Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

«Окно одно»: «сквозняка» не будет!

В настоящее время, пока до конца не решен вопрос технологии «одного окна» и информационного взаимообмена данными между контролирующими органами при прибытии товаров в пункты пропуска, все сводится к принципу «5 в 1». То есть если раньше в случае необходимости применения к перемещаемому через границу товару пяти видов государственного контроля указанные функции исполняли пять профильных специалистов, то сейчас эти же действия совершает один. Что же изменилось применительно к таможеннику, кроме пятикратного увеличения нагрузки на него и недостатка знаний в четырех сферах контроля? Стало ли в данном случае легче жить бизнесу?

После передачи таможне функций по санитарно-карантинному контролю скорость обработки грузов, подлежащих этому виду проверок, в портах и сухопутных пунктах пропуска характеризуется разнонаправленными трендами. Если в последних можно отметить даже некоторое ускорение процесса, то применительно к портам следует констатировать, что скорость обработки грузов здесь заметно упала. Как правило, большая часть подконтрольных грузов проходит первичный таможенный контроль незамеченными. Такое впечатление, что инспектор занял позицию «я в домике» и делает вид, будто не знает, что, например, бытовая химия подлежит санитарно-карантинному контролю, и, соответственно, не проставляет вообще никакого штампа в сопроводительные документы на нее.

карантинный контрольЗато при основном таможенном оформлении последствия подобной «невнимательности» со стороны инспектора запускают для участника ВЭД «карусель», предполагающую поход в таможню для получения заветного штампа «Требуется СКК» (санитарно-карантинный контроль), поездку в Роспотребнадзор и обратно. Последствия для бизнеса очевидны: потеря драгоценного времени, когда заканчивается льготное бесплатное хранение, импортер несет убытки, клянет таможню и все с ней связанное. В этой связи у импортеров возникают резонные вопросы: почему таможеннику нельзя самому проверить комплект документов или, на худой конец, получателю пойти в Роспотребнадзор без штампа «Требуется СКК»? Ведь он-то точно знает, что товар подлежит СКК. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Причин тому несколько… Первая - приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора» и его интерпретация. Как обычно, документ написан в классическом «византийском» стиле, позволяющем каждому читающему находить то, что он хочет увидеть.

При этом интерпретация приказа таможенными органами довольно странная… Так, пункт 45.1 данной инструкции позволяет инспектору в момент первичного контроля при наличии документов самостоятельно принять решение о возможности ввоза. Да и пункт 45.3 позволяет лицу представить необходимые документы в 3-дневный срок и получить у инспектора штамп.

Однако таможенники, как правило, предпочитают читать пункт 45.6, в котором написано, что если документы представляются на момент оформления, то их следует отправить в Роспотребнадзор со штампом «Требуется СКК». Как известно, «отфутболить» или запустить предпринимателей по кругу - это любимое занятие всех государственных служб. Поэтому неудивительно желание таможни поделиться ответственностью с Роспотребнадзором. Может, таможенники чувствуют угрызения совести, что лишили коллег возможности «поконтролировать» бизнесменов, и стараются хоть чем-то их порадовать?

В свою очередь, Роспотребнадзор, получив в свои руки возможность контролировать большое количество грузов и не имея в штате достаточного числа сотрудников, предпочел переложить на бизнесменов подготовку дополнительных разъяснительных писем (помимо документов, установленных постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 500). При этом они каждый раз искренне делают вид, что из полученного пакета документов им непонятно, что за товар они контролируют.

Вторым пунктом, вслед за приказом ФТС России № 1996, следует поставить агентов линий (судоходных компаний). В отличие от дисциплинированных водителей и даже в меру неторопливых работников РЖД, эти люди вообще не собираются ничего предпринимать для ускорения оформления грузов своих клиентов. Несмотря на наличие всей информации о товаре (она есть в коносаменте, в судоходной компании - для судозахода в порты Европы она обязательна!), агенты зачастую не утруждают себя лишними телодвижениями.

Это же сколько титанических усилий нужно сделать, чтобы запросить у получателя или его таможенного представителя копию СГР (свидетельства о государственной регистрации) и приложить ее к комплекту документов, передаваемых таможенному инспектору! Зато от стивидора нескончаемым потоком в адрес заказчика идут счета за хранение, линии перевыставляют их клиенту (видимо, не в ущерб себе), а все вопросы затем адресуют в таможню. К примеру, с водителями, забывшими предъявить на границе СГР и получить штамп «Ввоз разрешен», разговор простой и короткий – садись на попутную машину и возвращайся в пункт пропуска за заветной отметкой. При этом агенты - «белая кость». В выходные они, естественно, предпочитают отдыхать, а не выдавать необходимые клиенту документы (хотя при этом хронометраж времени хранения товара идет и, как в популярной в свое время рекламе, денежки капают). Сбором необходимых документов они себя также стараются особо не утруждать.

Как с этим бороться? Самый простой способ - призвать таможню выполнять свои функции, а не прикрываться разночтением приказа № 1996. Например, обратить внимание прокуратуры на нахождение на территории России товаров, не прошедших санитарно-карантинный контроль. Таких, надо заметить, большинство, так как инспектора вообще не смотрят на описание поступающих из-за рубежа грузов. То есть первичный контроль должен осуществляться в полном объеме. При этом становится очевидным, что таможне нужна реальная помощь от получателей и их представителей при подготовке комплекта документов для проверки.

На мой взгляд, главные в данном процессе все-таки агенты линий, которые должны подготовленные клиентом комплекты сопроводительных бумаг отнести в таможню и получить на них вожделенный штамп «Ввоз разрешен». Сегодня уже для всех участников процесса очевидно, что требуется незамедлительно произвести уточнение формулировок, заложенных в приказ № 1996.

Роман КОЗЛОВ, директор НП «ГПУ ВЭД», специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 27 сентября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog