Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Объединение высших судов: проблемы и перспективы

Предложение Президента РФ об объединении Верховного суда (ВС) РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ в единый высший судебный орган вызвало много разговоров и споров. Дискуссии идут по многим вопросам - от юридической техники законопроекта до его идеологии. Отмечу, что нынешняя организация судебной системы устоялась и понятна всем, и предложение о ее реформировании прозвучало как гром среди ясного неба.

Скоропалительное внесение президентом в Государственную думу поправок к Конституции РФ «О Верховном суде и прокуратуре РФ», по которым даже в юридическом сообществе не было предварительного обсуждения, породило множество предположений о причинах столь кардинальной перестройки судебной системы России. Мнения высказываются самые различные: как серьезные, так и конспирологические, а порой и спекулятивные.

С сожалением констатирую, что в потоке суждений фактически потонули весьма серьезные и здравые предложения президента по реальному реформированию судебной власти. Имею в виду идею о создании административных судов. Конечно, концептуальная перестройка судебной системы не может оцениваться однозначно. Как всякое сложное социальное явление, она имеет и положительные, и отрицательные стороны. Оценить последствия, которые могут быть диаметрально противоположны ожидаемому результату, сложно. Однако необходимо составить прогнозы.

Профессионалы осознают, что объединение двух судебных инстанций обязательно приведет к коренной ломке всей правовой системы. Это очевидно, ведь каждая из существующих ветвей судебной власти организована особым, отличающимся от иных структур образом. Инстанционность, процессуальные особенности рассмотрения дел, структурирование, порядок обжалования, сроки рассмотрения споров - вот далеко не полный перечень проблем, которые встают перед правоприменителем, сталкивающимся с необходимостью ежедневно осуществлять правосудие в условиях ломки сложившейся системы.

Напомню, что президент еще несколько месяцев назад обосновал и четко сформулировал необходимость реформы. Он мотивировал ее стремлением избежать параллелизма в работе судов, исключить возможность отказа в судебной защите по причине споров о подведомственности, реализовать единообразие судебной практики, установить общие правила судопроизводства. Однако в противовес официальному мнению политики, юристы и обозреватели зачастую приводят и иные причины, которые, по их мнению, остались за рамками.

Многие эксперты говорят, что единый суд будет легче контролировать, об исключении субъективного фактора, когда амбиции и субъективные пристрастия руководителей равного уровня мешают им вести слаженную работу по установлению единообразной судебной практики. Между тем характер предстоящих преобразований очень серьезен. Речь идет об изменении Конституции РФ и целого ряда основополагающих федеральных законов. Это может привести к разбалансировке устоявшихся политической и юрисдикционной систем.

Также высказывается мнение, что предполагается и своего рода "чистка" судейских рядов, поскольку предусмотрена двухэтапная процедура переназначения судей. Она включает проведение специальной комиссией в отношении кандидатов квалификационного экзамена и проверки. Это создаст существенный психологический дискомфорт для опытных судей, отработавших в системе много лет, имеющих колоссальный опыт разрешения споров, обладающих учеными степенями докторов и кандидатов юридических наук.

Эти люди сами принимали экзамены. Их сложно представить в роли учеников, рискующих получить двойку. Предполагаю, что этот "психологический фактор" станет одной из причин существенного оттока из состава судей высококвалифицированных специалистов. Исход судей подкреплен и серьезными финансовыми факторами: каждый из уходящих в отставку получит значительную денежную сумму, а также высокую пенсию, соразмерную зарплате судьи. Кроме того, не многие захотят на закате карьеры переезжать из Москвы в Санкт-Петербург. Это прозаические факторы, но они весьма сильно повлияют на кадровый состав будущей высшей судебной инстанции.

Думаю, что реформаторы, готовившие коренную ломку судебной системы, не могли не учитывать вышеперечисленное. В то же время, видимо, имели место соображения, которые оказались гораздо сильнее тех отрицательных последствий, о которых упомянул. Если высказанное предположение окажется верным, то "чистка" судейских рядов, скорее всего, входит в планы реформаторов. Последние события подтвердили опасения по кадровому вопросу. Так, ВАС уже понес потери. Еще до его упразднения несколько старейших судей добровольно подали в отставку.

Любопытно, но реформа судебной системы стала поводом и для изменений в организации прокуратуры. Их общий тренд – ее еще большая зависимость от президентской власти. Это, в свою очередь, укрепляет позицию сторонников конспирологических теорий, объясняющих происходящее стремлением исполнительной власти усилить влияние на судебную власть.

Если рассуждать сугубо теоретически, то объединение судов целесообразно, поскольку исключает проблемы, которые порой носят технический характер, но от этого не перестают быть острыми и ощутимыми. Имею в виду часто возникающие между ветвями судебной власти споры о подведомственности, дискредитация судебной системы вследствие неоднородной судебной практики и прочее.

Однако, исходя из российских реалий, можно с большой уверенностью предположить, что будущая реформа нанесет непоправимый урон той судебной ветви, которая по праву является флагманом российской юрисдикционной системы, - арбитражным судам. Все их достижения, которые с таким трудом завоевывались на протяжении 20 лет, могут оказаться перечеркнутыми, а это - и открытость судебной системы, и скорость рассмотрения дел, и высокое качество принимаемых судебных актов.

Негативные последствия неизбежны, поскольку речь идет о соединении двух несоразмерных систем, одна из которых поглотит другую просто потому, что она существенно больше. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что реформа пойдет по пути ликвидации арбитражных судов. Об этом свидетельствует даже то, что в законопроекте говорится об «упразднении ВАС РФ». Сейчас сложно прогнозировать, как будет отстроена работа единого суда.

Если предположить, что ее модель останется прежней, то специфика, которая наработана в сфере хозяйственной юрисдикции, точно будет утрачена. Если Президиум Верховного суда наряду с уголовными, административными, гражданскими делами будет рассматривать и споры, вытекающие из коммерческих отношений, то это неизбежно приведет к снижению качества прецедентов, принимаемых на высшем уровне, и смещению значимости решений на уровень кассационных судов, что негативно скажется на единообразии судебной практики.

Еще один немаловажный вопрос - финансирование. Нужно признать, одной из причин более успешной работы системы арбитражных судов являлось то обстоятельство, что их финансирование было существенно выше. Кроме того, в судах общей юрисдикции система финансирования более сложная - Верховный суд самостоятельно распоряжается средствами, в то время как обеспечение остальных судов лежит на Судебном департаменте. Арбитражные суды финансировались централизованно. Конечно, какая-то унификация в организации финансирования должна последовать, но опять-таки, исходя из российских реалий, можно предположить, что настройка системы потребует весьма длительного срока и больших затрат.

Олег СКВОРЦОВ,

руководитель судебной практики

международной юридической компании

DLA Piper в Санкт-Петербурге,

профессор юридического факультета СПбГУ,

доктор юридических наук

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 30 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog