Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Обещано жить и работать по-новому

Таможенные платежи, сбор которых в доходную часть бюджета в установленном объеме и порядке, - одна из самых приоритетных задач ФТС России. Поэтому они являются объектом пристального внимания со стороны государственных контролирующих органов (ГКО) и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Первые стремятся собрать как можно больше, вторые, что естественно, этому по мере сил и возможности противятся.

Как отмечают специалисты, на размер подлежащих уплате таможенных платежей влияют многие факторы. Среди них таможенная процедура, под которую помещаются товары, их таможенная стоимость, классификация и страна происхождения. Следует учитывать иные действующие меры таможенно-тарифного регулирования и защиты внутреннего рынка.

С помощью еще действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) в свое время удалось создать понятную и вменяемую систему сбора таможенных платежей. Среди прочего она четко устанавливает сроки и порядок их уплаты, учитывает ситуации, которые возникают в том числе и из-за прекращения обязанности по уплате.

Как пояснили эксперты, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который должен когда-то вступить в силу, не вносит в эту систему серьезных концептуальных изменений. Речь, скорее всего, может идти о некоем совершенствовании порядка взимания и перечисления таможенных платежей, корректировке отдельных нюансов системы, исходя из сложившейся правоприменительной практики.

При этом в Кодекс включены нормы, регламентирующие применение специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Это было обусловлено необходимостью обеспечения согласованности документа с терминологией, понятийным аппаратом и положениями Договора о ЕАЭС. Эксперты отмечают, что, согласно статье 70 ТК ТС, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взимаются в порядке, предусмотренном данным Кодексом для взимания ввозных таможенных пошлин.

Однако в ходе правоприменения такая формулировка вызывала много вопросов. Например, они возникали относительно использования защитных пошлин при помещении товаров под льготные таможенные процедуры; наступления срока уплаты защитных пошлин при нарушении условий таможенных процедур. Имели место разночтения по порядку регулирования возникновения и прекращения обязанности по уплате защитных пошлин.

Чтобы исключить подобные коллизии, в ТК Союза ввели главу, в которой не только даны общие положения о таможенных платежах, но и установлены правила исчисления, уплаты, применения обеспечения, взыскания и возврата различных видов пошлин. Все это объединено в Раздел II «Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины».

К разряду очевидных, но не четко прописанных норм эксперты относят и измененную в ТК ЕАЭС норму о компетенции таможенных органов. Как известно, таможенные платежи исчисляет декларант. Союзный Кодекс в ряде случаев позволяет это делать и таможенным органам: при выявлении при таможенном контроле, что платежи неверно определили; при незаконном перемещении товаров; при наступлении обстоятельств, влекущих наступление сроков уплаты платежей при прибытии товаров, убытии, временном хранении; при недоставке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита; при наступлении срока уплаты платежей в отношении ТСМП (при нарушении условий их использования).

Таможенные органы также смогут исчислять таможенные платежи в случаях, когда они уплачиваются на основании таможенного приходного ордера (ТПО). Он используется физическими лицами и при международных почтовых отправлениях.

По своим правилам

В ТК ЕАЭС дано определение объекта обложения таможенными платежами. Признано, что таковым являются не только товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, но и иные товары в случаях, определенных Кодексом. Имеются в виду товары, образовавшиеся на территории Союза: продукты переработки; товары из свободных экономических зон и со свободных складов; отходы, возникшие в том числе при уничтожении товаров.

Также скорректированы случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. Это имеет место, когда товары помещены под таможенную процедуру, не предусматривающую уплату, при соблюдении условий этой процедуры, а также в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры, при соблюдении условий использования товаров (транспортные средства международной перевозки - ТСМП, припасы).

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются и в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры временного ввоза или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, при соблюдении условий предоставления льгот, ограничений по пользованию и распоряжению товарами, установленными в связи с применением льгот, а в отношении временно ввезенных – еще и при соблюдении условий таможенной процедуры.

Также предусмотрен механизм, исключающий неоднократное обложение товаров таможенными платежами в случае неоднократного возникновения обязанности по их уплате. Эксперты уточняют, что в ТК ТС непосредственно не говорится об исполнении обязанности, которая связана с такими понятиями, как «возникновение (прекращение) обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» и «обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов».

Новая статья ТК ЕАЭС «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» определяет, что исполнение данной обязанности производится путем уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке и сроки, установленные соответствующими статьями Кодекса, в размере сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с ТК Союза. Тем самым четко определено, что такое «надлежащее исполнение обязанности».

Из этой нормы логично определяются последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, а именно уведомление плательщика таможенных пошлин, налогов и лиц, которые несут с ним солидарную или субсидиарную обязанность по их уплате, о неуплаченных в установленный срок суммах пошлин, налогов. При неисполнении уведомления таможенный орган принимает меры по их принудительному взысканию.

Ликвидируют пробелы

Необходимость решения данного вопроса возникла из-за наличия в таможенной практике ситуаций, когда в отношении временно ввезенных ТСМП были неоднократно совершены операции в нарушение условий их использования без помещения под таможенные процедуры (использование во внутренних перевозках либо передача иным лицам).

По ТК ТС при совершения таких действий подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам, которые следовало бы уплатить при помещении этих ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Учитывая, что перемещение ТСМП через таможенную границу Союза (временный ввоз – обратный вывоз) происходит многократно, при выявлении таможенным органом нарушений по их использованию на территории ЕАЭС в отношении таких товаров по каждому нарушению образуется задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов в размере ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Сложность правового разрешения этих вопросов обусловлена тем, что ТК ТС не регламентирует случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ТСМП и порядок определения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении этого товара в случае наступления срока их уплаты по разным обстоятельствам и (или) несколько раз.

В статье «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» ТК Союза для решения данного вопроса зафиксирован подход, по которому при возврате товаров в правовое поле обязанность по уплате таможенных платежей прекращается (если она еще не исполнена), а если она исполнена, то уплаченные или взысканные таможенные платежи возвращаются.

Это допускается лишь для товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и ТСМП, где сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, определяется исходя из периода временного нахождения товаров на таможенной территории Союза.

В Кодексе Союза изменены подходы к предоставлению отсрочки и рассрочки уплаты ввозных пошлин и налогов. Пока их разрешено получать только для косвенных налогов. В ТК ЕАЭС предусмотрено, что отсрочка может быть предоставлена в отношении любых товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой процентов за такую отсрочку.

Отсрочка (рассрочка) по ввозным пошлинам до месяца может быть предоставлена всем участникам ВЭД с уплатой процентов за предоставленный срок отсрочки, в исключительных случаях - до 6 месяцев без уплаты процентов. Это имеет место при ввозе товаров для ликвидации стихийных бедствий, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы.

Также включены задержка финансирования из госбюджета, поддержка сельскохозяйственной деятельности. Всего шесть категорий товаров, но допускается и седьмая - введение иных категорий за счет принятия решения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Возможность отсрочки, считают эксперты, наиболее выгодна для субъектов малого и среднего бизнеса. Они смогут оплатить пошлину после реализации товара.

Появляется возможность получить отсрочку или рассрочку уплаты ввозных пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на срок до 6 месяцев без уплаты процентов в отношении определенных товаров и в определенных случаях (ущерб в результате стихийного бедствия, задержка плательщику финансирования из бюджета, осуществление поставок в рамках международных договоров и т. д.).

Отсрочка или рассрочка уплаты пошлин на полгода, но с уплатой процентов может быть получена при наличии основания «ввоз товаров для использования в промышленной переработке». Предусмотрено, что перечень данных товаров, а также условия их отнесения к предназначенным для использования в промпереработке будет определять ЕЭК.

Что откуда

Теперь о происхождении товаров. Эксперты условно разделяют правовые аспекты подтверждения происхождения на две основные составляющие – это правила определения происхождения товаров и непосредственно контроль их происхождения.

Сейчас в качестве непреференциальных правил определения происхождения товаров используются нормы, установленные Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года. Договор о ЕАЭС компетенцией на установление таких правил, равно как и правил для применения тарифных преференций в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран, наделил ЕЭК. До установления ей таких правил в силу переходных положений к Договору будут применять правила определения происхождения товаров, установленные действующими сейчас соглашениями.

Если участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) претендует на тарифные преференции на ввозимые товары, он должен представить в таможенные органы сертификат о происхождении товаров по форме, установленной правилами определения их происхождения. При этом он сам заинтересован в представлении документального подтверждения происхождения товаров. Без этого он не получит тарифную преференцию. Если она не заявлена, то таможенные органы не могут запросить сертификаты, предусмотренные «преференциальными» правилами определения происхождения товаров, например форму «А» или «СТ-1», так как получение преференции – право декларанта, а обязанность.

Однако бывают случаи, когда представление документального подтверждения происхождения товаров не право, а обязанность декларанта. Самый яркий пример - случаи установления мер защиты внутреннего рынка, которые вводятся на конкретные товары, классифицируемые определенными кодами по ТН ВЭД и отвечающие ряду других требований, к которым зачастую относится и происхождение.

Сейчас в ЕАЭС установлено 11 мер, включающих в себя как меры в виде антидемпинговых и специальных пошлин, так и в виде импортных квот (специальные защитные меры). При этом каждая из них может применяться лишь в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Их перечень устанавливается решениями ЕЭК о введении соответствующих мер.

Согласно ТК Союза при ввозе таких товаров участник ВЭД обязан либо подтвердить соблюдение действующих в отношении ввозимого им товара мер (уплатить установленную пошлину, представить необходимую лицензию), либо представить достаточную и достоверную информацию, подтверждающую, что на ввозимый товар действующие меры не распространяются (так, в случае когда применение меры зависит от происхождения товаров, нужно подтвердить, что ввозимый товар происходит из иной страны, чем та, в отношении товаров из которой установлена соответствующая мера).

Если декларант должным образом не подтвердил сведения о происхождении товаров, таможенный орган вправе запросить документы об их происхождении. К ним относятся декларация о происхождении и сертификат о происхождении. При этом сертификат о происхождении таможенный орган может запрашивать только после того, как проверил представленные документы и сведения, произвел фактический контроль товаров (если это предусмотрено в соответствии с СУР) и обнаружил, что необходимые сведения о происхождении отсутствуют (нет декларации о происхождении товаров), либо установил, что представленные документы и сведения имеют признаки недостоверности, например противоречат друг другу.

Еще одно нововведение ТК Союза – наличие положений, позволяющих таможенным органам не требовать фактическое представление документов о происхождении товаров в случаях, когда сведения о самих документах или из них могут быть получены в рамках информационного взаимодействия с госорганами иных государств, которые выдавали эти документы. Данное информационное взаимодействие должно быть определено соответствующим международным договором.

ТК ЕАЭС также регламентирует случаи, когда таможенные органы самостоятельно определяют происхождение товаров на основании имеющихся у них документов и сведений. Это происходит в ситуации, когда в ходе таможенного контроля выявлено неверное определение происхождения товаров, а также когда принимается предварительное решение о происхождении товаров.

Введение в практику данного вида предварительных решений – одно из позитивных нововведений Кодекса Союза. Оно направлено на сокращение времени совершения таможенных операций при декларировании товаров. Урегулирование данного вопроса на наднациональном уровне призвано обеспечить соответствие таможенного законодательства Союза положениям Соглашения об упрощении процедур торговли Всемирной торговой организации.

По материалам печати

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 апреля 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog