несоответствующим Конституции России, а также чрезмерным и безальтернативным. Аналогичная ситуация сложилась и с наказанием (штраф от 100 до 200 тыс. рублей), предусмотренным частью 3 статьи 16.2, налагаемым таможенным органом за непредставление ему запрашиваемых документов и сведений. Неужели для того, чтобы добиться пересмотра размера штрафа, удивляется представитель ГПУ ВЭД, у участников ВЭД сегодня остается лишь один путь – искать правду в Конституционном суде?

Не обоснован, по мнению эксперта, и довод об индивидуализации наказания, рассчитываемого от суммы недоплаченных таможенных платежей. Общеизвестно, что зачастую одна и та же техническая описка в декларации, например при указании кода валюты, может на различных товарах обеспечить декларанту разницу в уклонении от уплаты таможенных платежей в десятки раз.

Это несправедливо, когда в совершенно одинаковой ситуации одно предприятие по малозначительности освобождают от ответственности, а другому за схожее деяние, только потому, что наказание поставлено в зависимость от размера платежей, назначают существенный штраф. Индивидуализации же ни по характеристикам привлекаемого к ответственности лица, ни по особенностям свершенного деяния не происходит.

Так же как и не происходит назначения справедливого соразмерного деянию штрафа в случае исчисления его от стоимости товаров, не говоря уже, об обязательном изъятии товаров для оценки. Минюст считает, что такое наказание ставится в зависимость от степени общественной опасности деяния. Однако известны факты, когда иностранную компанию, которая всего на несколько дней просрочила дату вывоза временно ввезенного оборудования (небольшого прибора для тестирования), таможня оштрафовала на 8 тыс. долларов, другой компании просрочка на полгода вывоза профессионального устройства ЧПУ обошлась в 1000 долларов. Инвестиционная привлекательность России налицо!

Анастасия Чурсина считает сомнительным вывод ФТС России и Минюста об определении степени общественной опасности в зависимости от стоимости товаров, тем более что в большинстве случаев оценка производится на основе заключений экспертов подведомственной таможенному ведомству структуры - Экспертно-криминалистического управления. В итоге получается, что индивидуализация, адекватность и соразмерность наказания деянию такими статьями отдается в руки заранее определенного эксперта. Вот такая объективность и справедливость!

Конечно, и предпринимательским сообществом, и органами прокуратуры, и таможенными органами отмечается большое количество проблем в области правоприменения, которые вызваны неопределенностью и неразграниченностью административных составов. Ревизия, проведенная ФТС России в 2011 году без оценки регулирующего воздействия со стороны предпринимательского сообщества, положения в данном вопросе не улучшила, скорее напротив.

Тем не менее цель данного выступления эксперт видит не в том, чтобы просто изложить все накопившиеся претензии к действующему регулированию и перечислить имеющиеся у предпринимателей предложения, которые приведены в составленной экспертами пояснительной записке на несколько листов, включая сравнительные таблицы. Со всем этим при желании каждый может ознакомиться, нужно лишь обратиться в ГПУ ВЭД. Все эти предложения и таблицы направлены в Минюст совместным письмом четырех общественных организаций.

На взгляд специалиста, цель в другом: сегодня наше бизнес-собщество четко высказалось за проведение обоснованной ревизии имеющейся правовой базы. Для осуществления этой работы имеются весьма серьезные основания, часть из которых была обозначена в статье. Откликнувшиеся на обращение рабочей группы АСИ предприниматели из разных уголков страны не просто дали ответ на заданный вопрос, они поведали экспертам свои надежды и чаяния, доверили им право от их имени сделать хоть что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Анастасия Чурсина убеждена, что рабочая группа по мониторингу «дорожной карты» АСИ совместно с органами исполнительной власти страны обязаны сохранить и приумножить оказанную им со стороны бизнеса поддержку. Пусть первый опыт дал не тот результат, на который рассчитывали, но это тоже результат. Значит, будут и другие.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 14 марта 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Рынок торговых коридоров Москвы

В III квартале 2016 г. максимальная ставка аренды на основных торговых улицах Москвы осталась неизменной, составив 250 тыс. руб./м2/год.

 25 мая 2017 / Логистика

Группа ГАЗ представила электробус нового поколения

Группа ГАЗ в рамках выставки В«ЭкспоСитиТрансВ» представила электробус нового поколения на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Заказчиком создания электробуса выступил Мосгортранс. Документы о передаче машины в тестовую эксплуатацию заказчику подписали президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и генеральный директор ГУП В«МосгортрансВ» Евгений Михайлов.

 24 мая 2017 / Логистика

Особенности рынка встроенных помещений около станций метро в спальных районах Санкт-Петербурга

"Комендантский проспект" лидирует по обеспеченности объектами стритритейла, "Проспект Просвещения" - по их количеству

 23 мая 2017 / Логистика

Спрос малого бизнеса на стрит-ритейл за год вырос на 18%

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Классическое для сегмента распределение спроса в пользу инвесторов, а не владельцев бизнеса изменилось в пользу последних: доля покупок для собственного бизнеса выросла с 10 до 20% от общего числа сделок, а на инвестиции приходится теперь не 90%, а 80%. При этом покупательские предпочтения в стрит-ритейле сместились в сторону спальных районов с новой застройкой.

 22 мая 2017 / Логистика

Кодекс Союза получил право на жизнь

После подписания Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) страны Союза начали внутригосударственные процедуры, предшествующие его ратификации. ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с момента получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации от пяти стран Союза.

 18 мая 2017 / Таможня

Кодекс Союза получил право на жизнь

После подписания Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) страны Союза начали внутригосударственные процедуры, предшествующие его ратификации. ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с момента получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации от пяти стран Союза.

 18 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

ТК ЕАЭС как стимул модернизации

В условиях сменяющихся словно в калейдоскопе, а зачастую и накладывающихся друг на друга различного рода В«мировых кризисовВ» - финансовых, экономических, производственных, в том числе в высокотехнологичных отраслях, ключевой целью современной внешнеэкономической политики Российской Федерации, несомненно, должно быть обеспечение неуклонного роста ее технологического потенциала, поддержание экономической стабильности, укрепление роли на мировой арене.

 17 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Еще не работают, но проблемы создают

Пока еще лишь формирующийся у нас институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), которому многие пророчат светлое будущее, на деле уже начал создавать проблемы, в том числе и для бюджета.

 16 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз обзавелся «Белой книгой»

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала доклад В«Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭСВ», который эксперты сразу окрестили В«Белой книгойВ». В нем приведены сведения об имеющихся на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) препятствиях, а также изложены планы по их устранению.

 15 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Лучше все определять заранее

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло изменения в интерактивную портальную форму заявлений ФТС России на принятие предварительного решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и на выдачу дубликата/внесение изменений в ранее принятые предварительные решения по данной классификации.

 11 мая 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog